Преобладающие копинг-стратегии у старших подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 июня, печатный экземпляр отправим 26 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 16.05.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Карпушина, В. В. Преобладающие копинг-стратегии у старших подростков / В. В. Карпушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 579-587. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114195/ (дата обращения: 14.06.2024).



Старший подростковый возраст — важный этап взросления человека. Именно в данный возрастной отрезок дети учатся самостоятельности, готовятся к взрослой жизни. В связи с этим у старших подростков довольно часто возникают стрессовые ситуации: учеба, взаимоотношения с родителями, отношения со сверстниками, подготовка к экзаменам, выбор будущей профессии и многое другое.

Проблема исследования заключается в том, что использование определенных копинг-стратегий для преодоления тревожности для каждого подростка будут оказывать неповторимое влияние, что создает трудности для систематизации и выявлении наиболее благоприятных стратегий поведения, а также составления методических рекомендаций по работе со старшими подростками по преодолению тревожных состояний.

В данном исследовании цельюстало выявить преобладающие копинг-стратегий у старших подростков.

Основной задачей в работе является выявление преобладающих копинг-стратегий у старших подростков.

Термин «coping» в отечественной психологии появился сравнительно недавно, в конце прошлого века. Однако, родственные ему понятия изучались достаточно длительное время. Большую работу по изучения копинга проводили такие исследователи как: В. А. Абабков, Б. Д. Карвасарский, Н. А. Сирота и другие [1, 5, 11].

В зарубежной литературе копинг рассматривается как противодействие стрессу. Г. С. Салливан, В. И. Овчаренко, Э. Фромм, К. Хорни рассматривают его с точки зрения психодинамики как эго-процесс, направленный на успешное приспособление индивида к трудным ситуациям [6, 10, 13].

По мнению А. Маслоу и К. Роджерса, сторонников гуманистической психологии, копинг — поведение, ориентированное на активные действия индивида для совладания с жизненными трудностями [4, 6].

Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривают его, как «направленность личности на сохранение определенного равновесия между требованиями окружающей среды и наличием ресурсов, которые удовлетворяли бы эти требования» [7; 14; 15].

В данном аспекте актуально рассмотреть научные взгляды на исследуемую проблему отечественных психологов и педагогов. Например, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Л. И. Уманский рассматривают копинг-стратегии как стрессоустойчивость. Другие исследователи, среди которых есть Л. И. Анцыферовой, В. А. Бодрова, В. С. Мерлина характеризуют данное понятие как эмоциональную устойчивость [2; 3; 12].

Для диагностики преобладающих копинг-стратегий у старших подростков был использован опросник совладания со стрессом в адаптации Т. О. Гордеевой, Е. И. Рассказовой, Е. Н. Осина, который является русскоязычной адаптацией опросника COPE К. Карвера, М. Шейера и Дж. Вейнтрауба. Старшим подросткам предлагалось выразить согласие/несогласие с 60 утверждениями опросника, используя предложенные варианты ответов. С помощью ключа подсчитывались баллы по 15 шкалам опросника.

Далее представлены результаты сопоставительного анализа типов защит старших подростков, полученные с помощью опросника совладания со стрессом в адаптации Т. О. Гордеевой, Е. И. Рассказовой, Е. Н. Осина. (таблица 1, рисунки 1–15).

Таблица 1

Сопоставительный анализ типов защит старших подростков (в %)

