Понятия «беспризорность» и «безнадзорность», их соотношение. Психологические особенности несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и организациях по защите прав детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 29.04.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Захарченко, Д. А. Понятия «беспризорность» и «безнадзорность», их соотношение. Психологические особенности несовершеннолетних, состоящих на учете в органах и организациях по защите прав детей / Д. А. Захарченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 281-284. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113273/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье обозначены результаты анализа литературы по проблеме профилактики беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, раскрываются отличительные признаки таких понятий, как беспризорность и безнадзорность, рассматриваются причины возникновения девиантного поведения у подростков, а также представлены пути решения данной проблематики.

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, несовершеннолетние, специализированные учреждения, девиантное поведение.

The article outlines the results of the analysis of literature on the problem of prevention of homeless and neglected minors, reveals the distinctive features of such concepts as homelessness and neglect, examines the causes of deviant behavior in adolescents, and also presents ways to solve this problem.

Keywords: homelessness, neglect, minors, specialized institutions, deviant behavior.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» использует следующие понятия:

«несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания» [2].

Сравним оба понятия и истолкуем их более подробно.

Безнадзорный ребенок, как правило, имеет связь с родителями и живет с ними под одной крышей, т. к. все еще имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи. Первые «отклики» безнадзорности — это неорганизованный досуг несовершеннолетнего, когда ребенок предоставлен сам себе, не имеет увлечений, не посещает дополнительные занятия/кружки, что в последующем вытекает в прогулы обязательных школьных занятий и времяпрепровождение несовершеннолетнего на улице в аналогичных компаниях детей.

К безнадзорным несовершеннолетним можно отнести следующие пункты:

  1. Потерявшие семейные и родственные связи дети.
  2. Брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей.
  3. Несовершеннолетние, занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством.
  4. Совершающие мелкое воровство.
  5. Употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества.
  6. Вовлеченные в противоправную деятельность и т. д.

Само понятие безнадзорность в последующем вытекает в беспризорность, т. е. является первым и неотъемлемым шагом к разрушению социализации в нормальной среде ребенка.

Говоря о понятии беспризорность — это уже социальный статус несовершеннолетнего, как в семье, так и в обществе.

К отличительным признакам беспризорности относят следующие понятия:

  1. Полное прекращение общения несовершеннолетнего с семьей.
  2. Отсутствие постоянного места жительства (как правило в местах непригодных для проживания).
  3. Дети пытаются обеспечить свою жизнь такими способами, которые не признаются обществом.
  4. Несовершеннолетние начинают подчиняться на улицах кастовым криминальным законам [6].

Отсутствие жилья и средств для существования превращает таких несовершеннолетних в бродяг, кочующих с места на место. Такие дети не имеют попечения ни родительского, ни государственного, что говорит об отсутствии необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Изучив информацию по данной тематике, можно сказать о том, что выделяют несколько уровней бродячих подростков:

1) Несовершеннолетние, находящиеся без определенного места жительства менее месяца. Такие дети еще не успели адаптироваться к новой среде, не теряют надежду на возвращение домой к родителям, пытаются искать любые средства для выживания на улице, например, собирают бутылки, раздают листовки, попрошайничают и совершают мелкое воровство.

2) Несовершеннолетние, которые находятся на улице более месяца, но до года. Такие подростки уже имеют опыт в употреблении ПАВ, алкоголя, а также половых связях и воровстве.

3) Подростки, находящиеся без надзора более года. Как правило, это начало преступной деятельности, социально-психологическая деформация и малая вероятность попасть в социально-реабилитационное учреждение. В настоящий момент эта ступень сильно увеличивается среди подростков.

На любом из перечисленных выше ступенях, подростки имеют уже некие проблемы с отставанием в умственном и социальном развитии [7]. В процесс социализации ребенка безусловно входят медицинские обследования, регулярное правильное питание, познавательная деятельность, которые несовершеннолетние не получают, находясь на улицах города.

Так, согласно практике, в социально-реабилитационные отделения временного пребывания для несовершеннолетних — дети поступают с рядом заболеваний хронического характера, истощением, имея опыт употребления ПАВ, а также с ВИЧ-инфекцией. Большинство из детей начинают учиться читать и прорабатывать свою речь с дефектологами лишь попав в такие приюты временного пребывания [5].

Все вышеперечисленные неудовлетворенные потребности детей сказываются на их состоянии, например, повышенная тревожность, агрессия, отсутствие доверия к окружающим людям, низкая самооценка и т. д.

Теперь хочется осветить в данной статье несколько групп, объясняющих причины возникновения девиантного поведения несовершеннолетних.

Первую группу составляют социально-экономические факторы. К ним относят экономический кризис, эпидемии, голод и безработица. Все это влияет на нашу жизнь, например, низкими доходами, нестабильностью в стране, спадом производства, что в последующем приводит к увеличению количества безнадзорных детей. Это объясняется тем, что люди теряют работу, отсутствует контроль со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей.

Ко второй группе относят социально-психологические причины, что связано с кризисом семьи. Под кризисом семьи понимается развод родителей, потеря одного из кормильцев, жестокое обращение с детьми. В большинстве случаев, неблагополучие семьи переходит из поколения в поколение, мало кто занимает строго противоположную позицию при взрослении. Часто это пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами, антисанитария, хронические заболевания, алкоголизм родителей, неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми. Конечно же все вышеперечисленные факторы не говорят об обязательном возникновении безнадзорности ребенка, но имеют большую степень вероятности ее появления.

