Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Дорофеевская, В. И. Анализ программно-целевого метода государственного регулирования развития отрасли животноводства в Амурской области / В. И. Дорофеевская, Ю. В. Малина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 171-174. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112904/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассмотрен программно-целевой метод государственного регулирования одной из важнейших отраслей сельского хозяйства — животноводства. От эффективности поддержки животноводческой отрасли зависит продовольственная безопасность отдельных регионов и страны в целом. На примере Амурской области рассмотрены программы поддержки, объемы финансового обеспечения и разработаны рекомендации по совершенствованию мер государственной поддержки животноводства в Амурской области.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс Амурской области, сельское хозяйство, государственное регулирование, государственная программа, животноводство.

Государственное регулирование аграрного сектора одно из основных условий эффективности функционирования экономики страны. Ключевая задача, которую должно решать государство в процессе регулирования аграрной сферы, — это создание благоприятной среды для действенного ведения хозяйственной деятельности.

Под государственным регулированием АПК мы будем понимать экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства [3].

Одной из приоритетных задач в развитии сельского хозяйства в Амурской области является область животноводства. Животноводство — это достаточно сложная отрасль сельского хозяйства, которая требует к себе особого внимания.

Одной из значимых тенденций развития АПК региона является преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении [1].

Наращивание объемов производства в отрасли животноводства возможно при условии внедрения современных технологий по уходу за животными, использования качественных кормов и обеспечения необходимых параметров микроклимата в помещениях для содержания скота.

Но уровень экономической эффективности отрасли животноводства недостаточно высокий в сравнении с другими отраслями. Усложняют развитие отрасли погодные условия, недостаточный объем государственной поддержки и инвестиций, а также болезни животных.

В настоящее время правительством Амурской области выработаны направления стратегического развития аграрного сектора, в частности животноводства. Значительную долю в государственном регулировании отрасли животноводства Амурской области занимает программно-целевой метод.

Так, на территории области действует программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области», принятая постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 (далее — Государственная программа).

Основными задачами данной программы в сфере животноводства являются:

– обеспечение продовольственной безопасности Амурской области по основным видам продукции животноводства и повышение конкурентоспособности животноводческой продукции, производимой областными сельскохозяйственными товаропроизводителями;

– повышение конкурентоспособности мясного скотоводства;

– сохранение и улучшение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области;

– увеличение производства молока [1].

Рассмотрим и проанализируем результаты реализации мероприятий отрасли животноводства Государственной программы в период 2020–2023 годов [4].


Таблица 1

Объем финансирования подпрограмм в сфере животноводства государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области» в 2020–2022 гг.

Наименование подпрограммы

Всего плановый годовой объем финансирования, млн. рублей

Всего фактически профинансировано в отчетном периоде, млн. рублей

Всего фактически выполнено в отчетном периоде, млн. рублей

2020

2021

2022

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

254,9

543,2

381,2

254,7

497,1

381,2

254,7

497,1

381,2

Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории области

298,6

410,7

446,1

297,5

404,4

431,6

297,5

404,4

431,6

Развитие мясного скотоводства

24,1

21,4

25,2

24,1

21,4

25,2

24,1

21,4

25,2

Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства (основное мероприятие «Государственная поддержка племенного животноводства»)

106,4

101,4

99,3

102,9

98,3

98,7

102,9

98,3

98,7

Итого

684,0

1076,7

951,8

675,0

1021,2

936,7

675,0

1021,2

936,7


По итогам анализа объемов финансирования подпрограмм в сфере животноводства государственной программы (Таблица 1) можно сделать вывод, что в 2022 году финансирование сократилось по отношению финансированию в 2021 году на 8,34 %.

В период 2020–2022 годов объемы финансирования государственной поддержки то увеличиваются, то уменьшаются, по годам распределяются неравномерно. Неравномерные, уменьшающиеся объемы господдержки, а также неблагоприятные погодные условия, болезни животных негативно влияют на реализацию региональных проектов по развитию отрасли животноводства.

Таблица 2

Динамика объема производства продукции животноводства в Амурской области за период 2020–2023 гг. [2].

Производство продуктов животноводства в Амурской области в категориях всех хозяйств

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2022 г. в % к 2020 г

Скот и птица на убой в живом весе, тыс. тонн

52,7

54,7

49,5

93,9

Молоко, тыс. тонн

137,2

140,9

143,4

104, 4

Яйца, млн. шт.

195,1

198,1

201,7

103, 4

В целом по итогам анализа существующих программ и проектов по развитию животноводства в Амурской области, рассмотрев динамику объема производства продукции животноводства в Амурской области (Таблица 2), необходимо отметить положительный эффект от реализации мероприятий, что выражается в количественном выражении: в сельскохозяйственных организациях в 2022 году по отношению к 2020 году увеличилось производство молока на 4,4 %, увеличилось производство яиц на 3, 4 %, численность птиц — 2209,3 тыс. голов (10,5 % к 2020 г.).

