Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 19.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Гапко, А. Н. Связь типа привязанности к матери и страхов старших подростков / А. Н. Гапко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 575-577. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114242/ (дата обращения: 01.06.2024).



Привязанность к матери является одной из основополагающих особенностей развития и гармоничного взросления подростка. Взаимоотношения между матерью и ребёнком происходят продолжительное время, создавая тесные отношения, требующие внимания, ласки, такая связь помогает ребёнку преодолеть трудности в жизни, справиться с проблемными моментами. Данные потребности в привязанности и их отрицательное формирование приводит во взрослой жизни к проблемам, тревожности, снижает уровень коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми, родными. Для старших подростков характерна сепарация от родителей, в том числе и из-за того, что последние не принимают взросление личности старших подростков, их индивидуальности. Родители часто стараются сделать из старшего подростка тот формат личности, который хочется им. Здесь происходит идеализация возможностей подростка, следование мнению общества, а не индивидуальному развитию и становлению.

Ключевые слова : привязанность, детско-родительские отношения, старшие подростки, сепарация, тревожность, защита, нервозность, отвержение, эмоции.

На формирование и развитие типа привязанности влияет опыт детства, в частности — процесс сепарации от родительской фигуры. Если сепарация не произошла, то одной из вариаций деформации привязанности может быть склонность к эмоциональной зависимости от других людей. Таким образом, открывается тенденция к формированию созависимого поведения, а именно — к отсутствию осознания собственных потребностей, чувств и мыслей, а также к подмене собственных интересов интересами других людей.

Созданная теория привязанности была сформулирована и привнесена в психологию Дж. Боулби. Он считал, что человеческие младенцы, также как и животные, имеют запрограммированные формы поведения, направленные на то, чтобы удерживать родителей в прямой доступности для обеспечения их выживания. Определение привязанности выражается в виде установки эмоционального или психологического характера с другим лицом. Такая привязанность формируется в рамках приспособления к социуму, адаптации в целях создания безопасности и комфорта [1; 2].

Взаимоотношения с матерью детей с раннего возраста влияет на их личностное и психологическое развитие, коммуникацию, выстраивание межличностных взаимодействий с другими людьми. В будущем это определяется в виде поиска партнёра, отношений с противоположным полом или коммуникации со сверстниками. Также отношения с матерью помогают справляться с травмирующими обстоятельствами в жизни, ориентации в общении с окружающими.

Данные факторы относятся к защитной функции, где привязанность будет обусловлена системой наказаний ребёнка. Так, чем больше ребёнка наказывают, тем сильнее он чувствует привязанность к тому родителю, кто такое поведение проявляет, стараясь получить похвалу, одобрение.

Тип сформированной привязанности интегрируется в структуру личности и трансформируется в генерализованный тип привязанности, актуальный уже во взрослом возрасте. Далее, уже на основе генерализованного типа привязанности, настраиваются и другие типы привязанности — видоспецифический (отношениям различного вида — с друзьями, родственниками, супругами и т. д.) и специфический (отношения с конкретным партнером) [3].

Три типа привязанности были выделены М. Эйнсворт, она изучала сложившуюся привязанность к матери у детей раннего возраста, 1–1,5 года. Учёная выделяла такие типы привязанности:

1) Надёжная привязанность;

2) Ненадёжная привязанность — определяется избегающими действиями;

3) Ненадёжно-амбивалентная привязанность [9].

Е. С. Плотникова, Н. Н. Квашина отмечают, что взаимодействие с родителями в последние годы у старших подростков чаще негативное, редко проявляется эмоциональная близость с родителями, чувствительные переживания чаще отсутствуют. Всё это не позволяет сблизиться подростку с родителями, удовлетворить свои потребности в общении, поддержке, гармоничном процессе сепарации от них. Как отмечал К. Хорни, данный стиль общения с родителями формируется из «базальной» тревоги, что в будущем перерастает в невротизацию личностного развития [6].

Так, происходит отвержение на эмоциональном уровне, которое выражает родительские ожидания, не соответствующие действительности касаемо ребёнка. Особенности становления сформированных когнитивных предрасположенностей старшего подростка не поддерживаются родителями, они стараются сделать из ребёнка тот формат личности, который хочется им. Здесь происходит идеализация возможностей подростка, следования мнению общества, а не тому, как развивается подросток, и что ему нужно.

