Война и человеческие ресурсы Казахстана в 1941–1945 годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 16.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Кипшакбаев, К. З. Война и человеческие ресурсы Казахстана в 1941–1945 годах / К. З. Кипшакбаев, Д. Ж. Серкебаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113037/ (дата обращения: 02.05.2024).



Одной из актуальных проблем истории Великой Отечественной, как и в целом Второй мировой войны, является история мобилизации людских резервов в военные действия. Колоссальные потери личного состава Вооруженных Сил СССР, а также граждан в районах боевых действий и на оккупированной территории до сих пор являются предметом спора. При этом авторы зачастую не вникают в суть происходивших в то время событий, обычно прикрываясь результатами тех или иных выигранных сражений, одновременно персонифицируя это с именами отдельных командующих фронтами и армиями. Все это, безусловно, способствует сохранению данной проблемы в ряду «белых пятен» войны.

История человечества знает немало больших и малых войн. Однако Вторая мировая война, начавшаяся в сентябре 1939 г., после вторжения летом 1941г. гитлеровской Германии в пределы СССР приняла совершенно новые, невиданные в истории по разрушительной силе масштабы. Ожесточенный характер боевых действий от Баренцева до Черного морей, отступление Советской Армии с тяжелыми боями, срочная мобилизация всего призывного контингента на фронт, необходимость экстренной подготовки боевых резервов, перебазирование производительных сил на Урал, в Казахстан, Сибирь и Среднюю Азию, задачи скорейшего создания слаженной военной экономики — все это предопределило вовлечение в войну колоссальных людских ресурсов.

В первые же дни войны были взяты на строгий учет все материальные ресурсы. Одновременно развернулась мобилизация призывного контингента в армию. На территории, оккупированной врагом, проживало 88 млн человек (45 % населения СССР), в том числе более трети всех рабочих и служащих предприятий и учреждений [1]. Поэтому в сложившейся обстановке основная тяжесть в формировании армейского резерва и трудовых ресурсов легла на восточные районы, в том числе Казахстан.

Летом и осенью 1941 г. на территории Казахстана начали формироваться крупные войсковые соединения и отдельные части. Среди них была знаменитая 316-я стрелковая дивизия (впоследствии 8-я гвардейская стрелковая дивизия им. И. В. Панфилова), 38-я стрелковая дивизия (с 1943 г. 72-я гвардейская), сформированная в г. Алматы. В Акмолинске, Петропавловске, Семипалатинске, Жамбыле и ряде других городов формировались 310-я, 314-я, 29-я стрелковые дивизии, 105, 106, 96-я казахские национальные кавалерийские дивизии и другие части и соединения Советской Армии. После 2–3-х месячной ускоренной подготовки эти соединения отправлялись в действующую армию. Так советскому командованию удалось пополнить ряды воюющей армии. Достаточно упомянуть, что за пять месяцев войны — к первой осени 1941 г. Советскому Союзу удалось сформировать 291 дивизию, 94 бригады.

Войска, находившиеся на фронте, несли огромные потери. Об этом можно судить даже на примере одной дивизии. Например, 312-я стрелковая дивизия, сформированная в Актюбинске, осенью 1941 г. в тяжелых оборонительных боях под Тулой потеряла почти весь личный состав. Когда дивизию вывели в резерв для пополнения, в ее рядах насчитывалось всего 317 бойцов.

Формирование новых частей и соединений шло непрерывно. Была сформирована в г. Алматы и в мае 1942 г. отправлена на фронт знаменитая 100-я отдельная казахская национальная стрелковая бригада. В это же время отправилась на фронт и 101-я национальная казахская стрелковая бригада, сформированная в Актюбинске.

