Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 27.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Журавлев, Р. А. Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей / Р. А. Журавлев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 276-277. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113436/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье изучены основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей. Приведена официальная статистика о нарушениях закона в данной сфере. Предложены пути их решения.

Ключевые слова: прокуратура, прокурорский надзор, защита прав предпринимателя, нарушение прав предпринимателя, восстановление нарушенных прав предпринимателя.

Сегодня бизнес играет важную роль в экономике России. Опыт других развивающихся стран, таких как Китай, Индия, Бразилия и другие, убедительно демонстрирует социально-экономическую значимость предпринимательства. В этих странах бизнес занимает заметное, а иногда и ведущее положение по многим показателям. Россия также движется в направлении увеличения числа предпринимателей, и, хотя прогресс заметен, он все же недостаточен. Поэтому государственная поддержка и защита малых и средних предпринимателей является одним из основных направлений социально-экономической политики нашей страны. Это способствует росту среднего класса, снижению уровня безработицы, укреплению гражданского самосознания и, в итоге, увеличению доходов бюджета за счет налоговых поступлений, стимулируя экономический рост и улучшение благосостояния всех граждан. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. [4], обеспечение устойчивого экономического роста путем создания условий для свободы предпринимательства и конкуренции, снижения административных барьеров в экономике, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды, повышения инвестиционной безопасности, обозначены в качестве основных национальных приоритетов в экономике России.

Конституция РФ всегда гарантировала свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также закрепляет право граждан на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В пункте 1 ст. 129 Конституции РФ определены полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются федеральным законом [1]. Таким законом, в первую очередь, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202–1, согласно ст. 1 которого прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ [2]. Основной функцией органов прокуратуры является осуществление от имени РФ надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. В условиях сложной международной политической обстановки и экономических санкций, прокуратуре, как важной составляющей части государственного механизма, доверено посредством прокурорского надзора обеспечить возможность свободного осуществления экономической деятельности, создать благоприятный инвестиционный климат, снизить административное давление на предпринимателей.

Вместе с тем, предпринимаемые в последнее время меры по укреплению законности в рассматриваемой сфере свидетельствуют о необходимости системного подхода к обеспечению повышения эффективности существующего правозащитного механизма. С указанных позиций, деятельность органов прокуратуры по обеспечению законности в рассматриваемой сфере также нуждается в совершенствовании.

Типичными нарушениями в данной сфере, на которые следует обращать внимание при проведении проверок, являются: необоснованные отказы в государственной регистрации, выдаче лицензий и разрешений соискателям, отвечающим установленным законодательством требованиям, а также незаконное приостановление их деятельности.

За 2019 год органами прокуратуры РФ было выявлено 186 948 нарушений, принесено протестов 30 460, за 2020 год органами прокуратуры РФ было выявлено 197 253 нарушений, принесено протестов 32 215, за 2021 год органами прокуратуры РФ было выявлено 201 266 нарушений, принесено протестов 33 660, за 2022 год органами прокуратуры РФ было выявлено 214 177 нарушений, принесено протестов 33 954, за 2023 год органами прокуратуры РФ было выявлено 209 157 нарушений, принесено протестов 31 554. Получается, что по сравнению с 2019 в 2020 было выявлено на 5,5 % больше нарушений и на 5,8 % больше протестов, в 2021 на 7,2 % больше нарушений и на 6,8 % больше протестов, в 2022 на 13 % больше нарушений и на 8 % больше протестов, в 2023 на 11 % больше нарушений и на 4,1 % больше протестов [3].

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей существуют. Можем выделить следующие наиболее важные: Частые изменения законодательства. Постоянные изменения законодательства затрудняют его применение и создают неопределенность для бизнеса; Кадровый дефицит. Прокуратура не всегда располагает достаточным количеством квалифицированных кадров, специализирующихся на защите прав предпринимателей; Недостаточное взаимодействие с бизнес-сообществом. Прокуратура не всегда активно взаимодействует с бизнес-сообществом, что затрудняет выявление нарушений прав предпринимателей.

По нашему мнению, повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей посредством реализации следующих положений: следует минимизировать частоту изменений законодательства, чтобы создать предсказуемые условия для бизнеса, разработать четкие критерии оценки нарушений прав предпринимателей. Это поможет избежать субъективизма при проведении прокурорских проверок и принятии решений. Необходимо готовить и привлекать в прокуратуру специалистов, обладающих знаниями в сфере предпринимательского права и экономики, а также важно обеспечить постоянное повышение квалификации прокурорских работников, занимающихся защитой прав предпринимателей. Создать механизм обратной связи с бизнес-сообществом. Организация горячих линий, проведение встреч и консультаций с предпринимателями.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 19.04.2024)
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 25.12.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024) — Текст: непосредственный.
  3. Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result (дата обращения 12.04.2024).
  4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года — [Электронный ресурс] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190 / (дата обращения 10.04.24)
  5. Багаутдинов Ф. Н. Эффективность прокурорского надзора в современных условиях // Законность. — 2018. — № 7. — С. 20–22. — Текст: непосредственный.
  6. Буксман А. Э. Прокурорский надзор за исполнением федерального законодательства в современных условиях // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2017. — № 1. — С. 16–23. — Текст: непосредственный.
  7. Отческая, Т. И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей / Т. И. Отческая. — Текст : электронный // Киберленинка : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonodatelstva-o-zaschite-prav-predprinimateley???history=30&pfid=1&sample=4&ref=0 (дата обращения: 27.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорский надзор, предприниматель, исполнение законодательства, экономическая деятельность, защита, Конституция РФ, нарушение, прокуратура, рассматриваемая сфера, экономика России.


Ключевые слова

, прокуратура, прокурорский надзор, защита прав предпринимателя, нарушение прав предпринимателя, восстановление нарушенных прав предпринимателя

Похожие статьи

Задать вопрос