Тип защиты

Уровень выраженности

Мальчики

Девочки

F1: Позитивное переформулирование и личностный рост

Высокий

82,8

71

Средний

12,9

29

Низкий

4,3

0

F2: Мысленный уход от проблемы

Высокий

17,2

42

Средний

78,5

54,8

Низкий

4,3

3,2

F3: Концентрация на эмоциях и их активное выражение

Высокий

21,5

64,8

Средний

57

32

Низкий

21,5

3,2

F4: Использование инструментальной социальной поддержки

Высокий

43

64,8

Средний

43

28,8

Низкий

14

6,4

F5: Активное совладание

Высокий

69,6

71,2

Средний

30,4

22,4

Низкий

0

6,4

F6: Отрицание

Высокий

26,2

38,8

Средний

65,2

54,8

Низкий

8,6

6,4

F7: Обращение к религии

Высокий

17,2

12,8

Средний

39,8

38,8

Низкий

43

48,4

F8: Юмор

Высокий

60,2

64,8

Средний

39,8

28,8

Низкий

0

6,4

F9: Поведенческий уход от проблемы

Высокий

8,6

25,6

Средний

65,2

71,2

Низкий

26,2

3,2

F10: Сдерживание

Высокий

26,2

42

Средний

65,2

54,8

Низкий

8,6

3,2

F11: Использование эмоциональной социальной поддержки

Высокий

34,9

71

Средний

52,2

22,6

Низкий

12,9

6,4

F12: Использование «успокоительных»

Высокий

12,9

22,6

Средний

12,9

25,6

Низкий

74,2

51,8

F13: Принятие

Высокий

87,1

61,6

Средний

8,6

35,2

Низкий

4,3

3,2

F14: Подавление конкурирующей деятельности

Высокий

15

58

Средний

34,9

42

F15: Планирование

Высокий

16

74,2

Средний

30,4

22,6

Низкий

0

3,2

Сопоставительный анализ уровней выраженности позитивного переформулирования и личностного роста старших подростков (в %)

Рис. 1. Сопоставительный анализ уровней выраженности позитивного переформулирования и личностного роста старших подростков (в %)

Часто в ситуациях, когда старшие подростки испытывают эмоциональный дискомфорт, стараются найти позитивные моменты в сложившихся ситуациях большинство мальчиков и девочек (82,8 % и 71 % соответственно). Иногда используют этот тип защиты 12,9 % мальчиков и 29 % девочек. Никогда не прибегают к позитивному переформулированию только 4,3 % мальчиков.

Сопоставительный анализ уровней выраженности мысленного ухода от проблемы старших подростков (в %)

Рис. 2. Сопоставительный анализ уровней выраженности мысленного ухода от проблемы старших подростков (в %)

Всегда стараются не думать о сложностях 17,2 % мальчиков и 42 % девочек. Иногда могут стремиться к уходу от проблемных ситуаций 78,5 % мальчиков и 54,8 % девочек. Низкий уровень мысленного ухода от проблем характерен только для 4,3 % мальчиков и 3,2 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности концентрации на эмоциях и их активном выражении старших подростков (в %)

Рис. 3. Сопоставительный анализ уровней выраженности концентрации на эмоциях и их активном выражении старших подростков (в %)

Всегда концентрируются на своих эмоциях и их демонстрации 21,5 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда могут на них зацикливаться 57 % мальчиков и 32 % девочек. Редко прибегают к данному типу защит 21,5 % мальчиков и только 3,2 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности использования инструментальной социальной поддержки старших подростков (в %)

Рис. 4. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования инструментальной социальной поддержки старших подростков (в %)

Всегда ожидают поддержки со стороны других людей в сложных ситуациях 43 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда такой вид поддержки бывает необходим 43 % мальчиков и 28,8 % девочек. Считают, что в сложной ситуации можно полагаться только на себя самих только 14 % мальчиков и 6,4 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности активного совладания старших подростков (в %)

Рис. 5. Сопоставительный анализ уровней выраженности активного совладания старших подростков (в %)

Всегда целенаправленно ориентированы на ликвидацию какой-либо угрозы большинство мальчиков и девочек (69,6 % и 71,2 % соответственно). Могут демонстрировать поведение, направленное на решение проблемы 30,4 % мальчиков и 22,4 % девочек. Низкий уровень по шкале «Активное совладание» выявлен только в группе девочек (6,4 %).

