Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 15.04.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Кадочникова, А. Д. Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах / А. Д. Кадочникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 178-180. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112688/ (дата обращения: 02.05.2024).



В условиях современных рыночных отношений на рынке труда роль адаптации молодых специалистов неуклонно растет. В успешной адаптации заинтересованы как работник, так и работодатель. Важно, чтобы управление адаптацией молодых специалистов на предприятии проходило с использованием комплексных, целенаправленных, индивидуальных методов. В статье рассматриваются основные этапы системы адаптации молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах. Отмечается, что наиболее действенным инструментом адаптации является наставничество. Для улучшения адаптационных мероприятий предложено дополнительно к наставничеству вводить еще баддинг.

Устраиваясь на работу, молодой специалист оказывается перед необходимостью принять уже существующие на предприятии организационные требования: положения, должностные инструкции, режим труда и отдыха, приказы, распоряжения администрации, корпоративную этику и т. д. Он принимает систему социально-экономических условий, которую предоставляет предприятие, оценивает по-новому свои взгляды, меняет привычки, для того чтобы влиться в новый коллектив, подчиняется нормам и правилами поведения, закрепленным традициям, и на основе этого вырабатывает соответствующую линию поведения.

Снизить стресс и быстрее включиться в активную работу новому сотруднику помогает адаптация персонала.

Система адаптации носит комплексный характер, и знания, передаваемые в рамках этой системы, должны быть едиными, стандартизированными и не противоречить друг другу, вне зависимости от позиции молодого специалиста в организационной структуре предприятия.

Каждый молодой специалист, начиная свою трудовую деятельность, проходит период адаптации, и в зависимости от того, насколько эффективно протекает этот процесс, он принимает решение о продолжении работы на данном предприятии, насколько он будет лоялен к своему работодателю, какое место займет в коллективе.

Т. Ю. Базаров и Б. Л. Еремина в своих работах отмечают, что «адаптация — это процесс активного приспособления сотрудника к новой среде, при котором происходят интенсивное знакомство с деятельностью организации и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды» [1].

По мнению автора В. Р. Веснина, «адаптация — это совокупность внутренних психологических процессов, в рамках которых происходит отвыкание человека от прежней работы и привыкание к новой, полное приспособление к среде, отождествление личных интересов и целей с общими» [2].

А. Я. Кибанов определяет адаптацию как «взаимное приспособление работника в организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда» [3].

Итак, адаптация представляет собой процесс, в ходе которого происходит приспособление сотрудника либо к новой должности, либо к организации в целом.

На предприятиях система адаптации включает в себя несколько основных этапов [4]:

1) адаптация на рабочем месте;

2) прохождение адаптационного курса с элементами обучения и тренинга;

3) проведение оценочных мероприятий.

Адаптация на рабочем месте предусматривает получение молодым специалистом общей информации о предприятии на электронном или бумажном носителе, затем проводится экскурсия, адаптанта представляют его коллегам, знакомят с общей информацией о расположении подразделений.

Для прохождение адаптационного курса с элементами обучения и тренинга составляется программа адаптации, которая включает в себя информационные блоки. Адаптационный курс проводится в течение первого месяца работы молодого специалиста, т. к. за первый месяц новичок приспосабливается к новым рабочим условиям, знакомится с коллективом, погружается в рабочий процесс и специфику деятельности предприятия.

Наиболее действенным инструментом адаптации является назначение наставника из числа наиболее опытных сотрудников. С наставником адаптационный курс проходит согласно программе адаптации. Целью данного периода адаптационного процесса является самостоятельное выполнение молодым специалистом должностных обязанностей под общим контролем наставника, а также, выполнение им поставленных задач на период испытательного срока.

Затем, в целях определения соответствия молодого специалиста требованиям, проводится деловая оценка. При успешном прохождении деловой оценки сотрудника информируют о дальнейшем продолжении трудовых отношений. Если претензий к работе молодого специалиста за период испытательного срока нет, то допускается его окончание без проведения оценочных мероприятий.

Изучение исследований по теме адаптации позволило сделать вывод, что у молодых специалистов в течение первого месяца работы возникает ряд трудностей, связанных: с профессиональными обязанности — у 24 % адаптантов, с условиями труда — у 7 % и с вхождением в коллектив — у 5 %. Большинство адаптантов (64 %) указывают на наличие затруднений, возникших у них в первый месяц работы, которые связаны с пониманием организационной структуры управления предприятием, с особенностями его деятельности, заполнением большого количества отчетных документов и недостаточном количестве необходимой информации, ограниченном количестве времени для вхождения в должность, со сложностями процесса документооборота (большое количество служебных документов).

Распределение затруднений в процентном отношении, которые вызвали сложности при прохождении адаптации у молодых специалистов, отражены на рисунке 1.

Распределение затруднений, вызвавших сложности при прохождении адаптации у молодых специалистов, (проценты)

Рис. 1. Распределение затруднений, вызвавших сложности при прохождении адаптации у молодых специалистов, (проценты)

Наибольшая поддержка в течение первого месяца работы оказывается наставником. Но не всегда между наставником и молодым специалистом возникает взаимопонимание и устанавливается контакт, что усложняет процесс адаптации.

Поэтому, в целях улучшения адаптационных мероприятий на предприятии, предлагается, не упраздняя наставничество, вводить еще баддинг — это когда к молодому специалисту приставляют не опытного специалиста, а такого же молодого сотрудника, занимающего аналогичную должность, что позволит адаптанту чувствовать себя более комфортно и он сможет быстрее адаптироваться. Задача бадди: консультировать по текущим организационным вопросам адаптанта.

Таким образом, эффективно проведенная адаптация молодых специалистов позволит закрепить их на рабочих местах и обеспечить предприятие квалифицированными и одновременно лояльными сотрудниками, которые смогут поддерживать команду, будут нацелены на результат и обеспечат эффективную работу.

Литература:

  1. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 390 с.
  2. Веснин В. Р. Управление человеческими ресурсами: учебник / В. Р. Веснин. — 2-е изд. — Москва: Проспект, 2019. — 702 с.
  3. Кибанова Л. Н. Управление персоналом: учебное пособие / Л. Н. Кибанова, А. Я. Кибанов. — Москва: КноРус, 2020. — 201 с.
  4. Адаптация персонала в компании: статья. // Генеральный Директор. — 2024. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gd.ru/articles/3549-adaptatsiya-personala (дата обращения: 04.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, адаптационный курс, предприятие, течение первого месяца работы, действенный инструмент адаптации, испытательный срок, общая информация, программа адаптации, прохождение адаптации, рабочее место.


Похожие статьи

Задать вопрос