Проблемы обучения молодежи физической культуре в школах, вузах и средних профессиональных учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 14.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Леушкин, Д. Е. Проблемы обучения молодежи физической культуре в школах, вузах и средних профессиональных учебных заведениях / Д. Е. Леушкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112739/ (дата обращения: 06.05.2024).



Понятие «физическая культура» используется в более широком смысле, чем «спорт». К физической культуре относят виды спорта, в которых присутствует двигательная активность. Но есть такие виды спорта, в которых такая активность отсутствует, например, шашки, шахматы, киберспорт, поэтому к физической культуре их не относят. Отсюда и идет разделение на физическую культуру и спорт.

Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. [1]

Проблема улучшения физических возможностей молодежи — одна из главных проблем современной России, поскольку, одним из принципов российского образования является приоритет жизни и здоровья человека. [2] Федеральный закон «О молодежной политике в РФ» четко определил одну из целей данного направления: создание условий для участия молодежи в спортивной жизни общества. Данная цель реализуется путем увеличения количества объектов культуры, введения в государственную программу высшего образования направления «Спорт», вовлечения людей с ограниченными возможностями в адаптивный спорт и увеличение финансирования на физическую культуру и спорт.

Также одним из приоритетных направлений реализации молодежной политики является организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой, спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи. [3] Данные положения были введены с целью повышения уровня культуры молодежи, а также с целью поддержания здоровья нации, которое определяет социальную стабильность общества.

В настоящее время особо актуальным является вопрос физического воспитания молодежи, поскольку физическая культура является одним из источников формирования личности человека. [4] Физическая культура наравне с культурой материальной и духовной выполняет свои социальные функции, такие как: социализации, коммуникации, ориентации на ценности, организации и интеграции. На данный момент времени большая часть молодежи — это учащиеся в вузах, средних профессиональных учебных заведениях и средних общеобразовательных школах. Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года говорит о том, что произошло увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом. [5]

Однако, несмотря на долю вовлеченных в занятия по физической культуре и спорту, есть и те, кому это не представляется возможным по ряду причин.

Введение дистанционного формата образования привело к тому, что многие методы традиционного обучения не смогли реализоваться, в этом числе находится и физическая культура. [6] Единственным решением данной проблемы является теоретическое формирование знаний об организации здорового образа жизни и укреплении здоровья, что поможет восполнить знания по выполнению тех или иных упражнений и направить учащихся на самостоятельное изучение того или иного вида спорта. Также стоит упомянуть и недостаточную мотивацию студентов, ее формирование — одна из целей занятий по физической культуре.

В быстро меняющихся и развивающихся программах школ и вузов на физическую культуру отводится ограниченное и недостаточное количество часов. Если говорить про среднюю образовательную школу, то это два урока в неделю. За такое малое количество времени преподаватели не способны предоставить студентам полноценные знания.

Следующей проблемой является нехватка необходимых помещений для тренировок или несоответствие их мерам безопасности, что в принципе делает невозможным занятия по физической культуре. Такую проблему можно увидеть во многих сельских школах. Решением проблемы может стать только повышение финансирования и проявление особого внимания на отдаленные муниципальные образования.

В образовательных программах четко регламентированы все направления, по которым будет осуществляться учебная деятельность, но без учета интересов самих обучающихся, следовательно, пропадает интерес к обучению, частыми становятся отсутствия, и, как следствие всего этого, у студентов наблюдается ухудшение уровня физической подготовки и состояния здоровья. Учет интересов обучающихся — одно из решений данной проблемы. Например, если бы при поступлении на учебу в любое учебное заведение, обучающиеся проходили бы опрос на тему, каким видом спорта они желали бы заниматься в период обучения. Исходя из результатов опроса учебное заведение находило бы специалистов в том или ином направлении или заключало бы договор, с другими спортивными школами, по которому, обучающиеся могли бы заниматься выбранным видом спорта.

В заключении стоит отметить, что мы рассмотрели самые общие и актуальные проблемы обучения молодежи физической культуре в учебных заведениях. На сегодняшний день остается важным найти и разработать пути решения всех приведенных выше проблем, дабы создать благоприятную, комфортную среду для занятий спортом. Важно помнить спорт такое же явление мировой культуры, как наука или музыка и наша задача сохранить культурное наследие.

Литература:

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). — Электрон. дан. // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения 02.03.2024).
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). — Электрон. дан. // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.03.2024).
  3. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 № 489-ФЗ (последняя редакция). — Электрон. дан. // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения 02.03.2024).
  4. Якунин Н. И. Вопросы физического воспитания молодежи // Форум молодых ученых. — 2018. — № 12 (28). — С. 915–919.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». — Электрон. дан. // СПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html (дата обращения 02.03.2024).
  6. Пушкарева А. Ю., Коробейникова Е. И. Влияние дистанционного обучения на дисциплину «Физическая культура» в вузах // Наука-2020. — 2022. — № 3 (57). — С. 129–137.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, вид спорта, двигательная активность, здоровый образ жизни, молодежная политика, проблема, РФ, спорт, учебное заведение, физическая подготовка.


Похожие статьи

Задать вопрос