Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (512) март 2024 г.

Дата публикации: 31.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Меленчук, В. А. Роль СМИ и телевизионных программ в стимуляции агрессии и насилия у детей и подростков / В. А. Меленчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 13 (512). — С. 55-59. — URL: https://moluch.ru/archive/512/112472/ (дата обращения: 07.05.2024).



В статье представлены научные подходы к изучению роли СМИ и телевизионных программ в контексте информационной безопасности и влияния на развитие делинквентного поведения, агрессии и насилия у детей и подростков.

Ключевые слова: агрессия, насилие, жестокость, дети, подростки, телевидение.

The article presents scientific approaches to the study of the role of mass media and television programs in the context of information security and the impact on the development of delinquent behavior, aggression and violence in children and adolescents.

Keywords: aggression, violence, cruelty, children, teenagers, television.

Средства массовой информации, социальные сети, теле- и видеопрограммы стали непременной частью нашей повседневной жизни, где телевидение является одним из наиболее распространенных и доступных средств передачи информации. Телевизоры, компьютеры и мобильные устройства предлагают нам доступ к широкому спектру телеканалов и интернет-платформ, где мы можем наблюдать различные телевизионные программы.

Однако в них сосредоточено большое количество сцен насилия, которые транслируют на большую аудиторию акты жестокости, агрессии и различных морально-этических извращений. Поэтому в обществе так остро стоит вопрос о том, как эти программы влияют на наше психическое состояние и поведение.

Подростки напрямую подвергаются влиянию киновидеопродукции и телевизионных программ, так как они чаще смотрят развлекательный контент, содержащий жестокость, насилие и агрессию. Все это искажает картину мира, формируя сильно упрощенную и деструктивно влияющую на психику картину субьективной реальности, которая по сути начинает диктовать и развивать более агрессивное поведение в социуме.

Мозг подростка, принимая информацию без должной критики, порой даже оправдывает акты насилия, или еще хуже, начинают отождествлять себя с экранными злодеями и агрессорами, имитируя их поведение. Их реальный мир начинает основываться на субъективных картинах окружающей реальности, построенной на моделях кино-видеопродукции.

В данной статье мы рассмотрим роль информационного поля, видео, кино, телевизионной продукции в стимуляции и формировании агрессии, жестокости и насилия в социальной среде. Мы исследуем данную проблему, проанализировав зарубежные и отечественные исследования, изучающие особенности восприятия кино-видео-телевизионной продукции психикой детей и подростков, последствий воздействия информационного поля на психику,, проявляющихся в различных девиациях, делинквентном поведении, агрессивных актах и жестокости.

Всегда перед обществом встает вопрос: надо ли показывать на экранах сцены насилия и жестокости? Как привить подростку негативное отношение к порицаемому в обществе жестокому, агрессивному поведению?

Отечественные психологи Е. П. Ильин, А. Бандура, Е. В. Змановская, А. В. Федоров, И. А. Фурманов и др. сходятся на том, что существует высокое совпадение между демонстрацией сцен насилия в информационном пространстве и агрессивным поведением людей. И информационные потоки, негативно влияющие на подростков, необходимо контролировать и ограничивать.

По определению Е. П. Ильина, «агрессивность — это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же — это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях» [5]. Мнения научной среды по данному вопросу достаточно противоречивы и дискуссионны. Мы строим свои научные концепции по данному вопросу на позиции, излагаемой профессором Черниговской Т. В., которая видит серьезную опасность для несформированной детской и подростковой психики в современной информационной среде, формирующей наше сознание, отношение к себе, другим и миру. Практически вторя Михаилу Булгакову,[1] она говорит, чтобы психика была здоровой нужно просто не читать новости, не смотреть телевизор, а заниматься своими делами. Продолжая свою мысль, она утверждает, что «если мы «накормим» мозг негативом, то где взять таблетку от информационной интоксикации? Мозг — не решето, все, что туда попало, там осталось. Вынуждена всех расстроить: мы не хозяева того, что происходит в нашем мозге. Так хотя бы не надо туда подсовывать дополнительные отрицательные вещи. Это касается всех, независимо от того, умный ты или глупый. Не пускайте в мозг даже плохую музыку, которая там застревает, с ней потом невозможно бороться. Умейте вовремя «нажать кнопку» и выключить источник негатива». [8]

В зарубежной психологической школе на данный вопрос попыталось ответить исследование C. J. Ferguson и S. M. Rueda (2010) [17]. Участникам исследования давали познавательную задачу, а после неудачи при ее решении предлагали сыграть в компьютерные игры со сценами насилия. Обнаружилось, что игра приводит к снижению депрессии и враждебных чувств, а не к росту агрессии.

