Трансформация Public Relations в эпоху государственного дирижизма и информационного противоборства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Свиргунова, Е. И. Трансформация Public Relations в эпоху государственного дирижизма и информационного противоборства / Е. И. Свиргунова, Г. Д. Мянник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114239/ (дата обращения: 01.06.2024).



В данной статье исследуется динамика Public Relations (PR) в контексте возрастающего влияния государства на информационную сферу и эскалации информационных войн. Анализируются ключевые тенденции в эволюции PR, правовые аспекты его регулирования, а также угрозы и вызовы, порождаемые информационным противоборством. Особое внимание уделяется методам противодействия информационным угрозам и роли коммуникационного менеджмента в обеспечении информационной безопасности с привлечением конкретных примеров и аналитических выкладок, а также обоснованием выбора данных категорий для анализа.

Ключевые слова: Public Relations, правовое регулирование, государственное регулирование информации, информационное противоборство, коммуникационный менеджмент, информационная безопасность.

С момента своего зарождения в начале XX века PR опирался на различные теоретические концепции, включая: Теорию систем: PR рассматривается как система взаимосвязанных элементов, включающих организацию, ее целевые аудитории и каналы коммуникации. Теорию управления: PR рассматривается как функция управления, направленная на достижение организационных целей через эффективную коммуникацию. Теорию коммуникации: PR использует различные модели коммуникации, такие как модель Шеннона-Уивера и модель двухступенчатого потока коммуникации, для анализа и планирования коммуникационных процессов. Теорию общественного мнения: PR изучает факторы, влияющие на формирование общественного мнения, и разрабатывает стратегии его формирования в благоприятном для организации направлении.

В последние десятилетия в теории PR наблюдается сдвиг от односторонней модели информирования к двусторонней модели диалога и взаимодействия с целевыми аудиториями. Это связано с развитием социальных сетей и других интерактивных платформ, которые позволяют организациям вести прямой диалог с своими стейкхолдерами.

Public Relations (PR), как научная дисциплина и практическая деятельность, направленная на формирование и поддержание благоприятного имиджа организации, претерпевает значительные трансформации в условиях современного информационного общества. Его эволюция обусловлена комплексным взаимодействием ряда факторов, включая развитие цифровых технологий, изменение общественно-политических процессов и возрастающее влияние государства на информационное пространство.

В данной статье для анализа трансформации PR были выбраны следующие категории: Государственный дирижизм: возрастающее влияние государства на информационное пространство, что существенно влияет на деятельность PR-специалистов и требует от них адаптации к новым условиям. Информационное противоборство: использование информационных технологий и ресурсов для достижения политических, экономических и военных целей, что создает новые угрозы и вызовы для PR. Данные категории были выбраны, поскольку они отражают ключевые тенденции в развитии информационного пространства и оказывают существенное влияние на деятельность PR [3].

Интеграция PR в государственные стратегии: PR становится инструментом реализации государственных интересов, формирования благоприятного имиджа страны на международной арене и поддержания внутренней стабильности. Примером может служить использование PR-технологий в рамках реализации национальных проектов, таких как «Цифровая экономика» в России или «Made in China 2025». Государство акмтивно использует PR-технологии для продвижения своих программ, инициатив и идей. Выбор данной категории обусловлен тем, что она отражает растущее влияние государства на информационное пространство и его стремление использовать PR для достижения своих целей.

Доминирование государственных медиа: Государственные средства массовой информации становятся основным каналом коммуникации с обществом, формируя общественное мнение и продвигая государственную повестку дня. Например, в Китае государственные СМИ, такие как CCTV и Xinhua, играют доминирующую роль в информационном пространстве, формируя нарративы, соответствующие позиции Коммунистической партии [4]. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как государство использует медиа для формирования общественного мнения и продвижения своей повестки дня.

Контроль информационного пространства: Государство стремится контролировать информационные потоки, ограничивая доступ к нежелательным ресурсам и препятствуя распространению информации, противоречащей официальной позиции. Примером может служить «Великий китайский файрвол», блокирующий доступ к многим зарубежным веб-сайтам и социальным сетям. Выбор данной категории обусловлен тем, что она демонстрирует, как государство ограничивает доступ к информации и контролирует информационное пространство [3].

Пример дирижизма: В России ярким примером дирижизма является создание и развитие медиахолдинга «Россия сегодня», который объединяет ряд государственных СМИ, таких как РИА Новости, Sputnik и RT. Этот холдинг активно продвигает государственную повестку дня на международном уровне. Данная тенденция порождает ряд дилемм. С одной стороны, государство имеет право и обязанность информировать общество о своей деятельности и обеспечивать информационную безопасность. С другой стороны, чрезмерное вмешательство государства в информационное пространство может привести к ограничению свободы слова, манипуляции общественным мнением и созданию неравных условий для различных политических и общественных сил [5].

Информационные войны — это форма противоборства, в которой используются информационные технологии и ресурсы для достижения политических, экономических и военных целей [2]. Они характеризуются многообразием методов, в арсенале информационных войн присутствуют дезинформация, пропаганда, кибератаки, экономический шпионаж и другие методы воздействия на информационное пространство и общественное мнение.

Информационные войны представляют серьезную угрозу безопасности и стабильности, как на национальном, так и на международном уровне. Они могут привести к политической дестабилизации, разжигание социальных конфликтов, подрыв доверия к государственным институтам, манипуляция выборами. Например, вмешательство России в президентские выборы в США в 2016 году с использованием информационных технологий [2]. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как информационные войны могут быть использованы для дестабилизации политической ситуации в стране.