В период войны в рядах Вооруженных Сил СССР находилось около 35 млн. человек [2]. Их основную часть составляли воины русской национальности. Состав армии был многонациональным, в том числе 4,4 млн. украинцев, свыше 1 млн. белорусов, 1,8 млн. казахов, узбеков, киргизов, туркмен, таджиков и представителей других национальностей, населявших Казахстан и республики Средней Азии. В 1941–1943 гг. в Казахстане было сформировано и отправлено на фронт свыше 50-ти частей и соединений, среди которых 23 стрелковые дивизии, 2 национальные стрелковые бригады, отдельные полки, батальоны и другие подразделения. Причем национальные казахские соединения формировались и оснащались за счет республиканского бюджета. Таким образом, в период войны более 70 % всего мужского населения Казахстана от 18-ти до 50-ти лет находилось в рядах действующей армии. По существу в военные годы каждый четвертый житель республики находился в боевом строю [3].

Статистика военных ведомств свидетельствует, что накануне войны, свыше 170 тыс. казахстанцев находилось в рядах армии. 1 млн 210 тыс. человек было призвано в армию в 1941–1945 гг. Анализ документов Военного комиссариата Казахской ССР по призыву граждан республики в ряды армии показывает, что из всего контингента призывников 681 тысяча была отправлена на фронт в первые полтора годы войны, т. е. с июня 1941 г. по декабрь 1942 г. Например, с июня по ноябрь 1941 г. только по одной Семипалатинской области было призвано и отправлено на фронт 1640 человек младшего начальствующего состава, 17258 рядовых, а подлежало к отправке рядовых 16747 человек. Планы призыва перевыполнялось. Так было повсеместно [4].

Вышеприведенные цифры показывают, что около 54 % всего призывного контингента казахстанцев ушли на фронт в начальный этап войны. Это был период тяжелых боев и отступлений Советской Армии. К концу лета 1942 года по вине руководства Юго-Западного фронта Н. Ватутина, Н. Хрущева (член Военного совета фронта), а также высокопоставленных представителей Ставки Верховного главнокомандования С. Тимошенко, Г. Жукова и других линия фронта дошла до берегов Волги. В июне 1942 г. только в районе Харькова было окружено и пленено свыше 200 тыс. советских солдат и офицеров. А с начала 1943 г. и в 1944 г. планы призыва в армию по Казахстану регулярно не выполнялись. Те, кто был призван в первые полтора года войны, большей частью погибли в тяжелых боях под Ленинградом, Междуречье Дона и Волги, в Сталинградском сражении. Из-за невыполнения планов призыва в армию по настоятельной просьбе Казвоенкомата ЦК Компартии Казахстана был вынужден направлять в районы и области под личную ответственность первых секретарей обкомов секретную директиву, где говорилось следующее: «изыскать дополнительные людские ресурсы; пересмотреть с участием партийных, советских организаций, военных комиссариатов и органов НКВД всех не призванных в армию по политико-моральным причинам и годных из них для службы в армии немедленно призвать; согласно приказу Наркомата обороны Nº064 периодически проводить подворовые обходы и облавы; переосвидетельствовать всех негодных, нестроевых, отсрочников и отпускников и всех оказавшихся годными к строевой службе призвать и отправить по имеющимся нарядам» [5].

Упомянутые здесь не подлежавшие призыву по политико-моральным причинам лица являлись спецпереселенцами, перемещенными в Казахстан в довоенные годы, а большей частью — так называемые ссыльные кулаки и члены их семей. Вскоре с них было снято клеймо «неблагонадежных элементов» и они стали призываться в ряды армии. Тем не менее в самый трудный период войны за них в боях участвовали другие слои населения. К этому необходимо добавить, что в период войны в Казахстан было депортировано свыше 1 млн спецпереселенцев (немцы, чеченцы, ингуши и др.). Мужское население, находившееся в армии этой категории переселенцев, было отозвано с фронта и направлено на тыловые работы. В 1943–1945 гг. (по день Победы) шли самые ожесточенные наступательные бои советских войск. Если бы не было этой карательной меры, вопрос сколько жизней советских солдат можно было бы сохранить, остается открытым по сей день.

