Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.04.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Вагина, Т. М. Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании (из опыта работы) / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 228-233. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112547/ (дата обращения: 01.05.2024).



В современных реалиях формирование детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, развитии способностей ребенка, его потребностей, мотивов поведения.

Наука ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, появилась в конце 50 гг. ХХ в. Её автор — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80-е гг. годы возникло новое направление в образовании — ТРИЗ-педагогика. Эталон ТРИЗ-педагогики — человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель.

В последнее годы большое количество педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ-педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Процесс воспитания и обучения ребенка — это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования — подготовка подрастающего поколения к созидательной жизни в завтрашнем дне. Для того чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Традиционно в педагогике на первый план выносится вопрос «ЧЕМУ УЧИТЬ?» Образование зачастую опирается на передачу устаревших знаний. Да и как успеть за наукой, если технологические и научные парадигмы стали меняться в течение одного поколения. [3]

Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

ТРИЗ для дошкольников

— это возможность научить детей мыслить творчески и креативно

— основы системного-функционального подхода, диалектического, образно-ассоциативного мышления

— алгоритмы решения творческих задач и умение детей использовать инструменты ТРИЗ в жизни

Уникальность ТРИЗ технологии: полная программа работы от 1,5 до 7 лет; является инструментом реализации любой образовательной программы, не меняя ее содержание, а повышая эффективность; гарантированный результат формирования у детей навыков исследования и изобретательности

Каждый новый год разрабатывалась рабочая программа с внедрением технологии ТРИЗ. Рабочая программа разработана на основе программы дошкольного образования «Детство ». / Под ред. Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой и дополнена технологией ТРИЗ с использованием методического комплекса «Я познаю мир», авторов Сидорчук Т. А., который направлен на формирование у дошкольников интеллектуально-творческой и познавательной деятельности в контексте нового законодательства и ФГОС ДО.

После изучения комплекса была создана картотека игр по возрастам. (Приложение) На каждый год разрабатывался образовательный маршрут и мониторинговые листы.

В соответствии с программой и картотекой игр создавалась развивающая среда, изготавливались игры на основе МК «Я познаю мир». Было изготовлено универсальное пособие, состоящие из 5 зон с картинками-схемами. ТРИЗ проходил по всем образовательным областям:

Речевое развитие: составление творческих рассказов по сюжетной картине, составление образных рассказов по пейзажу, натюрморту, портрету.

Познавательное развитие: «Шаг в неизвестность» знакомство со свойствами объектов природного и рукотворного мира; наблюдение.

Социально-коммуникативное развитие: игры интеллектуального развития; игры на развитие системного мышления; игры на формирование формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников

Художественно-эстетическое развитие: заучивание стихотворений; пересказ работа с системным оператором (СО).

C:\Users\8C74~1\AppData\Local\Temp\Rar$DIa10464.20776\20220225_131943.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\Scan2024-03-27_103656.jpg

8 фактов о ТРИЗ

ТРИЗ — технология позволяет воспитывать и развивать ребенка под девизом «творчество во всем».

ТРИЗ дает возможность проявлять свою индивидуальность, учит детей нестандартному мышлению.

ТРИЗ позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки. Около 30 лет в детских садах России осваивают ТРИЗ.

ТРИЗ не заменяет основную образовательную программу, а максимально увеличивает ее эффективность.

Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.

ТРИЗ дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.

ТРИЗ не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее

ТРИЗ работает на принципах педагогики находить сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнеров.

E:\уч -22-23\Новая папка\20230322_103605.jpg C:\Users\Пчелки\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\2021-02-17 16-35-14.jpg

В своей работе с детьми всегда вижу творческую личность, учу чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение. Всегда поддерживаю ребенка в самопознании, умении не упускать важную и интересную идею. В группе поддерживается необходимая для творчества атмосферы. Главное, у детей сформировалось умение слышать друг друга, педагога и оказывать помощь, радоваться за успехи друг друга. Все это очень хорошо объединило группу.

ТРИЗ-технологии помогают успешно решать поставленные задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети общительны, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Но большие результаты показывают воспитанники в совместных играх, составляют сказки друг для друга с помощью: СО (системный оператор), схем и зарисовок, могут составлять загадки. Самостоятельно проводят разные наблюдения, имеют представление о модели мира и использую на занятиях при ответах, составляют творческие рассказы по картине. В свободное время с большим интересом используют для игр круги Луллия. Используя технологию ТРИЗ, дети видят мир во всем его многообразии. Данная методика учит решать возникающие проблем разными способами, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

C:\Users\Татьяна\Desktop\Screenshot_20240327_170855_Gallery.jpg C:\Users\Татьяна\Desktop\20231019_152627.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\весенняя сессия 2024\20231013_173257.jpg C:\Users\t3vag\Documents\АРХИВ\Работа садик\фото почемучки\фото к работе\20220407_171810.jpg

Использование элементов ТРИЗ в учебной и игровой работе с детьми помогает научить их анализировать все происходящие события, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временном промежутке. Использование ТРИЗ в педагогическом процессе детского сада позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а воспитателям дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные проблемы.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Методы формирования навыков мышления воображения и речи дошкольников

