Жанровая скульптура в туркменском изобразительном искусстве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 05.05.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, Я. М. Жанровая скульптура в туркменском изобразительном искусстве / Я. М. Юсупова, Айгозель Глычмурадова Эсенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 515-519. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113706/ (дата обращения: 19.05.2024).



В статье проводится искусствоведческий анализ скульптурного творчества, изображающего жизнь. Жанр в изобразительном искусстве являет собой особый пласт в изобразительном искусстве, так как знакомит зрителя с героем произведения, а также сближает с эпохой, нравами прошлых времён. В связи с этим и современное изобразительное искусство является вечным хранителем своего культурного времени.

Ключевые слова: туркменское искусство, скульптура, живопись, художник, жанр, портрет, национальные ценности, наследие, жизненная композиция.

Искусство реально существует как система видов, весьма различающихся по своему содержанию, языку и жизненной роли. Понятие же о сущности искусства, об искусстве вообще — абстракция, основанная на опыте литературы, живописи, скульптуры, музыки, театра и т. д. Когда общее понятие о художественной деятельности, об искусстве было уже выработано, оно ещё продолжало изменяться и развиваться в своём внутреннем значении [1, 5 с.].

Жанр — это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Например, в скульптуре различаются в основном портреты, тематические композиции и монументы [3, 238–239 с.].

Когда-то далекий предок впервые обратил внимание на то, что комку глины можно придать различную форму. Так было положено начало искусству лепки (рисунок 1).

Амулет-оберег. Маргиана. Туркменистан (ок. 3 тыс.н. э.), керамика

Рис. 1. Амулет-оберег. Маргиана. Туркменистан (ок. 3 тыс.н. э.), керамика

Первые костяные и каменные головки и статуэтки относятся к верхнему палеолиту (ок. 33 тысячелетия до н. э.), что характерно для всего каменного века [2, 29 с.]. А ведь этим резным изображениям, требовавшим уже достаточно сложной техники и орудий труда, вероятно, предшествовали не дошедшие до нас лепные. И неизвестно также, что появилось раньше: рисунки на стенах пещер, положившие начало живописи, или же объемные лепные и резные фигурки, то есть первые скульптурные произведения.

Профессиональное и самобытное изобразительное искусство Туркмении, основанное в начале прошлого столетия, на сегодняшнем этапе развития представлено несколькими поколениями мастеров, имена которых известны очень многим знатокам мира искусства. А также их произведения экспонируются и хранятся во многих музеях мира. В скульптуре среди таких мастеров в первую очередь на память приходит творчество туркменского скульптора Бабасары Аннамурадова. Художника, тонко чувствующего материал и специфику каждого жанра в изображении. Большое место в творчестве Б. Аннамурадова занимает серия композиций с названием «Сельские мотивы». В основе этих работ лежат детские воспоминания художника. Они наполнены неистребимым человеческим теплом и жизненным динамизмом [4]. Способность мастера уловить и передать тончайшие элементы национального колорита наиболее ярко проявилась в его небольших скульптурных произведениях, среди которых сельские мотивы стоят на первом месте (рисунок 2).

Бабасары Аннамурадов. «Сельские мотивы» 2021. Бронза

Рис. 2. Бабасары Аннамурадов. «Сельские мотивы» 2021. Бронза

На сегодняшний день в изобразительном искусстве среди корифеев пластического искусства Туркменистана имя скульптора Сарагта Бабаева стоит в первом ряду среди ведущих мастеров этого вида искусства. Он выпускник Московского художественного института им. И. В. Сурикова, продолжатель школы реалистического искусства. Известный в Туркменистане и за его пределами скульптор-монументалист Сарагт Бабаев — дважды лауреат Международной премии имени Махтумкули. В 2018 году ему также присвоено звание «Почётный старейшина народа».

Годы творческой зрелости этого художника совпадают с коренным преобразованием общества Туркменистана, приобретением независимости в 1991 году. Тогда он и включился в художественную жизнь, начал педагогическую деятельность не только в государственных художественных школах, но и в собственной мастерской. С. Бабаев воспитал целую плеяду талантливых мастеров, проявляющих неповторимость творческих индивидуальностей [5]. В творчестве каждого художника скульптора имеет та тонкая связь с естественной повседневной жизнью, которая и являет собой тепло человеческой души и межличностных отношений, которое констатируется на сегодняшний день термином «жанр» или жанровая сцена. Тому в пример, жанровые работы мастера «Материнский хлеб» и «Встреча» (рисунок 3–4).

