Проблемы обучения огневой подготовке курсантов ведомственных вузов ФСИН России и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилова, С. И. Проблемы обучения огневой подготовке курсантов ведомственных вузов ФСИН России и пути их решения / С. И. Данилова, К. А. Климатов, А. М. Магомедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 396-397. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113323/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье рассмотрены проблемы, возникающие у курсантов при обращении с боевым оружием на занятиях по огневой подготовке, а также отмечены возможные пути их решения.

Ключевые слова: курсанты, огневая подготовка, уголовно-исполнительная система, ФСИН России.

Всем известен тот факт, что во всех ведомственных образовательных организациях высшего образования ФСИН России огневая подготовка является достаточно значимой дисциплиной, так как у курсантов таким образом формируются навыки, которые необходимы при дальнейшем прохождении службы в уголовно-исполнительной системе (далее — УИС). Но. к сожалению, существует ряд систематических проблем, встречающихся при их обучении стрельбе из боевого оружия.

Порядок применения огнестрельного оружия сотрудниками УИС регламентирован Законом РФ от 21.07.1993 № 5473–1 «Об учреждениях и органах УИС» [1]. Ведь в учреждениях зачастую возникают чрезвычайные ситуации, создающие реальную угрозу жизни сотрудника и требующие немедленного решения, порой путем применения профессиональных навыков стрельбы, ведь допущенные ошибки в данном случае могут привести к гибели.

Составляющей учебной программы являются теоретические занятия, проходящие в учебных классах, на которых преподаватель путем лекционного материала формирует у курсантов общие знания о составных элементах оружия, механизме его работы, технике безопасности при стрельбе, и также не менее важные детали, имеющие прямое отношение к огневой подготовке, а именно правильная изготовка к стрельбе, хват оружия, дыхание во время производства выстрела и многие другие нюансы. Но основной упор конечно же делается на практические занятия, проходящие в тире образовательного учреждения либо же на стрельбище, где обучающиеся под контролем руководителя стрельб в лице преподавателя, отрабатывают навыки стрельбы из боевого оружия с опорой на теоретические знания, полученные ранее [2, с. 25]. Несмотря на то, что преподаватели стараются в отведенные на занятия часы сформировать все необходимые для курсанта знания и умения для грамотной и прицельной стрельбы, зачастую объема учебных практических занятий просто недостаточно. Это демонстрируют полученные оценки: за выполнение упражнений учебных стрельб они значительно ниже, чем за теоретическую составляющую. Ведь выработанный индивидуальный алгоритма и техника стрельбы с учетом особенностей каждого курсанта должны постоянно совершенствоваться, а это возможно лишь путем систематического повторения данного упражнения, таким образом организм адаптируется к нагрузке, именно поэтому количество проводимых занятий необходимо увеличить хотя бы до трех занятий в неделю [3, с. 940].

Нельзя не отметить проблему, связанную с материально-техническим обеспечением, ведь не в каждом ведомственном образовательном учреждении есть специально оборудованные помещения для проведения практических занятий по огневой подготовке, что также влияет на сокращение их количества и на процесс обучения курсантов. Образовательные организации зачастую оснащены довольно изношенным табельным оружием, что также влияет на качество обучения. Обеспечение курсантов боеприпасами также ставится под большой вопрос. Как правило, на каждого курсанта вузов ФСИН России в год приходиться 60 патронов, это в среднем 2 раза в месяц по 3 выстрела. К сожалению, этого недостаточно даже для поддержания умения подготовленного сотрудника, а для обучения и совершенствования навыков стрельбы тем более [4, с.117].