Важной особенностью связи страхов подростков и привязанности к матери обуславливается тем, что нехватка поддержки родителей выражается в эмоциональной нестабильности, нехватке чувства защиты, где подросток постоянно чувствует переживания, тревожность, ситуацию непринятия своего «Я». Так, отмечено, что если родители тепло относятся к своим детям, заботятся и окружают вниманием, это позволяет создать доверительные отношения к родителям, управлять своими эмоциями, создавать устойчивую коммуникацию, выражать свои внутренние качества, быть социально значимым. Если личностно ребёнок растёт и не соответствует ожиданиям родителей, не видит поддержки и оценки своих умений и способностей, то рождается постоянный страх, неуверенность, неумение решать трудности и поставленные задачи, формируется невозможность завоевывать внимание среди одноклассников [4].

В рамках теории привязанности также было введено такое понятие, как «рабочая (операционная) модель», которая является когнитивной репрезентацией себя и другого, сформированная на основе полученного опыта взаимодействия с первичным опекуном (обычно, матерью). Рабочая модель привязанности определяет опыт разлуки и воссоединения, которые сформируют недоступные варианты адекватной привязанности.

Отмечается, что «нечувствительность», отвержение, агрессия со стороны родителей становиться проблемой для ребёнка, он часто не понимает истинного отношения родителей к себе. Часто развивается тревожность, страхи, которые со взрослением трансформируются, видоизменяются, что приводит к негативным последствиям развития [8].

Возможно определить ранний тип привязанности к матери, влияющий на дальнейшие межличностные отношения старшего подростка и родителей, исследуя такие константы как суверенность психологического пространства личности и тип привязанности во взрослом возрасте.

Так, нарушения психологических границ непосредственным образом влияют на отношения со значимым окружением, а именно — нарушение эмоциональных связей старших подростков с родителями и каких-либо деструктивных событий. В дальнейшем, это мешает уже подрастающим молодым людям выстраивать социальные связи, а также формирует тенденцию к воссозданию негативных событий детства с целью компенсации полученных психотравм [5].

Причины нарушения личных физических границ и ведет к предположению, что можно напрямую повлиять на формирование идентичности личности. А вот в случае несформированных личных границ, личность продолжает стремиться к созависимым отношениям, чтобы «дополучить» физическую либо эмоциональную близость, чаще от матери.

Взаимоотношения с матерью детей с раннего возраста влияет на их личностное и психологическое развитие в более старшем возрасте, на коммуникацию, выстраивание межличностных взаимодействий со сверстниками. В будущем это определяется в виде поиска партнёра, отношений с противоположным полом или коммуникации со своим окружением [7].

Таким образом, связь привязанности матери и страхов старших подростков связано с моментом взросления, отчуждения от родителей, а также непринятием последних взрослеющей личности, индивидуальности подростков.

Литература:

  1. Боулби Дж. Привязанность / пер. с англ. Н. Г. Григорьевой, Г. Бурменской. М., 2003.
  2. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. Пер. с нем. — М.: Когито-Центр, 2012. — 316 с.
  3. Волкова Е. Е. Типы привязанности студентов и их успешность обучения в вузе // Вестник КемГУ. 2017. № 2 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-privyazannosti-studentov-i-ih-uspeshnost-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 10.05.2024).
  4. Иванцова Д. А. Детско-родительские отношения и их влияние на психическое развитие ребенка // Скиф. 2023. № 4 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detsko-roditelskie-otnosheniya-i-ih-vliyanie-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka (дата обращения: 10.05.2024).
  5. Левкова Т. В., Фадеева А. А. Суверенность личностного психологического пространства младшего школьника с разными типами привязанности к матери // МНКО. 2019. № 3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suverennost-lichnostnogo-psihologicheskogo-prostranstva-mladshego-shkolnika-s-raznymi-tipami-privyazannosti-k-materi (дата обращения: 08.05.2024).
  6. Плотникова Е. С., Квашина Н. Н. Принятие родителями как фактор психологического благополучия подростка // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2022. № 4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prinyatie-roditelyami-kak-faktor-psihologicheskogo-blagopoluchiya-podrostka (дата обращения: 13.05.2024).
  7. Чемурзиева М. М., Погорова Р. И. Эмоциональная привязанность ребенка к матери // Кронос. 2019. № 2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnaya-privyazannost-rebenka-k-materi (дата обращения: 08.05.2024).
  8. Шклянская А. А. Связь типа привязанности к матери и страхов детей старшего дошкольного возраста / А. А. Шклянская. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 24 (471). — С. 212–214.
  9. Ainsworth, M. S., & Bowlby, J. (1991). An ethological approach to personality development. American Psychologist, 46(4), 333–341. [Электронный ресурс] // https://doi.org/10.1037/0003–066X.46.4.333 (дата обращения: 10.05.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, мать, отношение, привязанность, ранний возраст, тип привязанности, взрослый возраст, идеализация возможностей подростка, психологическое развитие, эмоциональная близость.


Похожие статьи

Задать вопрос