В этом же направлении размышляет С. В. Березин [13], который советывает быть не таким однозначным в негативной оценке агрессии и жестокости в кино и видеопродукции, считая, чт о в этом случае необходимо оценивать фильм целиком, фильма — как некое сообщение, постание или как целостное высказывание.

По его мнению, «когда подросток смотрит фильм со сценами травли и буллинга, терапевтический эффект вызывает сочувствие и сострадание к жертве. Если жертва находит в себе силы защищаться так, чтобы к ее защите были причастны и другие люди, тогда это становится вообще очень хорошим посланием. Это про то, что если ты сталкиваешься с агрессией, ты всегда имеешь возможность искать и находить помощь от других людей. Проблема, например, Лены Бессольцевой из ленты Ролана Быкова «Чучело» в том, что она не искала помощи, хотя могла бы» [13].

Криминальное кино и сериалы типа «Бригады», «Улицы разбитых фонарей», «Слово пацана» и т. д. — оказывают смешанное влияние на российских подростков и молодежь. Такая кино-видеопродукция формирует как негативное отношение к нарушению закона и социальных норм, способствует развитию критического мышления, пониманию сложностей реального мира, так и ведет к формированию негативных стереотипов и идеализации преступного поведения.

Например, после выхода сериала «Бригада» некоторые молодые люди и подростки стали подражать героям фильмов, создавать полукриминальные подростковые группы, совершая криминальные и агрессивные действия по отношению к окружающим. Подростки имитировали негативные образцы поведения, такие как насилие, жестокость и преступления.

Но эти процессы серьезное влияние на преступность и криминализацию в подростковых группах не оказали. Хотя можно увереннос сказать, что в это время молодежная и подростковая среда подверглась определенной криминализации и в обществе формировались неправильные представления о прошлом и современной реальности, искажались взгляды подрастающего поколения на социальную сторону исторических явлений. И толчок им дали именно увиденные сцены жестокости и насилия из кинематографа и телевидения.

Но и зарубежных и отечественными учеными установлена прямая зависимость между временем, проведенным подростком за телевизором и склонностью к агрессии в зрелом возрасте.

Группа ученых из Колумбийского университета и Нью-Йоркского института психиатрии 17 лет прослеживала жизненный путь 700 подростков и в результате аргументированно доказала, что подростки, которые смотрят телепередачи дольше трех часов в день, совершают насильственные преступления, в том числе убийства, драки и ограбления, в пять раз чаще, чем их сверстники. [11].

А. О. Бухановский считал, что демонстрация натуралистичных сцен, жестокости и садизма может привести субъектов со специфическим предрасположением к возникновению импринтинга (отпечатывание в нездоровом мозгу) с последующим формированием негативных поступков. Ежедневное наблюдение за обесцениванием человеческой жизни негативно влияет на подсознание детей и подростков[2]. Около 40 % серийных убийц начинают именно с агрессии к животным [1].

По мнению Дж. Гербнера, телевидение является центральным звеном культурного процесса. «Будучи агентом сложившегося порядка, телевидение прежде всего служит поддержанию, стабилизации и усилению соответствующих ценностей, убеждений и моделей поведения». Использование метода анализа системы сообщений (метод АСС), разработанного Дж. Гербнером в 1967 году, позволило установить, что рекордсменом по числу эпизодов насилия являются детские мультфильмы» [15]

Особую уязвимость перед воздействием агрессивных программ имеют дети. Именно они являются ключевой группой, на которую оказывается влияние телевидения. Дети еще не обладают достаточным уровнем критического мышления и могут легко воспринять изображения насилия как примеры для своего поведения.

