Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Домашевская, В. С. Неагрессивные черты характера личности как проблема профессиональной подготовки / В. С. Домашевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113457/ (дата обращения: 09.05.2024).



В статье рассматривается девиантное поведение как актуальная проблема современности, отдельно акцентируется внимание на девиантности среди детского возраста, указываются последствия отклоняющегося поведения. Подчёркивается важность неагрессивных черт личности для профессиональной подготовки специалистов к работе с феноменом девиантности.

Ключевые слова девиантное поведение, неагрессивные черты, профессиональная подготовка студентов.

Со времени возникновения общества девиантное поведение являлось актуальной проблемой, представляющей собой угрозу для развития и функционирования человеческого сообщества. Поэтому на протяжении веков предпринимались попытки к тому, чтобы сигнализировать негативные формы проявления человеческой деятельности, а впоследствии и противодействовать им. Следует обратить внимание на то, что в статье рассматривается девиантное поведение с точки зрения разрушительной направленности. Данная проблема и по сей день является предметом обсуждения в разных областях науки, широко освещаясь зарубежными и отечественными учёными: социологами, психологами, педагогами, юристами, экономистами, политологами и многими другими специалистами разного профиля. При этом нет точного определения данного феномена. Так, В. Д. Менделевич раскрывает содержание исследуемого понятия как «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» [2, c. 432]. По мнению Е. А. Змановской, девиантное поведение представляет собой «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [1, c. 15]. В свою очередь Нейл Смелзер понимает под девиацией поведение, которое рассматривается как отклонение от групповых норм. При этом, раскрыв сущность девиантного поведения важно акцентировать внимание на том, что наиболее сложным для изучения и значимым для социума представляется девиантное поведение среди детей. Именно с этой точки зрения мы и рассматриваем данное явление.

Анализ научно-исследовательской литературы показывает, что детей с девиантным поведением в будущем ждёт множество проблем. К таковым можно отнести: низкий уровень интеллектуального развития, слабую успеваемость, высокий уровень тревожности, неспособность налаживать контакты с окружающими, в частности со сверстниками, что является последствием низкой социальной адаптации, вызванной трудностью в ходе процесса социализации. Также, данный феномен не способствует гармоничному развитию личности. Дети не способны здраво оценивать себя, и часто преувеличивают свои неудачи. К тому же, ряд учёных приходят к выводу, что девиантное поведение оказывает разрушающее воздействие на организм человека, в особенности ребёнка. Это, как правило, заболевания сердечно-сосудистой, пищеварительной, дыхательной и нервной (резкая смена настроения, ухудшение памяти) систем. Так, например, у детей часто встречаются расстройства желудочно-кишечного тракта, мигрени и т. д.

Данный феномен отрицательно воздействует не только на индивида, но и на общество в целом. Разрушительные масштабы девиантного поведения приводят к росту преступности, снижению интеллектуального уровня общества, увеличению количества несчастных случаев, сокращению продолжительности жизни. Девиантность нарушает жизненный уклад общества, внося свои коррективы в духовный фундамент, построенный на ценностях, принципах, отношениях.

Борьба с девиантным поведением, в особенности среди детского возраста представляет собой острую проблему современности. Деятели, занимающиеся её решением, активно предпринимают свои навыки, знания и опыт в решении данного вопроса. Однако, важной составляющей являются личностные качества (терпение, внимательность, целеустремлённость, толерантность) специалистов, которые способствуют сохранению их духовных сил, являющихся ведущими факторами душевного здоровья личности. О чём писал Л. В. Куликов в своём труде «Душевное и духовное здоровье личности». Он также отметил, что для свершений людям важно верить как в себя, так и во всё человечество. К тому же, личностные качества позволяют специалисту самому выступать инструментом своей деятельности. При этом эти черты представляются как «психические органы», использующиеся для решения поставленных функциональных задач. Так, А. А. Ухтомский определил, что «органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» [7, c. 69]. Помимо положительных качеств психологи выделяют ряд отрицательных, которые являются препятствием работников на пути достижения цели. Поэтому будущим специалистам, готовящимся к работе с категорией детей с девиантным поведением, следует внимательно изучать эти черты и корректировать их с целью успешной адаптации к деятельности. Эти качества подробно описал Альфред Адлер в труде «Понять природу человека» и определил их как неагрессивные черты личности.

Рассмотрев сущность девиантного поведения и его негативные последствия для общества, можем приступить к описанию неагрессивных черт личности, представляющих собой проблему, с которой сталкиваются будущие специалисты, работающие с девиантностью, с целью улучшения их профессионализма и укрепления стабильности духовных сил.

Неагрессивные черты — это те черты человеческого характера, которые «не выражены открытой враждебностью к людям, однако производят впечатление угрюмой самоизоляции» [1, c.87]. Людям с таким набором качеств свойственно избегание контактов с окружающими, что воспринимается обществом как враждебность, характерная для лиц с агрессивными чертами. Примером такой неагрессивной черты является беспокойство, отражающее восприятие угрозы и отсутствие чувства безопасности. Данное явление широко распространено среди общества, и рассматривается «как центральная проблема современной цивилизации». Эту особенность подчеркнул А. М. Прихожан в своём исследовании. Люди часто испытывают тревогу, в особенности в профессиональной сфере, при этом большинство склонно считать, что следует избегать жизненных трудностей, тем самым они подвергают себя беспокойству, которое замедляет развитие способностей человека с позиции профессионализма, уменьшая таким образом его вклад в развитие общественного благополучия, что не является исключением для будущих специалистов, стремящихся устранить негативные проявления деятельности детей. Будучи студентами, беспокойные молодые люди стараются избегать экзаменов, боятся проявлять инициативу, отказываются брать на себя ответственность, что подкрепляется страхом перед потенциальной профессией. Так, например, избегание общества сигнализирует о страхе человека перед этим обществом, что безусловно является проблемой будущих специалистов.