Сопоставительный анализ уровней выраженности отрицания старших подростков (в %)

Рис. 6. Сопоставительный анализ уровней выраженности отрицания старших подростков (в %)

Часто отказываются принимать реальность такой, какая она есть, 26,2 % мальчиков и 38,8 % девочек. Иногда могут отрицать факты, которые вызывают чувство дискомфорта 65,2 % мальчиков и 54,8 % девочек. Редко используют «Отрицание» как тип защиты только 8,6 % мальчиков и 6,4 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности обращения к религии старших подростков (в %)

Рис. 7. Сопоставительный анализ уровней выраженности обращения к религии старших подростков (в %)

Всегда в трудных ситуациях обращаются к религии 17,2 % мальчиков и 12,8 % девочек. Среднему уровню по данной шкале соответствовали результаты 39,8 % мальчиков и 38,8 % девочек, а низкому — 43 % мальчиков и 48,4 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности юмора старших подростков (в %)

Рис. 8. Сопоставительный анализ уровней выраженности юмора старших подростков (в %)

В трудных жизненных ситуациях часто используют юмор, как психологическую защиту, 60,2 % мальчиков и 64,8 % девочек. Иногда этот тип защиты могут использовать 38,8 % мальчиков и 28,8 % девочек. Низкий уровень по данной шкале выявлен только в группе девочек (6,4 %).

Сопоставительный анализ уровней выраженности поведенческого ухода от проблемы старших подростков (в %)

Рис. 9. Сопоставительный анализ уровней выраженности поведенческого ухода от проблемы старших подростков (в %)

Высокий уровень по шкале «Поведенческий уход от проблемы» выявлен у 8,6 % мальчиков и 25,6 % девочек. Иногда могут отказываться от достижения цели 65,2 % мальчиков и 71,2 % девочек. Всегда готовы преодолевать препятствия на пути к намеченной цели 26,2 % мальчиков и только 3,2 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности сдерживания старших подростков (в %)

Рис. 10. Сопоставительный анализ уровней выраженности сдерживания старших подростков (в %)

Часто пытаются в сложных ситуациях прибегать к «Сдерживанию» 26,2 % мальчиков и 42 % девочек. Средний уровень по данному типу защит диагностирован у 62,2 % мальчиков и 54,8 % девочек, а низкий — только у 8,6 % мальчиков и 3,2 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности использования эмоциональной социальной поддержки старших подростков (в %)

Рис. 11. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования эмоциональной социальной поддержки старших подростков (в %)

В ситуациях, которые вызывают эмоциональный дискомфорт, 34,9 % мальчиков и 71 % девочек всегда ожидают эмоциональной поддержки со стороны других людей. Иногда такая поддержка бывает необходима 52,2 % мальчиков и 22,6 % девочек. Низкий уровень по шкале «Использование эмоциональной социальной поддержки» диагностирован у 12,9 % мальчиков и 6,4 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности использования «успокоительных» старших подростков (в %)

Рис. 12. Сопоставительный анализ уровней выраженности использования «успокоительных» старших подростков (в %)

Всегда в сложных ситуация используют «успокоительные» 12,9 % мальчиков и 22,6 % девочек. Средний уровень сформированности данного типа защиты выявлен у 12,9 % мальчиков и 25,6 % девочек, а низкий — у 74,2 % мальчиков и 51,8 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности принятия старших подростков (в %)

Рис. 13. Сопоставительный анализ уровней выраженности принятия старших подростков (в %)

Готовы принимать реальность такой, какая она есть, большинство мальчиков и девочек (87,1 % и 61,6 % соответственно). Могут совершать такие действия 8,6 % мальчиков и 35,2 % девочек. Низкому уровню по данной шкале соответствовали результаты только 4,3 % мальчиков и 3,2 % девочек.

Сопоставительный анализ уровней выраженности подавления конкурирующей деятельности старших подростков (в %)

Рис. 14. Сопоставительный анализ уровней выраженности подавления конкурирующей деятельности старших подростков (в %)

В данной выборке старших подростков все мальчики и девочки показали высокий и средний уровень сформированности у них типа защиты. «Подавление».

Сопоставительный анализ уровней выраженности планирования старших подростков (в %)

Рис. 15. Сопоставительный анализ уровней выраженности планирования старших подростков (в %)

Всегда планируют действия, направленные на решение проблемы, 69,6 % мальчиков и 74,2 % девочек. Средний уровень сформированности данного типа защиты выявлен у 30,4 % мальчиков и 22,6 % девочек, а низкий — только в группе девочек (3,2 %).