Составной частью мобилизации людских и материальных ресурсов на оборону страны являлась организация работы в тылу. Перестройка народного хозяйства с целью создания слаженной военной экономики, прием и размещение эвакуированных предприятий, строительство новых промышленных объектов, линий железных дорог, освоение новых месторождений полезных ископаемых, необходимых оборонной промышленности, — все это требовало привлечения в производство колоссальных людских ресурсов.

В сложившейся обстановке изменилась и структура трудовых ресурсов. С целью сохранения наиболее квалифицированных рабочих промышленности и других отраслей народного хозяйства была введена система бронирования для освобождения их от призыва в армию. Это в основном распространялось на рабочих оборонной, угольной, металлургической промышленности. Эта система по представлению местных (районных) органов управления распространялась и на незначительное число квалифицированных сельскохозяйственных кадров — механизаторов, агрономов и т. д. На железнодорожном транспорте было введено военное положение. Поэтому одновременно с призывом в армию шел процесс замены тех, кто уходил на фронт, развернулась ускоренная подготовка трудовых резервов.

За годы войны через различные формы обучения было подготовлено для промышленности и транспорта свыше 470 тыс. рабочих массовых профессий. Это в два раза больше, чем было подготовлено рабочих до войны. Одновременно переподготовку проходили и кадровые рабочие. Среди рабочих республики в период войны 48 % составляли женщины. Две трети молодых рабочих, прошедших обучение в школах ФЗО, составляла сельская молодежь.

Необходимо отметить, что сельское население являлось основным источником комплектования Трудовой армии. Эта категория населения привлекалась на строительство объектов оборонной промышленности, железных дорог, нефтепровода, работали на промышленных предприятиях за пределами и внутри республики.

В военные годы все законодательные акты, директивные указания органов государственной власти ССР и правительства Казахстана носили чрезвычайный характер. Еще до войны вышли Указы и постановления о введении особого режима работы в важнейших отраслях экономики. Тогда же в условиях приближения войны были приняты Указы о запрещении самовольного ухода (увольнения) с работы трактористов, комбайнеров и шоферов колхозов, МТС и совхозов. Поэтому в период войны уклонения не только от армии, но и от трудовой повинности каралось по законам военного времени. На заводах и фабриках зачастую, наряду со взрослыми, работали подростки 14–16-ти лет.

Особой категорией трудовых ресурсов в период войны были спецпереселенцы. Как известно, в 1940 г. в Казахстане находилось 104 тыс. лиц польской национальности, а также граждане Западной Белоруссии, Западной Украины, Прибалтийских стран, Молдавии. Как известно, в начале 30-х годов в республике было размещено 180 тыс. ссыльных кулаков из областей России и Украины. Кроме них в 1937 г. в республике были размещены корейцы из Дальнего Востока, курды, иранцы из приграничных районов Закавказья и Туркмении [6].

Осенью 1941 г. в республике было размещено 374 тыс. немцев, депортированных из Поволжья и других районов. Трудоспособная часть этой категории граждан находилась в закрытых (по режиму лагерного типа) трудовых колониях и использовалась на строительстве оборонных объектов или работали на промышленных предприятиях. Трудовая армия, состоявшая из спецпереселенцев, насчитывала около 700 тыс. человек. Кроме того, по линии военных комиссариатов 200 тыс. казахов, негодных к строевой службе, было официально призвано в трудовую армию. Значительная часть их находилась за пределами республики на оборонных заводах Горького (ныне Нижний Новгород), около 10 тыс. казахов работало на заводах Урала, столько же людей трудилось на Магнитогорском металлургическом комбинате, на заводах Сибири, шахтах Кузбасса и т. д.

Если же учесть, что на 1 января1941 г. население Казахстана насчитывало 6,425 тыс. человек, то в военные годы свыше одной трети или же 31,2 % населения республики находилось на фронте и в трудовой армии.