Одной из важнейших проблем курсантов, влияющей на успешную стрельбу является психологическое отношение к данному процессу. Большой процент обучающихся аргументирует свое неумение стрелять «внутренним страхом» выстрела, что связано с сильной отдачей во время стрельбы, громким звуком, а также неуверенностью в целом. Именно поэтому, по мнению исследователей, необходимо тренировать психоэмоциональную сферу человека. Это возможно сделать путем присутствия на занятиях по огневой подготовке помимо преподавателя еще и психолога, который бы мог помогать курсантам бороться с возникающем стрессом [5, с. 83]. В своей работе А. Ю. Кобленко выделяет своеобразный способ борьбы со страхом громкого звука во время выстрела, он делает акцент на привыкании к нему, что позволит избежать испуга [6, с. 73]. Чтобы применять данный способ необходимо также увеличить количество часов практических занятий. Но преподаватели огневой подготовки Кузбасского института ФСИН России выработали собственную методики привыкания к шучу: в тир заходит две смены: стреляющая и подготовительная, во время того как одна смена стреляет, другая стоит на исходном рубеже. После чего подготовительная смена идет на огневой рубеж выполнять упражнение, а отстрелявшие покидают тир. Это позволит курсантам адаптироваться к обстановке и контролировать испуг [1, с. 27].

В список трудностей, помимо психологического аспекта, входит непонимание ряда особенностей стрельбы из боевого оружия. Во-первых, это строение часто применяющихся на службе в УИС видов оружия — пистолет Макарова и автомат Калашникова. Курсантов обучают порядку сборки и разборки оружия, что позволяет овладеть знаниями о его технических характеристиках и в дальнейшем избежать осечек. Во-вторых, это нажатие на спусковой крючок, обучающиеся не могут отличить свободный ход от боевого, что является важнейшим аспектом стрельбы, так как влияет на плавность выстрела. В- третьих, это неправильность хвата, многие курсанты чрезмерно напрягают руку в кисти, что приводит к тремору рук, а как следствие и к смещению оружия в сторону. Все перечисленные трудности устранимы, многие стрелки выбирают для этого тренировку стрельбы без патронов, что позволяет отточить навыки удержания оружия, нажатия на спусковой крючок и многие другие.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что на качество обучения стрельбы курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России влияет большое количество различных факторов. Ряд из них не зависят не от преподавателей, не от обучающихся, к их числу относятся: материально –техническое обеспечение вузов, качество табельного оружия, а также частота проводимых практических занятий по огневой подготовке. Но некоторые из вышеперечисленных проблем все-таки устранимы самими обучающимися. Курсант самостоятельно либо с оказанием ему помощи психологов или преподавателей способен сформировать психологические отношение к стрельбе, которое бы ему не мешало стрелять, а наоборот помогало, ведь психологическая готовность к выстрелу является важнейшим аспектом. Также отработка практических навыков с холостым оружием влияет на успех произведенного выстрела, так как курсант, умеющий правильно держать оружие, нажимать на спусковой крючок, а также прицеливаться более уверен в себе, чем при их отсутствии. Таким образом возможно минимизировать перечисленные проблемы.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473–1 (ред. от 04.08.2023) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации». — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 25.06.2023).
  2. Лысухин А. М., Юрков М. Н. Совершенствование методики обучения курсантов ведомственных образовательных учреждений ФСИН России на занятиях по огневой подготовке // Теория и практика социогуманитарных наук. — 2021. –№.2 — С. 24–28.
  3. Тухфатуллин, А. Н. Проблемы стрелковой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России / А. Н. Тухфатуллин // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов, Рязань, 05 апреля 2019 года / Под общей редакцией Д. В. Сочивко. — Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. — С. 939–942.
  4. Тухфатуллин, А. Н. Актуальные проблемы совершенствования навыков обращения с оружием у курсантов образовательных организаций ФСИН России / А. Н. Тухфатуллин, С. М. Смолев // IV международный пенитенциарный форум «преступление, наказание, исправление»: Материалы международных научно-практических конференций и круглых столов, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России. В 10 т., Рязань, 20–22 ноября 2019 года. Том 4. — Рязань: Академия ФСИН России, 2019.
  5. Горина Е. Е., Ильяшенко М. С., Родионов К. В. Проблемные аспекты огневой подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в период обучения // Социальные отношения. — 2022. –№.1 — С. 79–87.
  6. Кобленков, А. Ю. Опыт психологической и огневой подготовки курсантов и слушателей к применению огнестрельного оружия при несении службы / А. Ю. Кобленков, П. Е. Новожилова, М. А. Саенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 70–76.
Основные термины (генерируются автоматически): огневая подготовка, Россия, боевое оружие, занятие, курсант, спусковой крючок, высшее образование, громкий звук, преподаватель, уголовно-исполнительная система.


Похожие статьи

Задать вопрос