Психологические исследования последних лет показывают, что ТВ широко транслирует сюжеты, воздействие которых приобретает патогенный характер и, по мнению экспертов, приводит к массовой травматизации психики населения. В этой связи, по мнению психологов, следует считать неприемлемым:

— съемку человека «врасплох» в момент острого горя и отчаяния;

— показ человека в ситуации унижения, оскорбляющего его человеческое достоинство;

— демонстрацию пыток, морального и физического издевательства;

— прямое или косвенное оправдание действий агрессора, явившихся причиной страданий жертвы;

— показ торжества и безнаказанности насильника (будь то конкретные лица или социальный субъект);

— предоставление слова в эфире насильнику (что косвенно «легализует» его действия);

— прямое или косвенное обвинение или порицание самой жертвы;

— призывы к коллективному покаянию и искуплению; — сарказм или юмор по адресу жертвы» [3]

Наблюдение зрителями насилия на экране может сделать его частью их реальности.

Лэмсон С. Р. Отмечает, что «дети приучаются к мысли, что насилие в обществе — это нормально, боятся стать жертвой преступника и менее готовы к тому, чтобы помочь жертве преступления. Они растут более агрессивными и жестокими» [16, с. 17].

Также следует обратить внимание на эксперимент Альберта Бандуры [12] с куклой Бобо, в котором было обнаружено, что ребенок копирует всё, что делают окружающие и незамедлительно повторяет за ними.

Целью эксперимента с Бобо было доказательство или опровержение 4-х гипотез.

Первая — дети, которые видели агрессивное поведение в отношении куклы, также будут проявлять агрессию и этим сильно отличатся от сверстников.

Вторая — дети, которые увидят доброжелательное отношение к кукле со стороны экспериментатора, в будущем покажут спокойствие и мирный настрой.

Третья — дети будут в большей степени копировать поведение взрослого того же пола, что и они.

Четвертая — мальчики в любом случае будут агрессивнее девочек и демонстрация жестокости окажет на них намного более сильное влияние. Нас интересует именно первая и вторая гипотезы, так как именно они отражают влияние подражания на будущее поведение детей. Результаты исследования Альберта Бандуры: дети, которые видели агрессивное поведение взрослого по отношению к Бобо проявляли значительно больше агрессивных реакций и также избивали куклу, полностью повторяя действия экспериментаторов. Те, кто наблюдал неагрессивное поведение взрослого, посвятили время спокойным и тихим играм, в том числе и по отношению к Бобо [12].

Хотя киновидеопродукция, некоторые программы телевидения могут оказывать негативное влияние на психику детей, повышая их уровень агрессивного поведение. И роль родителей, учителей, педагогов и воспитателей в ограничении доступа детей и подростков к таким программам и информационной продукции, востребована и жизненно необходима.

Позитивно ориентированное общение с ребенком, позводяющее раскрыть реальное информационное содержание просмотренного контента, раскрытие ему истинных смыслов и вымыслов, фантазий, которые не отражают реальности — вот что может помочь у подростку сформировать критическое мышление, устойчивые положительные привычки и приемлемые нормы социального поведения.

Понятно, что жестокость и агрессия, культивируемая в кино и телевизионной индустрии, должна быть сведена к минимуму. А ей должна противопоставляться другая — позитивная, созидательная, жизненно утверждающая программа личностного развития человека в социуме, несущая положительное, духовное начало.

Социальный заказ общества к государству — это конструктивные и ориентированные на духовность ценности общества, инфоромационный контент, которые будет развивать такие ценности как верность, добро, долг, дружбу, эмпатию, сострадание, любовь, милосердие, порядочность, прощение.

Чтобы снизить негативные последствия, родители должны контролировать контент, который их дети потребляют на телевидении, и обсудить с ними значимость насилия и агрессии в реальной жизни.

По мнению специалистов по психологической безопасности медиапространства необходимо:

В сфере СМИ сделать направленность на выпуск развлекательных и популярных программ и кинофильмов, ограничивающих или исключающих сцены насилия; пропагандировать неагрессивное поведение, обличать агрессию и жестокость; показывать альтернативные способы решения проблем и конфликтов.

В системе государственного управления: вводить систему контроля и мониторинга в каких фильмах и телевизионных программах преобладают сцены секса, насилия и жестокости.

В системе психологической поддержки и обучения родителей и работников образования: «учитывать степень негативного воздействия теленасилия на детей, смотреть и обсуждать передачи вместе с детьми, чтобы помочь им понять тяжкие последствия жестокости и агрессии в реальном мире и убедить, что существует множество возможностей преодолеть те или иные трудности без применения физической силы [11, с. 93].