Технологии развития интеллекта дошкольников

Формирование системного мышления дошкольников

Шаг в неизвестность

Калейдоскоп мышления

Название игры (тренинга)

Название игры (тренинга)

Название игры (тренинга)

Название игры (тренинга)

Название игры (тренинга)

Круги Луллия

«Математические круги»

«Необычный букварь»

Круги Луллия Тренинг «Всё в мире состоит из частей» «Реши проблему»

«Герои бывают разные»

Свойства воздуха

«Знакомство с человечками газа»

«Свойства воздуха»

«Откуда прилетел ветер»

«Ветер на службе человеку»

«Воздух — смесь газов»

«Чем и как мы дышим»

«Воздушный океан»

Классификация

«Смешивание ощущений»

МА

«Путешествие в страну Математики»

«Найди маму детёнышу» «Реши проблему»

«Найди друзей»

Три агрегатных состояния вещества

«Три агрегатных состояния воды»

«Три агрегатных состояния воды» (продолжение)

«Круговорот воды в природе»

«Почему идёт снег»

«Три агрегатных состояния вещества»

«Диффузия»

Сис-ый подход

«Раньше — позже»

«Путешествие в будущее»

«Цветовая гамма»

«Отгадай загаданную букву»

«Животный мир»

Признак «цвет»

«Реши проблему» Объединение признаков «количество» и «цвет»

«Назови действия героя»

Тепловые явления

«Теплообмен»

«Теплопроводность, или почему пальто, шапка, и варежки в мороз греют»

«Нагревание и охлаждение»

«Почему в холодильнике холодно?»

Противоречия

«Где прячутся противоположности»

«Объяснялки»

Системный оператор

«Лифт»

«Найди прадеда»

«Обгонялки»

Признак «Форма»

«Реши проблему»

Признак «Количество»

«Реши проблему»

Признак «Части»

«Реши проблему»

Признак «Место»

«Реши проблему»

Творческие задания

Звук

«Что такое звук»

«Высокие и низкие звуки»

«Как мы говорим»

«Как сделать звук громче и как услышать тихие звуки»

«Звук помогает видеть»

«Дом звука»

П-С связи

«Что имеем — не храним, потерявши — плачем»

«Неверная причина»

Противоречия

«Найди противоположное слово»

«Где прячутся противоположности?»

«Объяснялки»

«Что имеем — не храним, потерявши — плачем»

«Скажи, почему объект должен быть таким и другим»

Игры «Да — Нет»

Игра «Да-Нет» с числовым рядом от 0 до

Игра «Найди загаданное число на перепутанной ленте

Игра «Да-Нет» на горизонтальной плоскости с буквами

Игра «Да-Нет» со сменой точки зрения в зеркальном и боковом вариантах

Игра «Да-Нет» в объёмном пространстве «Угадай, где находится игрушка в комнате»

Свет

«Свет и тень»

«Отражение света, или как поймать солнечный луч»

«Кто раскрасил радугу»

«Почему небо голубое»

«Цвета и краски»

Фун–ый подход

«Метод Робинзона Крузо»

«Давайте поменяемся»

«Если я хочу … то, что мне поможет…»

Рифмованные тексты

«Складные картинки»

«Придумай рифмованное слово»

«Придумай рифмованные строчки»

«Составление лимериков»

«Сочиняем разные лимерики»

«Стишок про нас»

«Придумай стишок про занятия»

Игра «Чёрный ящик»

Игра «Робот»

Игра «Магазин игрушек»

Игра «Про какой предмет я сказала»

Электричество

«Электричество вокруг нас»

«Электричество на службе человеку»

«Электрический ток»

Аналогии. Ассоциации.

«Метод каталога»

«Соедини нас вопросами»

«Друдлы»

«Крокодил»

«На что похоже настроение»

Работа с серией картинок

«Паровозик из картинок»

«Найди место, в котором происходит событие»

«Определи время события» «Найди общих героев на картинках»

«Назови действия героя»

«Что за чем?»

«Составь рассказ»

Игра «Да-Нет»

«С неизвестными словами»

Игра «Угадай, что это за объект»

Игры «Да-Нет» на

На эколого –биологические темы

Ситуативные загадки

«По литературным произведениям»

«Что из этого может быть»

«Эта ситуация из какого мира?»

Магнетизм

«Игры с магнитом»

«Электромагниты»

Задачи

«Найди выход»

Составление рассказа по картине (игры)

«Разложи лепестки ромашки»

ТПФ

«Мастерская поделок»

«Зеркало времени»

«Машина времени»

«Парад волшебников»

«Я назову действия героя, а ты — свойства характера»

«Закодируй сказку схемами»

Тексты сказочного содержания

«Парад волшебников»

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз»

«В какой сказке?»

«Путешествие по сказкам»

«Подбери подходящую пословицу»


Литература:

  1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ-теорию решения изобретательских задач: [учеб. пособие] / Г. С. Альтшуллер. − 2-е изд. − М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. − 401 с.
  2. Гин, А. Фактор успеха: учим нестандартно мыслить / А. Гин, М. Баркан. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. — 80 с.
  3. Сидорчук Т. А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания — АО «Первая Образцовая типография», 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, творческая личность, проблема, системный оператор, детский сад, друг друга, использование элементов, картотека игр, рабочая программа.


Похожие статьи

Задать вопрос