Изучение русской литературы в школе с учётом возрастных особенностей учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 июня, печатный экземпляр отправим 5 июня.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 03.05.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Бегайдарова, А. Т. Изучение русской литературы в школе с учётом возрастных особенностей учащихся / А. Т. Бегайдарова, Н. Х. Жамаладин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113539/ (дата обращения: 19.05.2024).



В данной статье рассматривается вопрос о необходимости учёта возрастных особенностей при обучений русскому языку и литературе в школах, что делает процесс обучения персонализированным, ставя акцент на уникальность каждого обучающегося. Учет возрастных особенностей, делая образовательный процесс личностно ориентированным, способствует качественному обучению детей в школах Казахстана.

Ключевые слова: образование, возрастные особенности, самодеятельность, развитие, школа.

Возрастные особенности — это физиологические и психологические качества, которые проявляются и присуще каждому определенному возрасту человека. Ученые сумели изучить онтогенез человека и разбили жизнь на несколько этапов, где у каждого из них есть своё определение и характеристика. От момента рождения до года малыш учится простейшим вещам, его сознание еще не отделено от природы. От года и до трех лет активно накапливается социальный опыт и появляются навыки коммуникации. В возрасте пяти-шести лет дети начинают объединятся в группы по интересам, где среди них выделяются лидеры, которые руководят остальными. С наступлением школьного возраста учеба становится для детей важной деятельностью. В этот период важна психологическая подготовка ребенка к школе, так как процесс адаптации к новым условиям достаточно сложный. Также значительное влияние на становление и развитие детей в начальных классах играет роль классного руководителя. Если учитель выделяет лучших учеников и уделяет им больше внимания и времени, то остальные дети могут испытывать стресс [1]. В среднем же школьном возрасте, с развитием ребенка как личности, в классах начинают выделятся лидеры и аутсайдеры, увеличивается интерес к новым и неизведанным вещам, что в большей степени связано с гормональными изменениями в организме ребенка. В подростковом периоде развивается ощущение взрослости и социальной значимости, так же дети активно ищут «себя» в разных сферах, субкультурах и интересах.

Детский возраст имеет большое значение для дальнейшего развития, ведь все знания и навыки складываются в детстве, и становление возрастной психологий началась именно с изучения детских возрастов. По мнению французского историка Ф. Ариеса открытие детства началось с 13 в., а наиболее полное представление получило в 16–17 вв. И только в конце 19 в. появилась детская психология, в чем большая заслуга принадлежит немецкому ученому В. Прейру, написавшему работу «Душа ребенка». Проблему исторического происхождения детства изучали и многие советские ученые, такие как Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Д. Б. Элькони и др. Развитие — процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных и качественных изменений и преобразований в психике и поведений человека. Л. С. Выготский различал различные типы развития: префомированное и непреформированное. Как отмечал Д. Б. Эльконин, первоначально детская психология была описательной наукой, основным методом было наблюдение. Наблюдения за детьми оформлялись в виде записей, дневников матери, протоколов наблюдений. Чаще всего наблюдения велись в условиях семьи. В 1925 году была открыта клиника нормально развивающихся детей под руководством Н. М. Щелованова, где велось круглосуточное наблюдение за детьми [2, с. 8]. Зарубежная психология утверждает, что ключевое значение для взросления детей имеет опыт, который они получают в первые годы жизни, точнее до пяти лет. Поэтому специалисты говорят не столько о стадиях или этапах, сколько об ориентирах развития [3]. Ориентиры развития — это то, что ребенок может делать к определенному возрасту. У большинства детей навыки и способности развиваются примерно в одном и том же порядке. Однако нельзя забывать об уникальности каждого ребенка.

Образовательная реформа в Республике Казахстан направлена на повышение педагогического мастерства учителей путем обновления учебных программ и внедрения систем оценки, основанных на критериях. В рамках этой инициативы используется спиральный подход к образованию, основанный на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная модель предполагает, что повторное изучение и углубление материала с течением времени способствует большему развитию учащихся по сравнению с традиционными методами. Ключевые характеристики включают в себя повторение темы на протяжении всей учебной программы, повышение сложности с каждой итерацией и увязку новых и старых знаний в контексте. Преподавание русской литературы, проводимое на русском языке, в казахстанских школах развивается по спирали, с каждым годом усложняясь в соответствии с парадигмой спирального образования.

В пятом классе учащиеся знакомятся с фундаментальными теоретическими и литературными концепциями, адаптированными к их уровню развития [4]. Методисты разработали учебную программу таким образом, чтобы заинтересовать учащихся и одновременно дать им новые знания. Ожидается, что к концу учебного года учащиеся овладеют такими ключевыми понятиями, как художественная литература, фольклор, героический эпос, эпопея, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, конфликт, герой, рассказчик, а также различными литературными приемами, включая эпитеты, сравнения и аллегории. Им предлагается участвовать в дискуссиях, формулировать свои мысли и чувства, сравнивать произведения искусства в разных жанрах, оценивать устные и письменные высказывания и углублять свое понимание посредством изучения более легких, не объемных произведений, таких как «Былины: цикл об Илье Муромце», «Сказание о царе Берендее» В. Жуковского, «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и «Соловей и роза» О. Уайльда. По окончании курса литературы для пятого класса учащиеся должны уметь под руководством учителя определять основные темы произведения, анализировать его художественные элементы, интерпретировать их визуально, определять точку зрения автора на персонажей и создавать творческие работы, вдохновленные текстом [5].