Кроме того, важно развивать критическое мышление у детей и подростков, чтобы они могли анализировать и понимать разницу между вымышленным насилием и реальностью.

Исследование факторов, позволяющих предотвратить или значительно снизить эффект негативного воздействия медиа-насилия, позволило утверждать, что родительский контроль и ограничение просмотра детьми и подростками телевизионных программ, содержащих сцены насилия, а также их обсуждение с детьми и обучение детей критическому анализу и интерпретации увиденного являются ключевыми факторами.

Литература:

  1. Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Москва: Академия, 2004. — 87 с.
  2. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства/ Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2011. — 296 с.
  3. Насилие в СМИ: теории и исследования // URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nasilie-v-smi-teorii-i-issledovaniya (дата обращения: 01.03.2024).
  4. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — Москва: Жуковский: Канон-Пресс, 2003. — 434 с.
  5. Не кормите мозг негативом: важная цитата Татьяны Черниговской о том, как вычеркнуть плохое из своей жизни // URL: — https://mywoman-club.ru
  6. Пронина Е. Е. Категории медиапсихологии. URL: http: //www.rags.ru /academ/arn2001. (дата обращения 17.03.2024).
  7. Федоров А. Влияние телеэкранного насилия на детскую аудиторию в США // США- Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 1. С. 77–93/
  8. Эксперимент с куклой Бобо // Российское общество «Знание»/ — URL: https://znanierussia.ru/articles/ Эксперимент с куклой Бобо (дата обращения: 05.02.2024).
  9. Эксперт-психолог высказался об агрессии в кино для детей и подростков. // Известия. 11 ноября 2023 URL: https://iz.ru/1603445/2023–11–11 /ekspert-psikholog-vyskazalsia-ob-agressii-v-kino-dlia-detei-i-podrostkov. — (дата обращения 17.03.2024)
  10. Телевидение и агрессия (дистанционный семейный центр Марины Озеровой) // URL: http://marinaozerova.ru/rus/deti/0-detskom-zdorov_e /televizor-i-deti /televidenie-i-agressiya-2.html.
  11. Яковлева Т. В. Влияние агрессивности на выбор телевизионных передач в старшем подростковом возрасте | Т. В. Яковлева // ИТС. 2010. № 1. URL: https: //cyberleninka.ru / article /n / vliyanie — agressivnosti — na — vybor-televizionnyh -peredach-v-starshem-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 19.03.2024).].
  12. Gedatus G. M. Travel -- Safety measures -- Juvenile literature, Travel -Safety measures, Safety Mankato, Minn.: LifeMatters. — 2000. — Р.17.
  13. Lamson, S.R. (1995). Media Violence Has Increased the Murder Rate. In Wekesser, C. (Ed.). Violence in the Media. San Diego, CA: Greenhaven Press, pp.25–27.
  14. Ferguson C. J., Rueda S. M. The hitman study. Violent video game exposure effects on aggressive behavior, hostile feelings, and depression // European Psychologist. 2010. Vol. 15, no 2. P. 99–108. — (дата обращения 17.03.2024).

[1] Булгаков М. А. «Собачье сердце» «Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет …… не читайте до обеда советских газет. Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно».

[2] А. О. Бухановский описывает клинический случай, когда мальчик лет девяти, который, посмотрев фильмы о вампирах, испытал смешанное чувство ужаса, любопытства и восторга. То, что он увидел, накрепко запечатлелось в его сознании. В мозге возникла патологическая система, которая и начала управлять поведением мальчика, в результате чего он стал вампиром. Он перерезал горло цыплятам и пил их кровь, делая это публично, заставляя маленьких девочек, соседок по двору, наблюдать эти сцены. Затем закапывал трупик очередной жертвы (было уничтожено более 80 цыплят). Своим вынужденным зрителям мальчик угрожал, что если те расскажут взрослым о его действиях, то он им, как и цыплятам, перережет горло и выпьет их кровь.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, подросток, агрессивное поведение, агрессия, жестокость, критическое мышление, насилие, программа, реальный мир, информационное поле.


Похожие статьи

Задать вопрос