Концептуальные основы изучения теоретических и историко-политических аспектов исследования афганского фактора в региональной безопасности Центральной Азии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Губайдуллина, А. А. Концептуальные основы изучения теоретических и историко-политических аспектов исследования афганского фактора в региональной безопасности Центральной Азии / А. А. Губайдуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 377-380. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113299/ (дата обращения: 17.05.2024).



В статье дается оценка сложившейся в центрально-азиатском регионе обстановки, выявляются исходящие из афганской конфликтной зоны вызовы и риски, воздействующие на сферу безопасности пяти государств Центральной Азии (ЦА). Уделено внимание росту наркотрафика и террористической угрозы из Афганистана.

Ключевые слова: безопасность, развитие, Центральная Азия, Афганистан, военно-политическое сотрудничество, наркотрафик, террористические угрозы.

Распад Советского Союза коренным образом изменил ситуацию в мире, пять постсоветских государств Центральной Азии — Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан, более известные внешнему Миру как «станы» — стратегически расположены на перекрестке евразийского континента. Регион омывается Каспийским морем на западе и Россией на севере, китайская провинция Синьцзян на востоке, а также Иран и Афганистан на юге. В совокупности в пяти странах проживает около 74,5 миллионов человек (согласно последним оценкам ООН на 2021г.) на соответствующей площади 4 млн кв. км, с разнообразным рельефом, в том числе обширными, малонаселенные степи Казахстана, густонаселенная Ферганская долина, пересекающая Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, большие пустыни в Туркменистане и Узбекистане, и суровые горы Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана [2].

Когда в декабре 1991 года существование СССР формально закончилось, государства Центральной Азии внезапно оказались независимыми игроками, столкнувшиеся с неопределенным будущем на международной арене. Фактически, ни один из региональных лидеров не хотел или не был готов к независимости. Однако с этого момента им пришлось начать формировать свою независимую экономику, внутреннюю политику и суверенные государственные институты, а также начать определять свои внешнеполитические ориентации. Поддержание внутренней стабильности и поиска подходящего места в глобальном мире [4].

Постсоветские «станы» столкнулись с рядом серьезных проблем внутренней и внешней безопасности, угрозы и вызовы политического, военного, экономического, этнического, религиозного и социального характера, некоторые из которых материализовались или исчезли, в то время как другие все еще сохраняются или маячат на горизонте. Одной из таких угроз является — афганский фактор на территории центрально-азиатских республик.

Региональная безопасность — составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т. п., а также от вторжений и вмешательств извне, связанных с нанесением ущерба, посягательств на суверенитет и независимость государств региона. Региональная безопасность имеет общие черты с безопасностью международной, в то же время отличается множественностью форм проявления, учитывающих особенности конкретных регионов современного мира, конфигурации баланса сил в них, их исторические, культурные, религиозные традиции и т. п. [5].

Географическая близость Узбекистана к Афганистану всегда придавала особую важность и влияние на безопасность и стабильность в регионе. Трансформация, происходящая в Афганистане, имеет прямое воздействие на Узбекистан, внушая необходимость более глубокого понимания этих изменений. Вместе с тем, эта трансформация может отразиться на различных аспектах, включая экономику, миграцию, распределение ресурсов и борьбу с трансграничными угрозами. Поэтому стратегическое партнерство и дипломатическое взаимодействие между Узбекистаном и Афганистаном становятся ключевыми для обеспечения стабильности в этом чувствительном регионе.

С точки зрения реализма в региональной безопасности Афганистана, акцент делается на стремлении стран в регионе к укреплению своей военной мощи и поддержанию баланса сил. Например, соседние государства, включая Узбекистан, могут стремиться к формированию союзов для обеспечения своей безопасности и защиты от потенциальных угроз, связанных с нестабильностью в Афганистане. С либеральной перспективы, региональная безопасность Афганистана может рассматриваться через призму сотрудничества, дипломатических и экономических отношений. Международные организации, вовлеченные в поддержку стабилизации в Афганистане, могут играть важную роль в уменьшении конфликтов, поощрении сотрудничества и поддержке экономического развития в регионе. Таким образом, в контексте Афганистана, реалистический и либеральный подходы предлагают различные пути для обеспечения региональной безопасности, с учетом особенностей местных динамик и интересов соседних стран.