Сарагт Бабаев «Материнский хлеб» 1983, бронза

Рис. 3. Сарагт Бабаев «Материнский хлеб» 1983, бронза

Сарагт Бабаев «Встреча» 1989, бронза.

Рис. 4. Сарагт Бабаев «Встреча» 1989, бронза.

Автор многих пластических работ не покладая рук, вдохновенно творит в мастерской, создавая новые произведения и, тем самым, обогащая своё удивительное творческое наследие. Этот талантливый скульптор, снискавший высокое признание и почёт также за пределами нашей страны, является не только выдающимся художником нынешней эпохи могущества и счастья, но и основоположником новой «школы молодых скульпторов» и активным популяризатором традиций национальной школы искусства скульптуры. Сарагт Бабаев находится в расцвете творческих сил его яркий ищущий характер позволяет активно вторгаться в сознание современников.

Назначение и содержание скульптурных произведений определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптором материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника постепенного выявляющая как бы скрытой в нём объёмные формы. Такие особенности мы наблюдаем в работах молодого поколения скульпторов как Ширмурад Ходжакулиев (рисунок 5).

Ширмурад Ходжакулиев «Мастер» 2016. Гипс

Рис. 5. Ширмурад Ходжакулиев «Мастер» 2016. Гипс

Его работа «Мастер» на первый взгляд выглядит статичной, но она полна внутренней энергии. Она реалистична и жизненна и представляет повседневную заботу человека. Работы Селджука Ярмамедова «Мясник» (рисунок 6) или же «Омар Хайям» полны движения и динамики. Этому мастеру характерна работа с деталями и декоративность образов, несмотря на персонаж, представляемый в конкретном произведении. Например, они своей обработкой формы материала и вложенной в неё динамикой любви к жизни равноценны по изяществу исполнения.

Селджук Ярмамедов. «Мясник» 1983, гипс.

Рис. 6. Селджук Ярмамедов. «Мясник» 1983, гипс.

Самым необычным и ярким представителем нового поколения художников является Максат Ходжаинов. Его представленные работы «Мальчики играют в кости» и «Рыбаки» завораживают своей динамикой движения. Фактура выполненных работ им работ полна экспрессии, всегда построена на игре контрастов. Скульптор неоднократно возвращаясь к заинтересовавшем его образам и сюжетам много раз преобразовывает композиционные решения.

Максат Ходжаинов. «Рыбаки». 2021. Полиэстр

Рис. 7. Максат Ходжаинов. «Рыбаки». 2021. Полиэстр

Самым необычным и ярким представителем нового поколения художников является Максат Ходжаинов. Его представленные работы «Мальчики играют в кости» или «Рыбаки» (рисунок 7) завораживают своей динамикой движения. Фактура выполненных работ им работ полна экспрессии, всегда построена на игре контрастов. Скульптор неоднократно возвращаясь к заинтересовавшем его образам и сюжетам много раз преобразовывает композиционные решения.

Молодые усердно экспериментируют с художественным материалом, работая в граните, дереве, бронзе, мрамор и так же в новых видах. Способность увидеть и воплотить внешние проявления характерного в человеке, его особую манеру держаться, специфическую внешность всего его облика — самая сильная сторона художника. Так, первые впечатления целиком подченины фиксации восприятия, где есть задача обобщение образа и разработка цельности формы. Неутолимая любовь к жизни высвечивается в работах современных художников Туркменистана и даёт надежду на неиссякаемое развитие искусства.

Литература:

  1. Дмитриева Н. Изображение и слово. — М., Искусство, 1962.
  2. Малая история искусств. — М., Искусство, 1976.
  3. Популярная художественная энциклопедия. — М., Советская энциклопедия, 1986.
  4. https://mosturkmenkult.ru Бабасары Аннамурадов -художник, скульптор, творец. 15.08.2023
  5. https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/59937/saragt-babaev-talantlivyj-skulptor 01.01.2022
Основные термины (генерируются автоматически): работа, изобразительное искусство, Бабай, динамика движения, игра контрастов, первое, произведение, рисунок, Туркменистан, яркий представитель нового поколения художников.


Ключевые слова

наследие, национальные ценности, живопись, жанр, художник, портрет, скульптура, туркменское искусство, жизненная композиция

Похожие статьи

Задать вопрос