Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 25.04.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Мо, Жужань. Изменение роли учителей в дошкольном музыкальном образовании в рамках концепции совместного обучения / Жужань Мо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 408-411. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113300/ (дата обращения: 17.05.2024).



Цель настоящей статьи заключается в анализе взаимосвязи между концепцией совместного обучения и изменением роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании. В работе освещаются теоретические основы и практические модели совместного обучения в данной области. Рассматривается процесс трансформации роли учителей и новые требования, выдвигаемые этим видом обучения к профессиональной подготовке педагогов. Результаты исследования подтверждают значительные преимущества совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании, способствующие всестороннему развитию детей. Выводы указывают на необходимость того, чтобы учителя выступали в роли наставников для детей, вдохновителей и попутчиков на их нелегком пути изучения музыки, соответствуя новым вызовам в образовательном процессе.

Ключевые слова: совместное обучение, дошкольное музыкальное образование, роль учителя, профессиональная компетентность, сотрудничество.

В области образования как национального, так и международного масштаба дошкольное музыкальное образование всегда признавалось одним из ключевых элементов комплексного развития детей. Сегодня во многих странах мира родители будущих школьников стремятся привить своим детям интерес и любовь к музыке еще до того, как дети начинают обучение в общеобразовательной школе.

В традиционной парадигме музыкального образования учителя часто выступают в качестве «поставщиков знаний», что подразумевает простую демонстрацию навыков, которые им необходимо привить своим воспитанникам. Описанной парадигме можно противопоставить концепцию совместного обучения, в контексте которой роль педагогов становится более сложной и многогранной. В рамках данной концепции учителя должны преобразиться в наставников, стимулирующих и поддерживающих интерес учащихся к процессу обучения, а также в партнеров, активно взаимодействующих и совместно участвующих в музыкальных занятиях с детьми [1]. Это требует от педагогов не только умения слушать и вникать в мысли и чувства детей, но и эффективно адаптировать образовательные стратегии под их потребности и динамику индивидуального развития [2]. Помимо этого, учителя должны обладать способностью организовывать коллективные учебные мероприятия, способствующие развитию у детей навыков сотрудничества и совместного становления их будущими музыкантами.

1. Теоретические основы и практическая модель совместного обучения.

В современном понимании дошкольного музыкального образования совместное обучение приобретает все большее значение как продуктивный метод обучения [3]. Его теоретическая база опирается на концепции социальной взаимозависимости и когнитивного развития. Социальная взаимозависимость подчеркивает важность взаимодействия индивидов в группе для достижения личностного развития [4]. В рамках дошкольного музыкального образования это выражается через организацию совместных музыкальных занятий, таких как хоровое пение, стимулирующих сотрудничество и взаимодействие детей, что способствует развитию их социальных навыков [5].

Когнитивная теория сосредотачивается на процессах формирования и детализации знаний в индивидуальном сознании [6]. Согласно этой теории, через совместное обучение дети могут обогащать свои знания и понимание окружающего мира, в том числе мира музыки, обмениваясь музыкальными идеями и творческими концепциями. Применительно к дошкольному музыкальному образованию учителя могут создавать условия для совместного сочинения детьми музыки или адаптации музыкальных произведений, поощряя учащихся делиться своими впечатлениями и мыслями, что способствует их интеллектуальному и творческому развитию [7].

На практике совместное обучение в дошкольном музыкальном образовании может принимать различные формы, адаптированные под особенности развития и интересы детей [8]. Например, для небольших групп можно организовывать простые музыкальные игры для развития ритмических навыков и умения детей сотрудничать друг с другом. В то же время для средних и больших групп могут быть предложены более сложные задания, такие как совместное создание музыки или исполнение произведений, что должно способствовать развитию музыкальной выразительности и творческого мышления детей.

Образовательная программа в области дошкольного музыкального образования должна учитывать эти аспекты и обеспечивать соответствующую подготовку учителей для успешной реализации совместного обучения в дошкольном возрасте [9].

2. Изменение роли учителей в совместном обучении.

В традиционной парадигме образования учителя часто рассматриваются как «хранители знаний» и руководители учебного процесса. Они занимают центральное место в обучении и несут ответственность за то, чтобы направлять учеников к освоению заранее предписанного списка знаний и умений [10].

Однако с появлением современной модели совместного обучения этот традиционный образ роли учителя сталкивается с новыми вызовами. Согласно этой модели обучения, учителя играют не только роль трансляторов знаний, но и становятся наставниками, поощряющими и инициирующими процесс обучения [11]. В дошкольном музыкальном образовании учителя должны пересмотреть свои функции, чтобы соответствовать требованиям совместного обучения.