Теория безопасности Барри Бузана [1] предлагает комплексный подход к региональной безопасности. Он выделяет пять основных аспектов безопасности: политическую, экономическую, военную, экологическую и социальную. С точки зрения Бузана, региональная безопасность требует анализа не только военных аспектов, но и взаимосвязи различных измерений.

  1. Политическая безопасность: Включает в себя стабильность политических институтов, уровень политических конфликтов и управленческую эффективность. В контексте Афганистана, это может относиться к созданию стабильных политических структур после завершения конфликта.
  2. Экономическая безопасность: Оценивает уровень экономического развития, торговые отношения и энергетическую безопасность. Для Афганистана это может включать восстановление экономики и создание устойчивых финансовых основ.
  3. Военная безопасность: Занимается вопросами военной мощи, военных конфликтов и сбалансированности военных сил. В случае Афганистана, это связано с контролем над военными группировками и поддержанием стабильности внутри страны.
  4. Экологическая безопасность: Учитывает воздействие экологических факторов на безопасность региона. В Афганистане это может быть связано с управлением природными ресурсами и проблемами, связанными с климатом.
  5. Социальная безопасность: Касается аспектов социального развития, включая уровень образования, здравоохранение и социальное равенство. В контексте Афганистана, это может быть связано с восстановлением образовательной системы и социальной структуры.

Таким образом, подход Барри Бузана призывает к широкому пониманию безопасности, включая разнообразные аспекты, что может быть весьма релевантным при рассмотрении региональной безопасности Афганистана.

Центральная Азия, включающая в себя Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан, привлекает внимание из-за своего стратегического положения, богатых природных ресурсов и геополитической значимости. Изучение региональной безопасности в этом регионе требует понимания многочисленных факторов, влияющих на его стабильность и устойчивость.

Одним из ключевых аспектов концептуального основания изучения региональной безопасности в Центральной Азии является комплексный подход к анализу. Этот регион характеризуется множеством факторов, включая этнические, религиозные, экономические и политические аспекты. Поэтому понимание сложной взаимосвязи этих факторов необходимо для разработки политики и стратегий безопасности. С точки зрения безопасности, Центральная Азия сталкивается с угрозами, такими как экстремизм, трансграничная преступность, терроризм, конфликты за водные ресурсы и многие другие. Изучение этих угроз в рамках региональной безопасности помогает выявить их корни, оценить их влияние на безопасность и разработать меры для предотвращения или уменьшения этих угроз.

Одним из дестабилизирующий факторов в Центральной Азии является Афганистан. Негативное влияние Афганистана усилилось с ростом Талибана как доминирующая сила (с 1995–1996 гг.), отождествлявшийся с крайне агрессивным исламским фундаментализмом. Более того, Афганистан стал мировым центром производства опиума и его производных. Наркотики переправляются контрабандой на север через постсоветские республики. Большая проблема для соседей — это беженцы, которые постоянно массово бегут из Афганистана. В конце концов Афганистан стал базой моджахедов, действующих в Таджикистане, на Кавказе, Кашмире и так далее. Многие политики опасались, что Талибан хотел дальнейшей экспансии на север. Это обострило боевые действия между центрально-азиатскими странами и Россией, и отчасти это было причиной того, что и Россия, и страны Центральной Азии (в частности Таджикистан и Узбекистан) поддержали противников Талибана — законного правительства так называемого Северного Альянса во главе с президентом Рабани и Ахмедом Шахом Масудом.

