Проблемные вопросы участия адвоката как представителя интересов доверителей в административном судопроизводстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 июня, печатный экземпляр отправим 19 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (519) май 2024 г.

Дата публикации: 14.05.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Хачатурян, Р. В. Проблемные вопросы участия адвоката как представителя интересов доверителей в административном судопроизводстве / Р. В. Хачатурян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 20 (519). — С. 441-443. — URL: https://moluch.ru/archive/519/114124/ (дата обращения: 01.06.2024).



Вступление в силу Кодекса административного судопроизводства РФ привело к возникновению нового вида представительства в суде — административного процессуального представительства, требующего соответствующего серьезного исследования. Автор приходит к выводу, что положение об обязательном представительстве в КАС РФ, с одной стороны, повышает уровень качества административного судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов, а с другой — ставит в неравное положение всех заявителей, поскольку возможность судебного разбирательства прямо ставится в зависимость от материального положения гражданина, подавшего административное исковое заявление.

Ключевые слова: административное судопроизводство, представительство, адвокат, судебный процесс, административный истец, административный ответчик.

Возникает необходимость заострить внимание на особенностях правовой регламентации института административного процессуального представительства.

Прежде всего, нужно отметить, что в административном судопроизводстве применение данного института нацелено на реализацию конкретной нормы, закрепленной в ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд [2].

Часть 1 ст. 54 КАС РФ при условии, что указанный Кодекс не предусматривает обязательного участия представителя в судебном процессе, закрепляет положение, граждане, у которых присутствует административная процессуальная дееспособность, могут в суде лично вести их административные дела.

Принятие личного участия в административном деле гражданином не исключает его возможности обладать по данному делу представителем.

Отметим, что выражение «личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя», а также регламентирующее подобное право положение ч. 1 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, имеет аналогичный недочет, состоящий в том, что не учтено, что неличное участие лица в деле (когда его участие в деле наблюдается) невозможно, вследствие чего выражение «личное участие в деле» практически лишено смысла и в законодательстве стоило бы указать личное участие субъекта не в деле, а в производстве по нему, в том числе, по административному делу.

Согласно ч. 2 ст. 54 КАС РФ защита в суде прав и законных интересов недееспособных граждан осуществляется их законными представителями — родителями, усыновителями, опекунами или иными лицами, которые данное право получают соответствующими положениями федерального закона.

Однако по ч. 1 ст. 55 КАС РФ представитель в суде должен обладать полной дееспособностью, не состоять под опекой или попечительством, иметь высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

Однако законные представители за редким исключением высшим юридическим образованием не обладают, и, таким образом, не могут быть представителями по административным делам. Здесь имеет место очевидная коллизия между ч. 2 ст. 54 и ч. 1 ст. 55 КАС РФ.

Подобную коллизию можно видеть также между ч. 3 ст. 54 и ч. 1 ст. 55 КАС РФ, между ч. 5 ст. 54 КАС РФ и ч. 1 ст. 55 КАС РФ, между ч. 7 ст. 54 КАС РФ и ч. 1 ст. 55 КАС РФ.

Такое присутствие в гл. 5 КАС РФ значительного числа обозначенных выше коллизий, когда законом, в противовес общему положению ч. 1 ст. 55 КАС РФ, не предусматривающему какие-нибудь исключения из содержащегося в нем правила, допускается ведение таких дел гражданами без указанного образования, говорит о том, что в данном случае закон и, определенные современными практическими условиями потребности судебной практики, расходятся.

Несомненно, что в современной России пока что не образовалась система экономических, социальных и политических условий для того, чтобы осуществить полный переход на профессиональное судебное представительство.

Представляется, вместе с тем, что повышение уровня общей, и в известной степени, правовой грамотности граждан, должностных лиц приведет к уменьшению количества случаев ошибочного определения гражданами и юридическими лицами представителей, не имеющих необходимой специальной подготовки, и таким образом производимый отбор представителей сторонами процесса и другими лицами, участвующими в деле, приобретать будет все большую эффективность.

Кодексом делятся представители в административном судопроизводстве на следующие категории: 1) адвокаты; 2) другие представители (ч. 4, 5 ст. 57); закреплено, что другие представители полномочия приобретают в результате доверенности [5].

Мнения специалистов по поводу того, каким документом подтверждаются полномочия адвоката на участие в административном процессе, различаются. Так, одни считают, что адвокаты полномочия получают согласно п. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ на основании ордера [3]. Другие полагают, что полномочия адвокат приобретает в результате получения доверенности [1].

В ч. 4 ст. 57 КАС РФ указано, что ордер является документом, удостоверяющим полномочия адвоката. В случаях, предусмотренных Кодексом, полномочия также могут подтверждаться доверенностью. Из указанного можно сделать вывод, что адвокату ордер необходим.

Однако Кодексом не установлен точный перечень дел, когда адвокат вправе участвовать в суде только на основании ордера. Согласно ч. 2 ст. 58 КАС РФ, суд решает вопрос о наличии у субъекта полномочий и вопрос о допуске участника к участию в деле.