В шестом классе учащиеся углубляют изучение теоретических и литературных концепций, расширяя свое понимание. Вводятся дополнительные термины, такие как миф, мифологические образы, художественный мир, рассказ, роман, портрет, пейзаж, метафора, персонификация и различные литературные жанры, которые опираются на фундамент, заложенный в пятом классе. Если в пятом классе учащиеся полагались на помощь учителя при выполнении заданий, то в шестом классе они в основном работают самостоятельно. Учащиеся развивают способность оценивать действия главных героев, определять жанры, анализировать драматические и прозаические повествования, интерпретировать визуальные средства массовой информации и формулировать свое понимание текстов. Однако они по-прежнему зависят от преподавателей в выявлении сходств и различий между произведениями, а также в оценке устных и письменных высказываний. В программу шестого класса включены более сложные произведения, такие как мифы, легенды и обширные литературные произведения. В качестве примеров можно привести «Мифы Древней Греции», «Муму» И. Тургенева и «Песню о друге» В. Высоцкого.

К седьмому классу учащиеся самостоятельно выполняют задания, знакомясь с различными литературными жанрами и углубляя понимание выразительных элементов в этих жанрах. Такие сложные понятия, как сатира, юмор, гротеск, художественные детали, а также знакомство как с известной, так и с незнакомой информацией, становятся неотъемлемой частью их обучения. Опираясь на навыки, приобретенные в предыдущих классах, учащиеся развивают новые способности, в том числе формулировать аргументы, отстаивать свою точку зрения и участвовать в критическом дискурсе.

В восьмом классе учащиеся приступают к изучению «высокой» литературы, вникая в более сложные произведения и рассматривая их в контексте. Они знакомятся с такими понятиями, как символизм, трагедия, психологический параллелизм, архетип и автобиография. Продолжая анализировать литературные произведения, учащиеся сталкиваются с дополнительными сложностями, требующими более глубокого изучения. Их анализ выходит за рамки поверхностных тем и персонажей и включает в себя детальное изучение мотиваций персонажей, структуры повествования и авторской точки зрения. Более того, студенты сравнивают эти произведения с произведениями мировой литературы, учитывая нюансы национальной культуры. В учебную программу включены лирические произведения и объемные рассказы, такие как «Уроки французского» В. Распутина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира и «Мцыри» М. Лермонтова, что еще больше обогащает их литературные познания. Девятый класс представляет собой кульминацию среднего уровня и переход к старшему уровню образования. На этом этапе учащиеся интегрируют свои приобретенные знания, навыки и умения в контекст реальной жизни, что особенно заметно при выполнении заданий, связанных с анализом литературных произведений. Перед учащимися ставится задача выявить особенности характеров персонажей, выявить их социальную и межличностную динамику и оценить актуальность тематических вопросов, представленных в тексте. Кроме того, они критически оценивают индивидуальные приемы и стилистические решения, используемые авторами.

В девятом классе учащиеся знакомятся с отрывками из классических русских романов или полными рассказами, углубляясь в более сложные произведения, имеющие глубокое значение. Примерами могут служить «Бедные люди» Ф. Достоевского, «Мертвые души» М. Гоголя и «Гранатовый браслет» А. Куприна.

Индивидуализация образования, учитывающая возрастные, личностные, психологические и педагогические особенности учащихся, наряду с литературными и методологическими аспектами, становится необходимостью для повышения литературного развития каждого учащегося. Повышение уровня владения чтением у выпускников и их общей культурной осведомленности не только способствует позитивным преобразованиям в обществе, но и способствует гуманизации образования и развитию интуиции, что имеет решающее значение в различных областях знаний. Успешное литературное развитие побуждает учащихся к гуманному, социально сознательному и эстетически ценному восприятию мира, общества и искусства. В пятом классе отбор литературных произведений проводится по тематической принадлежности, при этом основное внимание уделяется жанру литературы. Принцип организации литературных курсов с VI по VIII класс — жанрово-хронологический, при котором учащиеся изучают лучшие произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и читательским интересам. На уроках русской литературы в каждом классе знакомятся с новыми писателями и поэтами. Включение произведений разных исторических эпох и художественных течений в программу каждого класса, начиная с пятого, позволяет последующим классам углубиться в изучение литературных направлений и получить более глубокое представление о классицизме, романтизме и реализме [6]. В пятом классе усилия направлены на воспитание страсти к чтению при одновременном изучении художественных тонкостей как фольклорных, так и литературных произведений. Акцент делается на понимании идеологической и художественной структуры произведений, включая темы, персонажей и сюжеты, наряду с анализом художественного языка, его нюансов, визуальных и выразительных средств (таких как метафора, сравнение, эпитет), их значимости в тексте и эмоциональной глубины. С VI по VIII класс это изучение становится еще более интенсивным, и в каждом классе основное внимание уделяется отдельным научным и дидактическим аспектам изучения литературы, что формирует содержание программы, структуру, методологию, отбор материала и циклический подход, а также определение литературных и теоретических концепций, которыми должны овладеть учащиеся. Изучение литературных произведений осуществляется на основе целенаправленного и систематического подхода. Начиная с девятого класса, в учебной программе используется линейный, исторический и литературный подход, хотя и с более глубоким анализом художественных текстов по сравнению с предыдущими классами.

Литература:

  1. Шишканова Е. Н., Бородачева Е. Н., «Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе», Тихорецк, 2019.
  2. Кручинин В. А., Комарова Н. Ф., «Психология развития и возрастная психология» учебно-методическое пособие, Нижний Новгород, 2016.
  3. Бадмаева Б. Б., «Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет» 2014.
  4. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. «Методика преподавания литературы». М., 1999.
  5. Брунер Дж.С. «Процесс воспитания». М., 1960.
  6. Постановление «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования», 2023.
Основные термины (генерируются автоматически): класс, учащийся, произведение, VIII, учебная программа, ребенок, детская психология, основное внимание, русская литература, русский язык.


Похожие статьи

Задать вопрос