Опасения исламской угрозы в странах Центральной Азии вряд ли не обоснованы. В частности, угроза касается Узбекистана, Кыргызстан и в некоторой степени также Таджикистан. Также, хотелось бы отметить, что кризис, нараставший вокруг проблем фундаментализма, был крупным прорывом в отношениях между Центральной Азией и Россией в таких областях, как безопасность и военное сотрудничество. Также безопасность в Центральной Азии, в контексте ситуации Афганистана, активно обсуждается в экспертном сообществе в связи с выводом основного контингента сил НАТО из Афганистана и изменением статуса остальных сил. Прогнозы экспертов относительно степени возможного негативного воздействия ситуации в Афганистане на страны региона разнятся. Некоторые эксперты предполагают, что все страны ЦА действительно могут столкнуться с угрозами, исходящими от международных террористических группировок, дислоцированных в Афганистане, в сфере наркотрафика [3].

Другим важным аспектом изучения региональной безопасности в Центральной Азии является учет геостратегических интересов внешних акторов. Интересы государств-соседей, мировых держав и международных организаций оказывают значительное влияние на ситуацию в регионе. Поэтому анализ и понимание этих интересов также являются ключевыми элементами в изучении безопасности в Центральной Азии.

Необходимо отметить, что подход к изучению региональной безопасности в Центральной Азии должен быть гибким и динамичным. Регион подвержен изменениям, и эволюция угроз и вызовов требует постоянного обновления концепций и стратегий для обеспечения эффективного реагирования на новые вызовы.

В целом, концептуальные основы изучения региональной безопасности в Центральной Азии включают в себя комплексный подход к анализу угроз и вызовов, учет геостратегических интересов внешних акторов, а также гибкость и динамичность в реагировании на изменяющуюся ситуацию в регионе. Это позволяет более эффективно формировать стратегии и меры для обеспечения безопасности и стабильности в Центральной Азии.

Изучение концептуальных основ региональной безопасности в Афганистане представляет собой анализ широкого спектра факторов, оказывающих влияние на безопасность в данном регионе. Эти факторы включают в себя политическую динамику, этнические конфликты, терроризм, наркотрафик, а также роль международных актеров.

Важно понимать, что политическая нестабильность в Афганистане, вызванная конфликтами между различными этническими группами и политическими силами, имеет прямое воздействие на безопасность региона. Этот аспект требует внимания при разработке стратегий для укрепления безопасности.

Терроризм, включая деятельность группировок, таких как Талибан и ИГИЛ (Исламское государство в Ираке и Леванте), является серьезным вызовом для региональной безопасности. Эффективные методы борьбы с этим явлением требуют сотрудничества не только внутри страны, но и на международном уровне.

Наркотрафик, основывающийся на производстве опийных наркотиков, также играет существенную роль в финансировании террористических групп и подрыве безопасности. Борьба с наркоторговлей и развитие альтернативных источников дохода для населения представляют собой важные аспекты укрепления безопасности в регионе.

Международное участие и поддержка, включая участие миротворческих миссий и согласованную политику относительно Афганистана, играют ключевую роль в обеспечении стабильности и развития. Только совместные усилия государств и международных организаций могут создать эффективные стратегии для решения сложных проблем безопасности в этом регионе.

Литература:

  1. Buzan B., Waever O., de Wilde J. Security: A New Fraunewark for Analysis. L. 1998, 240 p. https://www.academia.edu/39047709/Buzan_Waever_and_De_Wilde_1998_Security_A_New_Framework_For_Analysis
  2. Encyclopaedia Britannica (2018). “Central Asia”. https://www.britannica.com/place/Central-Asia
  3. Mendkovich N. Situation in Northern Afghanistan and threats to Central Asia. http://afghanistan.ru/doc/85146.html.
  4. Najibullah, Farangis (2011). «Watching the Soviet Coup from Central Asia». https://www.rferl.org/a/central_asia_soviet_coup_anniversary/24301711.html
  5. Дипломатическая академия (Москва 2022). Дипломатический словарь для студентов. http://ruspolitology.ru/wp-content/uploads/2021/12/Diplomatic %20Dictionary.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): Афганистан, Центральная Азия, региональная безопасность, Узбекистан, Таджикистан, регион, Кыргызстан, Россия, угроза, комплексный подход.


Ключевые слова

развитие, безопасность, Афганистан, Центральная Азия, наркотрафик, военно-политическое сотрудничество, террористические угрозы

Похожие статьи

Задать вопрос