Осенью 1943 и в 1944–1945 гг. население республики увеличилось за счет депортированных балкарцев, карачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, крымских татар, турков, греков, болгар, немцев, выселенных из освобожденных от оккупации районов СССР, и т. д. Потери среди спецпереселенцев были очень большими. Так, с 1944 по 1948 год умерло 101036 человек из числа чеченцев, ингушей, балкарцев размещенных в республике. Из 462 тыс. немцев, находившихся в Казахстане в 1942 г., после войны осталось 330 тысяч.

Были большие потери и среди тех, кто находился в трудовой армии. От болезней, из-за нехватки продовольствия были потери среди призванных в трудовую армию. Так, случаи смерти из числа казахов, находившихся в трудовой армии на заводах Горького, Урала и других предприятий за пределами Казахстана, зафиксировано в официальных актах ВЦСПС, хранящихся в бывшем Госархиве народного хозяйства СССР в Москве. Необходимо отметить, что данные о потерях из числа трудармейцев Казахстана на сегодняшний день отсутствуют.

Как отмечалось выше, основным источником пополнения трудовых ресурсов в военные годы были женщины и подростки, дети, достигшие 12-ти лет. Об этом ярко свидетельствуют данные сельского хозяйства военных лет. Как известно, в связи с потерей основных зерносеющих районов на западе СССР центр тяжести сельскохозяйственного производства был перенесен на восточные районы, в том числе Казахстан и республики Средней Азии. Осенью 1941 г. и весной 1942 г. посевные площади в Казахстане были расширены на 1,5 млн. гектаров. В условиях, когда наиболее исправная часть тракторов и машин была мобилизована на нужды фронта, основные сельскохозяйственные работы велись на живом тягле и вручную. Если в 1940 г. в аулах и селах Казахстана насчитывалось 1 млн. 46 тыс. трудоспособных, то к 1943 г. они составили 935,2 тыс. человек. При этом необходимо учесть, что нагрузка на одного трудоспособного выросла на одну треть. Для выполнения сезонных сельскохозяйственных работ привлекались учащиеся школ и других учебных заведений. В период войны в сельском хозяйстве республики подготовлено около 150 тыс. механизаторов из числа женщин [7].

В целом, говоря о войне и людских ресурсах Казахстана, необходимо отметить, что каждый второй погиб на фронтах войны. Высокая степень мобилизации, общая численность населения, сократившаяся почти наполовину в период голода 30-х годов, стали причиной того, что в военные годы людские ресурсы Казахстана, в первую очередь коренного населения, резко уменьшились, огромные потери в кровопролитной войне понесли и другие народы, проживающие в республике. Безвозвратные потери Казахстана в период Второй мировой войны (с учетом потерь в войне с Японией) насчитывают 623 429 человек, в том числе 130 тысяч казахов [8]. Эти данные, представленные военными комиссариатами областей и районов в «Книге Памяти», требуют уточнения. В них отсутствуют сведения по отдельным районам и областям республики, которые входили в военные годы в состав Приволжского и Южно-Уральского военных округов. В целом население Казахстана, как и всего СССР, внесло огромный вклад в укрепление экономической и военной мощи страны и в достижении победы над врагом.

Литература:

  1. Козыбаев М. Компартия Казахстана в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг). — Алматы,1965. — С. 201.
  2. // Правда.- 1995. — 2 апреля.
  3. Козыбаев М., Алдажұманов Қ. Күркіріп күндей өтті соғыс / Егемен Қазақстан. — 1992. — 8 мамыр.
  4. Центральный Государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). Ф.1146. Оп.1. Д.224. Л.21.
  5. ЦГА РК. Ф.1146. ОП.1. Д679. Л.19–19 об.
  6. Алдажуманов К. Депортация народов — преступление тоталитарного режима. — Алматы, 1997. — 16 с.
  7. Казахстан в первые годы Великой Отечественной войны. Т. 1. Алма-Ата, 1943.
  8. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945. — Москва, Воениздат, 1963. — С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, трудовая армия, период войны, война, фронт, Азия, армия, мировая война, ряд армии, Советская Армия.


Похожие статьи

Задать вопрос