Далее стоит обратить внимание на такую неагрессивную черту, как замкнутость, проявления которой носят разнообразный характер, и являются распространенной причиной коммуникативных трудностей. Такие люди склонны к малоговорению или вовсе уклоняются от диалога, при этом у них наблюдается тенденция к внутреннему способу выражения эмоций. Манере общения замкнутых людей свойственна холодность, сопровождающаяся особой сдержанностью в жестах, мимике, пантомимике, что в совокупности отчуждает окружающих, а в случае взаимодействия с детьми не даёт им раскрыться и довериться специалисту. Отсюда можно сделать вывод, что деятелям, имеющим дело с девиантностью особенно важно быть в непосредственном контакте с клиентом, проявлять к нему неподдельный интерес, уметь его слушать, обладать распознавательным талантом, покоряя душу клиента. При этом проявлять инициативность, важность которой подчёркивалась ранее.

Следующая неагрессивная черта, подлежащая рассмотрению — синдром обходного маневра. Подобные черты проявляются у индивидуумов с повышенной нервозностью при столкновении с проблемами, вызывающими страх у человека. При этом люди боятся как самого появления проблемы, так и необходимости её решения. В этой связи в действие приходит рассматриваемый синдром, сопровождающийся появлением ряда симптомов. К таковым относятся «необъяснимая усталость, бесцельная торопливость, бессонница, неспособность сосредоточиться — жалобы могут быть самыми разнообразными». К тому же, такие индивиды уклоняются от решения поставленных задач, вызывающих трудности. Однако, если того требует общество или же у человека развито чувство долга, то в таком случае он принимается за решение проблемы, испытывая при этом нерешительность. Важно отметить, что преобладание стресса в жизни из-за наличия часто возникающих проблем, даже самых незначительных способно привести к возникновению эскапизма. Н. Е. Яценко считает эскапизм стремлением человека к уходу от действительности. Также, осознанное или неосознанное избегание проблем может быть спровоцировано расхождением между возможностями личности и требованиями, выдвигаемыми обществом. Синдром обходного маневра является важной проблемой, с которой сталкиваются будущие специалисты как в процессе профессиональной подготовки, так и в трудовой деятельности. Важным шагом на пути к преодолению феномена девиантности является внутренняя мотивация работника, направленная на устранение негативных форм деятельности людей, а также его стремление достичь поставленной цели путём решения задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что неагрессивные черты характера личности представляют собой важную проблему, с которой сталкиваются будущие специалисты, стремящиеся работать с категорией детей с девиантным поведением. Данная проблема имеет особую значимость, так как рассматриваемые черты характера свойственны многим людям и, являются препятствием для работников сферы «человек-человек». Неагрессивные черты хоть и представляются как неотрицательные, всё же подразумевают негативную составляющую. Они не позволяют человеку раскрыть в полной мере свой профессионализм, замыкая тем самым специалиста внутри себя и представляя его враждебным по отношению к обществу. К таковым относится замкнутость, которая закрывает профессионала от внешнего мира, не позволяя ему установить доверительные отношения с клиентами и другими сотрудниками, совместная деятельность с которыми играет важную роль. Также, такая черта как беспокойство, характеризующаяся тревожностью и страхом перед чем-либо или кем-либо, препятствует проявлению инициативности со стороны работника, ограничивая круг его действий, тем самым не способствует получению новых знаний о феномене девиантности и способах его преодоления, в особенности в образовательной среде. Завершающей чертой является синдром обходного маневра. Дети с девиантным поведением нуждаются в качественной помощи, которую могут оказать лишь те специалисты, которые готовы к трудностям и поиску путей их преодоления, что априори свойственно в любой профессии.

Девиантное поведение как одна из актуальных проблем современности требует для решения грамотно подготовленных специалистов, владеющих не только профессиональными знаниями и навыками, но и определённым набором личностных качеств. При этом будущим специалистам важно работать над своими неагрессивными чертами характера для успешной профессиональной деятельности, которая позволит в будущем сократить количество негативных последствий такого социального феномена как девиантное поведение.

Литература:

  1. Альфред Адлер. Понять природу человека. 1927–87–94 с.
  2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1990 — с. 69
  3. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. завед. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 288 с.
  4. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие. — М.: МЕД-пресс, 2001. — 432 с.
  5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика, Воронеж, 2000 — с. 56–80.
  6. Смеязер, Н. Социология / пер. с англ. — М.: Феникс, 1998. — 688 с.
  7. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, специалист, будущее, неагрессивная черта, неагрессивная черта личности, обходной маневр, общество, черта, актуальная проблема современности, детский возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос