Проблемы нецелевого использования бюджетных средств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 13.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Нигматулина, А. М. Проблемы нецелевого использования бюджетных средств / А. М. Нигматулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 393-395. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112965/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассказывается о том, что из себя представляет нецелевое использование бюджетных средств. Рассказывается о том, какие существуют проблемы нецелевого использования бюджетных средств. В статье рассказывается о том, какие есть способы решения данных проблем.

Ключевые слова: проблемы, нецелевое использование, проблемы нецелевого использования, бюджетные средства, Бюджетный Кодекс, использование бюджетных средств.

The article talks about what constitutes misuse of budget funds. It talks about what problems exist in the misuse of budget funds. The article talks about what ways there are to solve these problems.

Keywords: problems, misuse, problems of misuse, budgetary funds, Budget Code, use of budgetary funds.

Усиление финансового контроля со стороны государства за рациональным и эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов бюджетными учреждениями становится в последние годы первоочередной задачей, поскольку количество нарушений в бюджетной сфере остается настолько значительным, что требует постоянного контроля за исполнением бюджета. эффективность управления средствами.

Нецелевое использование средств, выделяемых из бюджетов федерального, регионального и местного уровней, является серьезным препятствием для развития российской экономики. Важность эффективного использования бюджетных средств объясняется тем, что оно лежит в основе финансовой политики государства [1].

Использование расходов любого бюджета, в том числе и местных, осуществляется также за счет бюджетного финансирования. В связи с этим следует отметить, что в самом общем виде, когда речь идет о бюджетном финансировании, следует понимать систему предоставления средств из бюджета субъектам для реализации мероприятий, предусмотренных планом [2].

Государственный финансовый контроль за бухгалтерским учетом в бюджетных учреждениях следует рассматривать как многогранную и сложную систему проверки законности, своевременности и полноты формирования статей доходов и расходов, целевого использования бюджетных средств по соответствующим статьям. расходов, а также анализ рационального и эффективного их использования.

При осуществлении мер государственного финансового контроля отмечается ряд случаев чрезмерной потребности в бюджетных средствах, реализации бюджетных расходов, которые Бюджетным кодексом и Законом о государственном бюджете отнесены к другим уровням бюджета (непередаваемые соответствующего разрешения), финансирование без утвержденных бюджетов и т. п. Осуществление подобных операций приводит к избыточному выделению средств из бюджетов всех уровней и, как следствие, влечет за собой значительные бюджетные потери.

Таким образом, в ходе осуществления государственного финансового контроля установлены факты завышения потребности в бюджетных средствах, проведения расходов за счет государственных средств, которые Бюджетным кодексом и Законом о государственном бюджете отнесены к бюджетам другого уровня.

Распространенными финансовыми правонарушениями, повлекшими потерю ресурсов, считаются: проведение хозяйственных операций по реализации товаров, работ и услуг по сниженным ценам или бесплатно; уклонение государственных и муниципальных предприятий от начисления и перечисления части прибыли в бюджет; расходы нецелевого назначения; превышение незаконных (фиктивных) выплат по заработной плате; недостача материальных активов (ценностей) и денежных средств; непринятие мер по начислению или взысканию неустойки, предусмотренной условиями настоящего договора; отчуждение имущества незаконным путем; незаконное прощение дебиторской задолженности, что приводит к потере дохода; списание материальных активов для учета более эффективных стандартов или таких, которые обычно отсутствуют; недополучение предпринимательского дохода (выручки) за имущество, передаваемое во временное пользование, аренду; осуществление, более конкретных объемов, безвозвратной помощи на благотворительность, спонсорство или превышение предельного размера и т. п.

Обратимся к существующей практике, демонстрирующей следующие результаты нецелевого использования бюджетных средств. По данным Счетной палаты, за 2008 год выявлено нарушений законодательства на 94 миллиарда рублей и случаев нецелевого использования бюджетных средств на почти 2 миллиарда рублей.

Основными причинами таких нарушений являются низкое качество внутреннего контроля и безответственное отношение многих бюджетников и руководителей предприятий, учреждений и организаций.

В 2009 году выявлены нарушения законодательства на 238 миллиардов рублей, случаи нецелевого использования бюджетных средств — почти на 4 миллиарда рублей.

Государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью стимулирования расходов бюджетных учреждений и призван обеспечить процесс создания достоверной информации о состоянии накопления и использования бюджетных средств, а также эффективности бюджетного регулирования, принимать своевременные и целесообразные меры.

Приведенные данные свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к организации эффективной системы финансового контроля бюджетных учреждений, постоянного совершенствования механизмов управления и контроля бюджетных средств.

В 2010 году выявлены нарушения в отношении 484 миллиардов и случаи нецелевого использования бюджетных средств в отношении почти 1,6 миллиардов рублей [2].

Государственный финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства в бюджетных учреждениях направлен на обеспечение эффективного и оперативного управления бюджетными средствами и осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса его участниками в соответствии с Бюджетным кодексом и иным законодательством.

Следует отметить, что сегодня у нас неправильный подход к составлению бюджета. По мнению Басалаевой С. Г., действующее бюджетное законодательство построено таким образом, что на первом месте стоят доходы бюджета и на этой основе устанавливаются расходы. Лучше исходить из необходимого объема расходов, на это ориентирована государственная политика формирования доходов [5].

На сегодняшний день в РФ используются следующие виды государственного финансового контроля бюджетных учреждений: финансово-экономический аудит, государственные закупки и инспекционные проверки.

Подводя итог, можно сказать, что нецелевое использование указанных средств может привести к дестабилизации бюджетной системы. Поэтому необходимо совершенствовать бюджетное законодательство. Сегодня рост количества правонарушений обусловлен двумя факторами. С одной стороны, это низкий уровень контроля со стороны органов государственной власти в бюджетной сфере. С другой стороны, это неэффективная работа правоохранительных органов по привлечению к ответственности.

Важным требованием построения современной системы государственного финансового контроля на всех уровнях управления является контроль на основе обеспечения четкого взаимодействия и координации усилий всех участников финансово-бюджетных отношений для решения задач государственного финансового контроля. Современная система государственного финансового контроля должна быть построена таким образом, чтобы ее можно было быстро и эффективно адаптировать к новым задачам и вызовам.

Таким образом, только комплексное осуществление вышеперечисленных мероприятий обеспечит наилучший эффект от их реализации.

Литература:

  1. Абросимов Р. Ю. Ответственность за нарушение финансового законодательства: Научно-практическое пособие / Р. Ю. Абросимов, О. А. Акопян, Я. В. Буркавцова и др.; отв. ред. И. И. Кучеров. М.: ИЗиСП; ИНФРА-М, 2014. 224 с.
  2. Письмо Минфина России от 21 января 2014 г. № 02–10–11/1763 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Упоров И. В. Теоретические и правовые основы уголовной ответственности за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов / И. В. Упоров, Р. А. Эфрикян // Право и практика, 2015. № 4. С. 29–36.
  4. Упоров И. В., Эфрикян Р. А., Бушков Д. В., Кумыков А. А. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и проблемы ее законодательного регулирования: Монография. М.: НИИ ИЭП, 2016. С. 8–41.
  5. Евтеева М. Ю. О разрешении споров, связанных с нецелевым использованием средств федерального бюджета / М. Ю. Евтеева // Вестник ФАС РФ, 2001. № 12.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный финансовый контроль, нецелевое использование, средство, Бюджетный кодекс, бюджетная сфера, бюджетное законодательство, бюджетное финансирование, государственный бюджет, современная система, финансовый контроль.


Похожие статьи

Задать вопрос