Педагогическая характеристика спортивных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Еганов, В. А. Педагогическая характеристика спортивных игр / В. А. Еганов, С. В. Полянский, В. В. Ширшиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 451-453. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112926/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье авторы пытаются выявить педагогическую мотивацию к проведению спортивных игр у курсантов.

Ключевые слова: спортивные игры, курсанты, воспитание, оздоровительная ценность, образовательный аспект.

Актуальность исследования. Спортивные игры — не просто средство физического воспитания, а средство воспитывающего влияния на личность. Причем главным здесь оказывается воспитание общественно-значимых качеств курсантов. Это прежде всего: коллективизма, сознательной дисциплины, способности поставить общие интересы выше личных. [3]

Педагогическая характеристика игры включает несколько важных аспектов: воспитательный, образовательный и оздоровительный. Первый из них — аспект воспитательный. В этом отношении играм, безусловно, принадлежит главенствующая роль.

Отсюда, хорошо бы их рассматривать с позиции педагогической деятельности.

Результаты исследования. Сама по себе игра — это, прежде всего, упражнение в правильном поведении, причем, в необычных, чрезвычайно затрудненных условиях. Правила игры, масштаб соревнований, судьи, зрители, наконец, соперник — все это создает исключительный по разнообразию комплекс внешних воздействий, требующий от курсантов своих максимальных действий при выборе поведения в игре.

Иногда может показаться что данный вопрос даже весьма наивный. Ну мол и что такого, все знаем, что спортивные игры это: «Поиграли, повеселились, порезвились, заодно и размялись» но, вникая глубже в их сущность и применение в учебно- воспитательном процессе и не только в узком понимании мы все больше и больше познаем, какое положительное значение они могут принести в этот самый учебно-воспитательный процесс.

Самым активным фактором формирования личности выступает здесь коллектив. Его воздействие тем выше, чем сильнее и авторитетнее каждый из его членов.

Спортивная игра — всегда борьба и нередко суровая, именно поэтому наивысшие моральные качества особенно проявляются в этих условиях. Честность в спортивной борьбе — одно из проявлений моральной зрелости. Победа, достигнутая любой ценой, не имеет права на жизнь, ибо она разрушает моральные спортивные нормы. Уважение к сопернику, использование лишь дозволенных приемов борьбы — вот нормы, которые должны неукоснительно прививаться с первых шагов обучения в учебно-тренировочном процессе [2].

Поэтому так важна правильная организация учебно-воспитательного процесса, где ведущую роль играет преподаватель — тренер. Важнейшие задачи его работы заключаются в создании необходимых условий для формирования личности курсанта, способной во всех случаях учебно-тренировочной деятельности проявлять высокие моральные качества.

Существенная особенность спортивных игр заключается еще и в том, что для достижения высоких результатов, здесь обязательно важен весь комплекс специальных качеств: физических, технических, тактических, морально-волевых.

Следует подчеркнуть, что спортивные игры располагают исключительно богатыми, а в некотором отношении просто уникальными возможностями для воспитания характера курсанта. Зная своих курсантов, преподаватель-тренер может умышленно и вместе с тем, незаметно ставить их в такие условия, где невозможно не проявить определенных нравственных качеств [4].

Огромная притягательная, а вместе с тем воспитательная сила игр заключена в комплексной мотивации игровой деятельности занимающихся. На тренировке или на соревновании каждый из курсантов испытывает глубокое моральное удовлетворение от самого процесса игры, где каждый в чем-то превзошел не только себя, но и соперника, и это не осталось незамеченным товарищами по команде, преподавателем-тренером и конечно зрителями. Стремление сохранить испытываемое это моральное удовлетворение вынуждает курсанта делать над собой усилия, которые перерастают в привычку и формируют характер личности [3].

Большую ценность для педагога представляет и образовательный аспект занятий спортивными играми. Богатство содержания игр расширяет двигательный потенциал курсанта. Располагая навыками, курсант приобретает возможность в любой жизненной ситуации найти адекватное и эффективное двигательное решение. Важность этого обстоятельства для трудовой, военной или другой формы деятельности курсанта трудно переоценить [5].

Под влиянием непрерывно меняющейся ситуации двигательные навыки становятся гибкими и в высшей степени подвижными. Бег, прыжки, метания в процессе игры используются постоянно. Более того, они используются во всевозможных сочетаниях, обеспечивающих разностороннее а вернее, всестороннее влияние на приобретение высокого потенциала физической подготовленности курсантов, отсюда становится естественным то, что влияние систематических занятий спортивными играми трансформирует их в готовность к труду и защите Родины [6].

Важна и оздоровительная ценность таких занятий. Давно доказано, что по степени влияния на развитие и функциональную деятельность организма игры превзошли многие другие физические упражнения. Они полезны не только молодым и здоровым людям, но и детям, и людям пожилого возраста, а в ряде случаев, и даже больным. Объяснение этому факту следует искать не только в исключительном разнообразии, естественности, эмоциональности игр, но и в добровольном, свободном характере деятельности, позволяющем каждому по своему усмотрению выбирать двигательный режим и регулировать свою активность [1].

Переменный характер игровой деятельности наиболее пригоден для ослабленного или неокрепшего организма, следовательно, также оказывает на него и благотворное воздействие [2].

Тем не менее, опасность для здоровья здесь все же существует, и состоит она по преимуществу в возможности получения травм и перегрузок вследствие трудности саморегулирования нагрузок в игре. Чтобы это не случилось, следует:

а) использовать защитный инвентарь,

б) соблюдать методические правила дозировки нагрузки,

в) оптимально управлять процессом игры и особенно, соревновательной деятельностью курсантов.

Кроме того, важно правильно подбирать игры для различных контингентов и проводить занятия в тесном сотрудничестве с врачом.

Выводы

Таким образом, правильно организованные учебно-тренировочные занятия по спортивным играм, независимо от того, будут ли они систематическими или эпизодическими, оказывают положительное воздействие на организм курсантов, а в некоторых случаях, при появлении устойчивого интереса, могут оказаться любимым видом физических упражнений, под воздействием которых можно достичь высокого уровня физической подготовленности, физического развития и спортивного мастерства.

Литература:

  1. Поздняков Г. П. Спортивные и подвижные игры: учеб. пособие / Г. П. Поздняков. — Челябинск. 2015. — 68 с.
  2. Спортивные игры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 520 с.
  3. Н. В. Бордова. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие / под ред. Н. В. Бордовой — М.: КНОРУС, 2010. — 56 с.
  4. Muravyev I. V. Health — improving effects of physical culture and sports. / I. V. Muravyev. Kiev: Zdorovye, 1989. — 272 p.
  5. Sysoev Yu.V. Education on traditions in sports / Yu.V. Sysoev, A. A. Malyshev — M.: Physical culture and sport, 1986. — 96 p.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, курсант, оздоровительная ценность, процесс игры.


Ключевые слова

воспитание, курсанты, спортивные игры, оздоровительная ценность, образовательный аспект

Похожие статьи

Задать вопрос