Вместе с тем в 2022 году, наблюдается уменьшение численности крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств: 60,8 тыс. голов (-10,7 % к 2020 г.), в том числе коров — 29,8 тыс. голов (-6,9 % к 2020 г.), свиней — 23,2 тыс. голов (-25,6 % к 2020 г.), овец и коз — 10,2 тыс. голов (-18,4 % к 2020 г.).

Подводя итог оценке эффективности реализации программно-целевого метода регулирования отрасли животноводства Амурской области, проанализировав отчет о реализации государственной программы за 2022 год, приходи к выводу, что в рассматриваемом периоде плановых значений достигли 37 (84 %) показателей из 44 показателей развития отрасли животноводства государственной программы. Однако 15 (9 %) показателей не достигнуты, что свидетельствует о необходимости совершенствования существующих механизмов реализации государственной программы. Необходимо разрабатывать новые методики планирования целевых показателей, которые бы более полно учитывали всевозможные риски и потери в сфере развития отрасли животноводства, выявляли наиболее уязвимые и проблемные сферы в каждой области планирования для оказания первоочередных мер государственной поддержки.

Причинами невыполнения показателей являются:

– выделение сои в качестве главной монокультуры в регионе. Животноводство является сферой наименьших интересов сельскохозяйственных производителей и региональных органов власти;

– недостаточная информированность амурских аграриев о субсидиях и условиях их предоставления;

– несвоевременное предоставление сельскохозяйственными товаропроизводителями заявок и документов для получения субсидий;

– сокращение объема производства скота и птица в хозяйствах всех категорий региона.

Основными направлениями для развития отрасли животноводства региона в ближайшие годы являются:

– улучшение материально-технической базы агропромышленного комплекса;

– разработка и воплощение программы развития животноводства мясного направления.

Но этих мер недостаточно. Можно внедрить ряд предложений для развития отрасли животноводства и сельского хозяйства Амурской области:

Повышение объемов государственных субсидий.

В целях повышения эффективности развития производителей животноводческой продукции и стимулирования их деятельности в регионе целесообразно все направления государственной поддержки животноводства и производства животноводческой продукции объединить в едином законодательном акте, например, Законе «О государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей животноводческой продукции» или «О развитии животноводства и производства животноводческой продукции».

Предусмотреть участие ассоциаций (союзов) производителей (переработчиков) животноводческой продукции в формировании и реализации региональной политики в области развития животноводства и производства животноводческой продукции, такие как: участие в разработке проектов нормативных правовых актов; участие в обобщении и распространении достижений науки и техники, российского и иностранного опыта в области животноводства и производства животноводческой продукции; предоставление необходимой информации для формирования и реализации региональной политики в области развития животноводства и производства животноводческой продукции и другие.

Необходимо ежегодно устанавливать гарантированные государством закупочные цены на главные сельскохозяйственные продукты.

Развивать малый бизнес, прежде всего, в сфере переработки сельскохозяйственного сырья на месте, тем самым, снизить отток населения в города и сельскую безработицу.

Очень важно активное использование аграрной науки, необходимо повышать профессиональный уровень аграриев. Так как спасти село могут не только бюджетные дотации, современные технологии, но и люди, заинтересованные в их применении.

Развитие отрасли животноводства Амурской области должно базироваться на: увеличении объема государственной поддержки; внедрении инновационных технологий, имеющих не просто зоотехнический или ветеринарный эффект, а при этом и высокий экономический результат; оптимизации системы кормопроизводства через экономическую оценку энергетики кормов; структурной оптимизации кормовых рационов по периодам кормления по энергетико-экономическим показателям; оптимизации технологических процессов и мотивации труда, направленной на повышение экономической эффективности конечной продукции; взаимодействии науки и производства не только по мероприятиям зооветеринарного характера, но и через призму экономического результата.

Литература:

  1. Постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 447 «Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области»;
  2. Итоги работы отрасли животноводства за 2020–2022 годы // Министерство сельского хозяйства Амурской области. — URL: https://agro.amurobl.ru/pages/agro_komp/zhivotnovodstvo/
  3. Минаков И. А. Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК: учебник /И. А. Минаков. — 2е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 404 с.: ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). — Текст: электронный // Лань:электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/136186 — Режим доступа: для авториз. пользователей. — С. 112.
  4. Сводный годовой доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Амурской области в 2022 году/ Информация о реализации государственных программ Амурской области за 2022 год // Правительство Амурской области. — URL: https://www.amurobl.ru/pages/ekonomika/-gosudarstvennye-programmy-ao/gosudarstvennye-programmy-amurskoy-oblasti/informatsiya-o-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-na-territorii-amurskoy-oblasti/informatsiya-o-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-amurskoy-oblasti-za-2022-god/
Основные термины (генерируются автоматически): Амурская область, государственная программа, сельское хозяйство, государственная поддержка, животноводческая продукция, государственное регулирование, развитие отрасли животноводства, сельскохозяйственная продукция, сфера животноводства, территория области.


Похожие статьи

Задать вопрос