Помимо неблагополучия семей, важную роль в жизни таких людей играет отсутствие получения образования, ведь такие дети имеют большие пробелы в знаниях из-за частых пропусков учебных занятий. Таким образом позиция школы стала еще одним фактором риска, т. к. ежегодно не малое количество учеников бросают учебные заведения.

Алкоголизм и наркомания родителей способствуют отчуждению детей от семьи, таким образом предоставляя их самим себе и в последующем толкая несовершеннолетних в компании с асоциальной направленностью.

И к третьей группе отнесем психологические причины. Таковыми являются генетические предрасположения к асоциальному образу жизни.

Безусловно, все три группы факторов тесно связаны между собой, дополняя друг друга [6].

Теперь хочется осветить меры, которые предпринимаются в работе с трудными подростками на практике.

Приказом Министерства социальной защиты России (№ 64 от 06.05.94) в соответствии с Указом Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» было создано большое количество специализированных учреждений, в которые помещаются беспризорные и безнадзорные дети. Таковыми являются: социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. В таких центрах детям оказывается в первую очередь психологическая поддержка, а в последующем определяется их дальнейшее жизнеустройство. С каждым годом потребность в данных учреждениях сильно растет, т. к. центры временного пребывания переполнены детьми, оставшимися без попечения родителей, либо помещенные туда по заявлению самих же родителей в связи с трудной жизненной ситуацией.

Стоит рассказать и о самой системе социальной профилактики безнадзорности несовершеннолетних, которую формируют органы местного самоуправления.

Приведу в пример систему данной профилактики Колпинского района города Санкт-Петербурга, которую образуют: органы опеки и попечительства, инспектора МВД по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних, центр социальной помощи семьям и детям, а также к их числу относятся школы, садики и медицинские учреждения. Любое из перечисленных выше учреждений могут выявить ребенка из неблагополучной семьи, оказать ему социальную поддержку, поставить на учет и уведомить об этом другие субъекты профилактики, тем самым начать взаимодействие и наблюдение за конкретной семьей. Такое наблюдение необходимо в последующем, чтобы отследить соблюдаются ли все законные права несовершеннолетнего в нашем обществе. Основной целью субъектов профилактики является социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь.

Изучив и проанализировав судебную практику, можно сказать о том, что за последние годы резко увеличилось число безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, что носит угрожающий характер для нашего общества [8]. Именно это требует особого внимания и усовершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в каждом районе города. Стоит сказать о том, что судами, рассматривающими данную категорию дел, до сих пор не выработаны общие критерии в удовлетворении или отказе в исковом заявлении. Судьи оценивают обстоятельства дела, как правило, учитывая уровень благополучия семьи, прошлое поведение несовершеннолетнего.

Возвращаясь к профилактике, следует также сказать о том, что все службы системы профилактики города прилагают усилия по предупреждению детской преступности и правонарушений, но немаловажным является воспитание детей родителями [4]. Ведь в большинстве случаев, на моей личной практике, родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности, перекладывая это на педагогов образовательных учреждений, сотрудников полиции и занимая пассивную позицию в воспитании собственных детей, что в последующем приводит к страшным последствиям. Нельзя отрицать воздействие окружающей среды на несовершеннолетнего, но выбор этой среды, и контроль за негативным влиянием на ребенка — это обязанность каждого родителя.

Подводя итог вышесказанному, хочется процитировать Эдварда Гиббона (английский историк): «У каждого человека бывают два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам».

Таким образом, основой в профилактической работе с трудными подростками является воспитание и внимание родителей, а также комплексная работа всех специалистов и педагогов. Не стоит забывать и об индивидуальности любого человека, ведь у одного ребенка процесс происходит заметно, а с другим стоит потратить чуть больше времени.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ред. от 28.04.2023 г.
  2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ред. от 21.11.2022 г.
  3. Беляева Л. И. // Воспитание несовершеннолетних правонарушителей в России. В 3-х частях. Часть 1. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в Российской империи // Издательство: Флинта, Московский психолого-социальный институт (МПСИ), 2018. — 773 c.
  4. Братановский С. Н. // Административно-правовое регулирование организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в Российской Федерации: моногр. // Издательство: Директ-Медиа, 2018. — 487 c.
  5. Ветошкин С. А. //[Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Издательство Юрайт, 2023. — 242 с.
  6. Минин А. Я. и Краев О. Ю. // Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи // Издательство Прометей, 2016. — 170 с.
  7. Покровская Ольга // Безнадзорные подростки. Проблемы социальной реабилитации // Издательство: Книга по Требованию, 2020. — 322 c.
  8. Рассел Джесси // О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних // Издательство: Книга по Требованию, 2020. — 417 c.
  9. Шахова Е. С. // Борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью 1917–1941 гг.: моногр. // Издательство: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. — 132 c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, временное пребывание, девиантное поведение, место жительства, подросток, родитель, семья, большинство случаев, кризис семьи, мелкое воровство.


Ключевые слова

девиантное поведение, несовершеннолетние, беспризорность, безнадзорность, специализированные учреждения

Похожие статьи

Задать вопрос