Как наставники учителя играют важную роль в совместном обучении. Они больше не диктуют ученикам, что им делать, а стимулируют их мыслить самостоятельно и исследовать феномен музыки, для чего задают вопросы и направляют дискуссии [12]. С этой целью в рамках дошкольного музыкального образования учителя могут организовывать открытые музыкальные занятия, чтобы вдохновить учеников активно исследовать мир музыки и проникнуться ее очарованием.

В качестве организаторов учителя должны создавать позитивную и гармоничную образовательную атмосферу, стимулирующую учеников к активному участию в дискуссиях и выражению своего мнения. В процессе совместного обучения учителя должны обращать внимание на эмоциональные потребности учеников, поддерживать их в нужный момент и помогать им почувствовать себя уверенно [13]. В то же время они должны развивать у учеников чувство сотрудничества и командный дух, чтобы те научились уважать и понимать друг друга и сотрудничать в музыкальной практике.

Как партнеры, учителя должны учиться и расти вместе со своими учениками. В рамках дошкольного музыкального образования они могут участвовать в музыкальных мероприятиях вместе с учениками, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах. Благодаря близкому контакту и тесному сотрудничеству с учениками учителя могут лучше понимать их интересы и потребности, адаптировать свои методы обучения для соответствия реальным условиям образовательного процесса.

3. Требования совместного обучения к профессиональной компетентности учителей.

Концепция совместного обучения выдвигает ряд требований к профессиональной компетентности учителей. Во-первых, учителя должны обладать междисциплинарными знаниями [14]. Дошкольное музыкальное образование включает в себя различные области, такие как музыка, педагогика и психология. Учителя должны не только иметь глубокое понимание феномена музыки, но и обладать знаниями в области детской психологии и педагогики, чтобы эффективно разрабатывать музыкальные мероприятия в рамках совместного обучения, которые отвечали бы разнообразным потребностям учеников.

Во-вторых, учителям необходимо овладевать современными педагогическими методиками. В рамках совместного обучения особое внимание уделяется индивидуальности учеников и ее развитию под руководством учителей. Учителя должны обладать навыками использования разнообразных современных методов обучения, таких как обучение с применением информационных технологий, ситуационное обучение и других, чтобы мотивировать учеников к постижению знаний и развить у них способность к использованию инноваций.

Кроме того, учителям необходимо развивать у учеников навыки работы в команде. В рамках совместного обучения учителя должны не только стимулировать сотрудничество учеников друг с другом, но и сами тесно сотрудничать с другими учителями, родителями, профессиональными сообществами и другими заинтересованными сторонами для совместного достижения цели всестороннего развития учеников [15].

Заключение

Процесс изменения роли учителей музыки в рамках совместного обучения представляет собой сложную и трудоемкую задачу. Решение этой задачи требует от педагогов непрерывного расширения своего кругозора в области образовательных концепций и повышения своей профессиональной компетентности, чтобы адаптироваться к потребностям новых образовательных парадигм. Вместе с тем для успешной реализации таких изменений учителям необходимо иметь поддержку и понимание со стороны учащихся, их родителей и общества в целом. Особенно это касается педагогов дошкольного образования, чья работа сопряжена с преодолением трудностей воспитания детей дошкольного возраста. Только через совместные усилия всех заинтересованных сторон действительно возможно развитие всех аспектов роли педагога в его постоянном взаимодействии с инновациями и прогрессом в области дошкольного музыкального образования.

Литература:

