Межпредметные связи на уроках истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 23.04.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Алиев, А. Б. Межпредметные связи на уроках истории и обществознания / А. Б. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 385-386. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113286/ (дата обращения: 17.05.2024).



Уроки истории и обществознания в школе являются очень важными, так как в большей степени, формируют такие качества как гражданственность и патриотизм, повышают уровень экономической и правовой грамотности. Цель: обозначить важность использования межпредметных связей на уроках истории и обществознания. Задачи: дать определение межпредметным связям; привести примеры межпредметных связей на уроках истории и обществознания; установить межпредметную связь между историей и обществознанием; дать рекомендации об использовании межпредметных связей в структуре урока.

Ключевые слова : метапредметные результаты, межпредметные связи, методика преподавания истории и обществознания, наставничество.

Межпредметная связь — это связь между несколькими учебными предметами, выражающаяся в комплексном, универсальном характере того или иного явления, процесса или объекта материального мира.

Учебный процесс в школе направлен не только на формирование предметных и личностных результатов, с чем очень хорошо справляются история и обществознание, но также на формирование метапредметных результатов, которые включают разные виды универсальных действий, такие как систематизация, классификация, сравнение. Непременно, усилить формирование метапредметных результатов помогает использование на уроках межпредметных связей.

На уроках истории учитель может использовать межпредметные связи с самыми разнообразными областями. Данная тенденция особенно усиливается при изучении тем, связанных с культурой того или иного периода, в рамках которого можно установить связь с литературой (при изучении особенностей жанров периода, выдающихся писателей эпохи и их произведений), с физикой, биологией, химией (при изучении деятельности ученых и их вклада в развитие отечественной науки).

На уроках обществознания целесообразно систематически устанавливать межпредметную связь с историей, так как учащимся будет лучше понять сущность того или иного процесса, явления общественной жизни. Например, при изучении темы «Общественное развитие» [1], через конкретные примеры из курса истории учащимся будет легче понять, что такое революция, в чем его отличие от эволюции. В качестве примера можно привести тему «Великая российская революция: Февраль 1917 г». [2].

Межпредметная связь между историей и обществознанием очень важна, так как на уроках обществознания идет речь об общих понятиях, что из себя представляет то или иное событие, процесс, явление или объект общественной жизни, а на уроках истории мы применяем эти же понятия, с конкретной привязкой к какому-либо государству, периоду, с конкретными личностями.

Использовать межпредметные связи рекомендуется на мотивационно-целевом этапе урока, а также на этапе изучения нового материала (новой темы).

Например, при изучении темы «Великая российская революция: Февраль 1917 г»., на мотивационно-целевом этапе урока, можно задать детям вопрос, что такое революция? На этапе изучения нового материала, можно предложить учащимся вспомнить особенности революции из курса обществознания, сопоставить их с изучаемой темой на предмет имеют ли место быть такие особенности, признаки революций как изменение основ строя, резкий скачок в февральской революции.

Можно наоборот, при изучении темы «Французская революция XVIII в». [3], использовать межпредметную связь с обществознанием, вспомнив, что из себя представляет революция.

Использование межпредметных связей на этапе актуализации знаний, закреплении изученного материала, считается избыточным, так как будет черпать время, которое лучше использовать на непосредственные цели данных этапов: проверить знания по прошлой изученной теме, закрепить новый изученный материал.

Приведу примеры использования межпредметных связей на уроке обществознания по теме «Межгосударственные отношения». Этап работы по теме урока (изучение нового материал), учитель объясняет, что: «международное сотрудничество — это отношения между государствами, направленные на реализацию интересов каждого, путем заключения международных договоров в военной, экономической, культурной, научной сфере». После объяснения, можно установить межпредметную связь с историей: договор 911 года Олега и Византии, создавал благоприятные условия для русских купцов. Далее учитель объясняет сущность понятия межгосударственный конфликт: «Межгосударственный конфликт — это столкновение интересов или позиций государств, которые характеризуются их взаимными претензиями». Межпредметная связь с историей: холодная война США и СССР во второй половине XX в. из-за сопротивлений капитализма и социализма, «гонки вооружений».

Методика использования межпредметных связей, во-первых, обогатит ваш урок, во-вторых, сделает его более направленным на формирование метапредметных результатов, в-третьих, закрепит изученный материал в рамках другого учебного предмета.

Литература:

  1. Обществознание: 11 класс: учебник / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. — 2-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2020. — 88 с.
  2. История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3 ч. Ч. 1 / [М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др.]; под ред. А. В. Торкунова. — М.: Просвещение, 2016. — 27 с.
  3. История. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век: 8 класс: учебник / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина [и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — 5-е изд., перераб. — Москва: Просвещение, 2023. — 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): межпредметная связь, урок истории, связь, изученный материал, обществознание, урок обществознания, Великая российская революция, Межгосударственный конфликт, мотивационно-целевой этап урока, общественная жизнь.


Похожие статьи

Задать вопрос