Полагаем, является очевидным, что, если адвокат вступает в дело по назначению судьи, доверенность в этом случае не требуется.

Верховный Суд РФ [4] занимает позицию, по смыслу которой, исходя из ч. 4 ст. 54, ч. 6 ст. 277 КАС РФ и ст. 6 Закона № 63-ФЗ, когда суд назначает административному ответчику представителем адвоката, полномочия последнего основываются на ордере, полученном от соответствующего адвокатского образования.

Участие адвоката является обязательным и осуществляется по назначению суда в следующих случаях: если у административного ответчика не известно место жительства; если в отношении административного ответчика в недобровольном порядке решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, занимающуюся оказанием психиатрической помощи и в др. случаях.

Часть 9 ст. 208 КАС РФ также содержит требование об обязательном участии представителя. Это относится к рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения; суде автономного округа; суде автономной области, если гражданин-заявитель не имеет высшего образования. В рассматриваемом случае, участие представителя обеспечивается самим участником процесса, а не судом.

Кодексом также не урегулирован вопрос о возможности осуществлять адвокату общие полномочия, такие как подача ходатайства, ознакомление с материалами дела и др.) при наличии ордера и отсутствии доверенности.

Однако в указанных Верховным Судом РФ нормах Кодекса и Закона об адвокатуре в РФ, о необходимости представления адвокатом ордера на ведение таких дел ничего не говорится, а федеральный закон, предусматривающий необходимость адвокату иметь ордер, отсутствует.

Представляется, что законодатель для устранения этой проблемы должен внести в КАС РФ соответствующие изменения.

Часть 4 статьи 57 КАС РФ гласит, что «Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью», это значит, что доверенности достаточно, только в установленных случаях, в свете вышеизложенного предлагается придать норме диспозитивный характер и установить, что полномочия адвоката могут подтверждаться ордером или доверенностью.

Таким образом, анализ гл. 5 «Представительство в суде» КАС РФ показывает наличие в ней, наряду с отдельными законодательными достижениями, значительного количества разнородных недостатков, которые требуют своего разрешения.

Согласно ч. 9 ст.208 КАС РФ существуют случаи, когда представитель обязательно участвует в административном судопроизводстве.

Так, гражданин, не имеющий высшего юридического образования, участвует в деле об оспаривании нормативных правовых актов и актов, которые содержат разъяснения законодательства, обладающие нормативными свойствами, только в присутствие представителя.

В связи с этим стоит рассмотреть вопрос о последствиях такого введения для гражданина.

Главный аспект обсуждения при данном вопросе — это пробел в законодательстве в части возможности реализации гражданином своего права на судебную защиту при обязательном участии представителя. Если буквально толковать ч. 9 ст.208 КАС РФ, то следует, что гражданин, участвующий в деле, вообще не обладает какими-либо правами в судебном заседании. А при намерении гражданина вести дело по рассматриваемой категории самостоятельно, без участия представителя, в исковом заявлении следует обязательно указать сведения о наличии высшего юридического образования, что подтверждается копией полученного диплома.

В противном случае на основании ч. 1 ст.130 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без движения. Таким образом, можно сделать вывод, что данное требование непосредственно нарушает конституционное право гражданина на судебную защиту в силу того, что лицо не имеет возможности подать административное исковое заявление. Ввиду этого возникает вопрос: «Как гражданин может реализовать права в своем деле?»

Очевидно, что гражданин имеет право физически присутствовать в зале суда, и наблюдать за судебном процессом. За гражданином, участвующим в деле, сохраняется право давать суду объяснения, представлять доказательства, но существуют и определенные ограничения. Так, лицо не имеет право самостоятельно давать отказ от предъявленного иска, что должно реализовываться только посредством представителя.

Таким образом, на основании вышеизложенного, представляется следующий вывод. Положение об обязательном представительстве в КАС РФ, с одной стороны, повышает уровень качества административного судопроизводства по оспариванию нормативных правовых актов. С другой стороны, это ставит в неравное положение всех заявителей, а именно возможность судебного разбирательства прямо зависит от материального положения гражданина, подавшего административное исковое заявление.

Литература:

  1. Беспалов Ю. Ф. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный научно-практический) / Ю. Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016 // СПС «КонсультантПлюс». 316 с.
  2. Ивакин В. Н. Представительство в административном судопроизводстве / В. Н. Ивакин // Lex russica. 2017. № 6. С. 129–140.
  3. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А. А. Муравьева. — М.: Проспект, 2015 // СПС «КонсультантПлюс». 402 с.
  4. Обзор судебной практики № 3 (2015), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 25.11.2015 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. № 6.
  5. Степкин С. П. Услуги представителя в гражданском, арбитражном и административном процессах: договор, компенсация, проблемы взыскания. Теория, анализ, практика / С. П. Степкин. — М.: ЛитРес, 2018. С. 58–77.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, административное судопроизводство, дело, суд, административное исковое заявление, административный ответчик, высшее юридическое образование, гражданин, полномочие адвоката, личное участие.


Похожие статьи

Задать вопрос