  1. 王瑞丽.协作学习在学前音乐教育中的应用与教师角色转变 [J].学前教育研究,2021(02):78–83. [Ван Жуйли. Применение совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании и трансформация роли учителей // Исследование дошкольного образования. — 2021. — № 02. — С. 78–83]. — (На кит. яз.).
  2. 王雪梅.学前音乐教育中的师生互动与教师角色定位研究 [J].艺术科技,2019,32(11):246. [Ван Сюэмэй. Исследование взаимодействия учителя и ученика и позиционирования роли учителя в дошкольном музыкальном образовании // Художественные технологии. — 2019. — Т. 32, № 11. — С. 246]. — (На кит. яз.).
  3. 高云.教师角色变迁:从传统到现代的学前音乐教育视角 [J].当代音乐,2021(01):150–152. [Гао Юнь. Изменения роли педагога: перспективы дошкольного музыкального образования (от традиционного к современному) // Современная музыка. — 2021. — № 01. — С. 150–152]. — (На кит. яз.).
  4. 郭静.学前音乐教育中的教师角色与协作学习策略研究 [J].黄河之声,2020(13):126. [Го Цзин. Исследование роли учителей и стратегий совместного обучения в дошкольном музыкальном образовании // Голос Хуанхэ. — 2020. — № 13. — С. 126]. — (На кит. яз.).
  5. 李华音.学前音乐教育中教师角色的重塑与功能变迁 [J].音乐教育研究,2020(03):45–52. [Ли Хуайинь. Структурные и функциональные изменения роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Исследование музыкального образования. — 2020. — № 03. — С. 45–52]. — (На кит. яз.).
  6. 罗海燕.协作学习模式下学前音乐教师的角色与功能 [J].艺海,2020(05):118–119. [Ло Хайянь. Роль и функции учителей музыки в дошкольных учреждениях в рамках совместного обучения // Море искусства. — 2020. — № 05. — С. 118–119]. — (На кит. яз.).
  7. 刘阳.学前音乐教育中的协作学习模式与教师作用探讨 [J].音乐时空,2022(01):69–72. [Лю Ян. К вопросу о концепции совместного обучения и роли учителей в дошкольном музыкальном образовании // Музыкальное время и пространство. — 2022. — № 01. — С. 69–72]. — (На кит. яз.).
  8. 梁晨.教师角色重塑在学前音乐教育中的实践与探索 [J].音乐生活,2021(09):64–66. [Лян Чэнь. Педагогическая практика и исследование изменения роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Музыкальная жизнь. — 2021. — № 09. — С. 64–66]. — (На кит. яз.).
  9. 宋媛媛.论学前音乐教育中教师角色的转变与适应 [J].音乐创作,2021(07):180–182. [Сун Юаньюань. О трансформации и адаптации роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Создание музыки. — 2021. — № 07. — С. 180–182]. — (На кит. яз.).
  10. 孙晓宁.学前音乐教育中的教师功能演变与角色定位 [J].北方音乐,2019(14):112–113. [Сунь Сяонин. Функциональная эволюция и ролевое позиционирование педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Музыка Севера. — 2019. — № 14. — С. 112–113]. — (На кит. яз.).
  11. 何梦溪.学前音乐教育中教师的新角色:协作学习的推动者 [J].艺术评鉴,2022(08):89–91. [Хэ Мэнси. Новая роль учителей в дошкольном музыкальном образовании: содействие совместному обучению // Художественная критика. — 2022. — № 08. — С. 89–91]. — (На кит. яз.).
  12. 张晓梅.论学前音乐教育中的师生互动与教师角色调整 [J].中国音乐教育,2019(05):22–27. [Чжан Сяомэй. О взаимодействии учителя и ученика и изменении роли учителя в дошкольном музыкальном образовании // Китайское музыкальное образование. — 2019. — № 05. — С. 22–27]. — (На кит. яз.).
  13. 赵丽丽.学前音乐教育中的教师专业发展与角色转变 [J].黑龙江教育学院学报,2019,38(07):30–32. [Чжао Лили. Профессиональное развитие и трансформация роли педагогов в дошкольном музыкальном образовании // Журнал Хэйлунцзянского института образования. — 2019. — Т. 38, № 07. — С. 30–32]. — (На кит. яз.).
  14. 周小韵.基于协作学习的学前音乐教师角色定位及发展策略 [J].教育现代化,2020,7(25):95–97. [Чжоу Сяоюнь. Ролевое позиционирование и стратегия развития учителей музыки дошкольных учреждений на основе совместного обучения // Модернизация образования. — 2020. — Т. 7, № 25. — С. 95–97]. — (На кит. яз.).
  15. 陈燕.基于协作学习的学前音乐教育创新与教师角色重塑 [J].艺术教育,2020(07):84–87. [Чэнь Янь. Инновации в дошкольном музыкальном образовании на основе совместного обучения и изменения роли учителей // Художественное образование. — 2020. — № 07. — С. 84–87]. — (На кит. яз.).
Основные термины (генерируются автоматически): совместное обучение, дошкольное музыкальное образование, учитель, рамка, ученик, дошкольный возраст, образовательный процесс, профессиональная компетентность, социальная взаимозависимость, успешная реализация.


Ключевые слова

сотрудничество, профессиональная компетентность, роль учителя, совместное обучение, дошкольное музыкальное образование

Похожие статьи

Задать вопрос