На данном возрастном этапе нельзя говорить об окончательной сформированности типов защит. Наоборот, старшие подростки только примеряют разные типы защит к стрессовым ситуациям. Необходимо отметить и то, что кризис, характерный для исследуемого возраста, ярко выражающийся в максимализме старших подростков и несформированность автономии как личностного качества можно рассматривать как факторы, которые влияют на выбор типа защит старших подростков.

В результате исследования было выявлено, что:

Подростки в силу своих возрастных особенностей отдают большее предпочтение тем стратегиям, которые способствуют восстановлению физических сил, сотрудничество со взрослыми и эмоциональное реагирование. Самооценка при этом играет большую роль.

Доминирующими копинг-сётратегиями старших подростков следует считать позитивное переформулирование, использование инструментальной социальной поддержки, активное совладание, юмор и принятие.

Когда для старших подростков характерно волнение и повышенное беспокойство в школьных ситуациях, они чаще отказываются реалистично воспринимать складывающиеся ситуации и реже предпринимают активные действия для изменения стрессовой ситуации, подавляют конкурентную деятельность и планируют решения выхода из стрессовой ситуации.

Чем меньше уверены старшие подростки в свои способностях, тем чаще они зацикливаются на эмоциях, отказываются реалистично воспринимать складывающиеся ситуации, устанавливают границы в отношениях с другими людьми и уклоняются от проблем и реже предпринимают активные действия для изменения стрессовой ситуации, подавляют конкурентную деятельность.

Литература:

  1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Проблемы, теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. — СПб.: изд-во СПбГУ, 2004. — 53 с.
  2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л. И Анцыферова // Психологический журнал. — Т. 15. — № 1. — С. 3–16. [Электронный ресурс] URL: https://psy.jes.su/s0205–95920000621–0-1-ru-1488/ (дата обращения: 01.04.2024)
  3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В. А. Бодров. — М.: ПЕР–СЭ, 2006. — 528 c.
  4. Изард К. Е. Психология эмоций. Пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева. СПб.: Питер, 2011. — 464 с.
  5. Карвасарский Б. Д. Копинг-поведение (механизмы совладания) как сознательные стратегии преодоления стрессовых ситуаций и методы их определения: пособие для врачей и психологов [Текст] / Б. Д. Карвасарский, В. А. Абабков, А. В. Васильева, Г. Л. Исурина и др. — СПб.: Изд-во НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2007. — 28 с.
  6. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 400 с. — (Высшее образование).
  7. Лазарус Р. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу [Электронный ресурс] / Р. Лазарус // Психологические факторы на работе и охрана здоровья. URL: https://monographies.ru/ru/book/section?id=3158 (дата обращения: 27.02.2024)
  8. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ, 2013. — № 1. — С. 5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koping-strategii-v-strukture-deyatelnosti-i-samoregulyatsii-psihometricheskie-harakteristiki-i-vozmozhnosti-primeneniya-metodiki-cope (дата обращения: 16.03.2024).
  9. Рассказова Е. И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы / Е. И. Рассказова, Т. О. Гордеева // Психологические исследования, 2011. — N 3(17) — С. 45–51.
  10. Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии / Салливан Г. С. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000597640 (дата обращения: 04.03.2024)
  11. Сирота H. A. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков / H. A. Сирота, В. М. Ялтонский // Обозр. психиат. и мед. Психол., 2004. — № 1. — С. 63–74.
  12. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников: [Учеб. пособие для пед. ин-тов] / Л. И. Уманский. — Москва: Просвещение, 2002. — 160 с.
  13. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2014. — 256 с.
  14. Folkman S, Lazarus R. S. Coping as a mediator of emotion // Journal of Personal and Social Psychology. — 54. — P. 466–475. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3361419/ (дата обращения: 10.02.2024)
  15. Folkman S, Lazarus R. S., Pimley S, Novacek J. Age differences in stress and coping processes // Psychology and Aging. — 2. — P.171–184. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/3268206/ (дата обращения: 14.03.2024)
Основные термины (генерируются автоматически): девочка, мальчик, тип защиты, подросток, ситуация, позитивное переформулирование, сопоставительный анализ уровней выраженности, тип защит, Поведенческий уход, стрессовая ситуация.


Похожие статьи

Задать вопрос