Также, к нарушениям работы финансовых рынков, снижение инвестиционной привлекательности, ущерб репутации компаний. Например, кибератаки на крупные компании и финансовые институты могут привести к утечке конфиденциальной информации и финансовым потерям. Выбор данной категории обусловлен тем, что она демонстрирует, как информационные войны могут привести к экономическим потерям для компаний и стран.

Кроме этого, к эскалации напряженности, провоцирование военных действий, подрыв обороноспособности страны. Например, использование дезинформации и пропаганды для разжигания военных конфликтов. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как информационные войны могут быть использованы для эскалации напряженности и провоцирования военных конфликтов.

Правовое регулирование PR представляет собой сложную задачу, требующую учета различных интересов и баланса между свободой слова, национальной безопасностью и экономическими интересами. Для эффективного противодействия информационным войнам и обеспечения информационной безопасности необходимо комплексное применение различных стратегий:

Укрепление кибербезопасности: Развитие и совершенствование систем защиты информации, а также повышение квалификации специалистов по информационной безопасности. Это включает в себя внедрение современных технологий защиты данных, проведение регулярных аудитов информационной безопасности и обучение сотрудников основам кибергигиены. Например, использование многофакторной аутентификации, шифрование данных и регулярное обновление программного обеспечения. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как технические меры могут быть использованы для защиты от информационных угроз.

Мониторинг и анализ данных: Постоянное наблюдение за информационным пространством, выявление попыток дезинформации и манипуляции, а также анализ их источников и методов. Для этого необходимо использовать специализированные инструменты мониторинга социальных сетей, СМИ и других источников информации, а также привлекать экспертов по анализу данных. Например, использование инструментов мониторинга социальных сетей для выявления фейковых аккаунтов и бот-сетей. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как мониторинг и анализ данных могут быть использованы для выявления информационных угроз.

Стратегическое коммуникационное планирование: Разработка четких коммуникационных стратегий и ключевых сообщений, а также обеспечение согласованности действий различных подразделений организации. Важно разработать план реагирования на информационные атаки, который будет включать в себя меры по противодействию дезинформации, информированию общественности и восстановлению репутации. Например, разработка коммуникационной стратегии для реагирования на кибератаку и информирования клиентов о принятых мерах. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как стратегическое коммуникационное планирование может быть использовано для противодействия информационным угрозам [5].

Образование и тренинги: Повышение уровня информационной грамотности сотрудников и общества в целом, обучение методам анализа информации и выявления дезинформации. Это может включать в себя проведение тренингов по медиаграмотности, критическому мышлению и фактчекингу. Например, обучение сотрудников основам кибергигиены и методам выявления фишинговых писем. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как образование и тренинги могут быть использованы для повышения информационной грамотности и противодействия информационным угрозам. Обмен информацией о киберугрозах, координация действий по обеспечению информационной безопасности, а также разработка совместных механизмов противодействия информационным войнам. Это может включать в себя участие в международных инициативах по борьбе с дезинформацией, сотрудничество с правоохранительными органами и спецслужбами. Например, сотрудничество компаний с государственными органами в расследовании кибератак. Выбор данной категории обусловлен тем, что она показывает, как сотрудничество может быть использовано для противодействия информационным угрозам [1].

PR в условиях государственного дирижизма и информационных войн сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Правовое регулирование, разработка эффективных стратегий противодействия информационным угрозам и повышение роли коммуникационного менеджмента являются необходимыми условиями обеспечения информационной безопасности и устойчивого развития общества.

В заключение, важно отметить, что эффективное противодействие информационным угрозам возможно только при условии сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества. Необходим комплексный подход, включающий в себя правовое регулирование, развитие технологий информационной безопасности, повышение информационной грамотности населения и формирование культуры открытости и доверия. Только совместными усилиями мы сможем обеспечить информационную устойчивость и безопасность нашего общества. Выбор рассмотренных в статье категорий и примеров обусловлен их актуальностью и значительностью для понимания современных тенденций в развитии PR и информационного пространства. Анализ данных категорий позволяет выявить вызовы и угрозы, с которыми сталкиваются PR-специалисты, а также разработать эффективные стратегии противодействия им.

Литература:

  1. Катлип, Г., Сентер, А., Брум, Г. (2001). Паблик рилейшнз. Теория и практика. Москва: Издательский дом «Вильямс». — С. 72–75
  2. Шарков, Ф.И. (2002). Паблик рилейшнз. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». С. 122–89
  3. Cuttinglip, S.M., Center, A.H., & Broom, G.M. (2006). Effective Public Relations (9th ed.). Upper Saddle River, NJ: Pearson Prentice Hall. (pp. 1–7).
  4. Grunig, J. E. & Hunt, T. (1984). Managing Public Relations. New York: Holt, Rinehart and Winston. (pp. 6–9).
  5. Grunig, J. E. (2001). Two-Way Symmetrical Public Relations: Past, Present, and Future. In R. L. Heath (Ed.), Handbook of Public Relations (pp. 11–30). Thousand Oaks, CA: Sage.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное пространство, информационная безопасность, общественное мнение, выбор, категория, правовое регулирование, угроза, анализ данных, информационное противоборство, коммуникационный менеджмент.


Ключевые слова

Информационная безопасность, правовое регулирование, информационное противоборство, Public Relations, государственное регулирование информации, коммуникационный менеджмент

Похожие статьи

Задать вопрос