Информация как объект правового регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 16.03.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Редькина, Е. А. Информация как объект правового регулирования / Е. А. Редькина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112077/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье исследуется понятие информации, приводится ее признаки. Также в статье раскрываются принципы правового регулирования отношений в сфере информации.

Ключевые слова: информация, правовое регулирование, закон, принципы.

Сам термин «информация» происходит от слова information — «разъяснение, осведомление, изложение» [1, c. 59]. В общесоциальном смысле информация представляет собой сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо [2, c. 40] и может быть представлена в различных формах (документационной, электронной, устной и т. д.).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации), информация — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Данное понятие в рамках указанного закона является ключевым. В ранее действовавшим Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» [3] понятие информации формулировалось как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления», т. е. более подробно.

Законодатель выделяет два признака информации:

Во-первых, информация — это сведения (сообщения, данные). Понятие сведений, сообщений и данных не дифференцируется. Однако, как отмечает А. И. Савельев, в информатике данные категории разграничиваются. Под сведениями понимается информация в содержательном аспекте (безотносительно к ее восприятию и использованию), сообщение — это информация в коммуникативном аспекте, т. е. как обмен сведениями, часть процесса общения между пользователями, а понятие «данные» (data) используется применительно к информации, сгенерированной техническими устройствами или введенной в память компьютера [4, c. 40].

Во-вторых, данные сведения могут быть представлены в любой форме.

Информация может быть представлена в устной, письменной, визуальной и других формах, т. е. с юридической точки зрения форма представления сведений не имеет значения. Связано это с тем, что количество форм выражения информации постоянно увеличивается, что не позволяет сформировать их исчерпывающий перечень.

При этом, правовое регулирование отношений в сфере информации основано на следующих принципах(ст. 3 Закона об информации):

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

По своей правовой сути указанный принцип основан на положениях ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Кроме того, он (принцип) содержится в ряде международных актов — например, во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). Указанный принцип предполагает, что в качестве общеправового режима информации установлена презумпция ее открытости.

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами ;

Указанный принцип содержит указание на то, что ограничение доступа к информации может быть установлено исключительно федеральным законом. Подзаконные акты, сами по себе, не могут устанавливать ограничений доступа, однако могут содержать положения, касающиеся конкретизации применения норм федеральных законов. На данное положение обращал внимание и Верховный Суд РФ [5].

Ограничение доступа к информации может быть установлено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

Данный принцип базируется на закрепленном ч. 4 ст. 29 Конституции РФ праве свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 4 ст. 24 Конституции РФ). Деятельность органов публичной власти должна выстраиваться таким образом, чтобы каждый имел возможность реализации права на доступ к информации. Согласно Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти [6], предусмотрены определенные механизмы (инструменты) реализации принципов открытости (например, формирование публичной отчетности и т. д.).

Рассматриваемый принцип конкретизирован в ряде специальных законов, касающихся обеспечения доступа к информации о деятельности органов публичной власти [7; 8].

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

Указанный принцип основан на ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, закрепляющий право пользования родным языком и свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества и означает правомерность использования языка народов РФ при создании каких-либо информационных систем. Между тем, указанный принцип должен реализовываться с учетом положений законодательства о государственном языке РФ и языках народов РФ [9; 10] в части установления порядка использования языков народов РФ и случаев обязательного использования государственного языка РФ.

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

Данный принцип имеет существенное значение в современных условиях цифровизации. Информационная безопасность и ее обеспечение являются одним из показателей национальной безопасности. В п. 25 Стратегии национальной безопасности [11] указано, что безопасное информационное пространство является национальным приоритетом, а п. 26 включает информационную безопасность в число стратегических национальных приоритетов. При этом, в Стратегии закрепляется, что целью обеспечения информационной безопасности является укрепление суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве, а достижение данной цели осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение определенных задач. Принцип информационной безопасности закреплен в ряде нормативно-правовых актов [12; 13].

Важность и значимость обеспечения информационной безопасности в условиях цифровизации подчеркивает формирование термина «информационный суверенитет», который используется не только при проведении научных исследований [14, c. 28–33; 15, c. 345–348], но также и в нормативно-правовых актах (законодатель использует термины «информационный суверенитет» [16], «технологический суверенитет» [17], «суверенитет в глобальном информационном пространстве» [18]).

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

Значимость указанного принципа заключается в том, что информация должна быть не только доступна, но и достоверной. Под достоверной информацией следует понимать точные, полные сведения (сообщения, данные), отражающие объективную действительность и признаваемые таковыми субъектами информационных отношений [19, c. 20–28].

Е. В. Устюжанина полагает, что закрепленное в ст. 29 Конституции РФ право граждан на информацию, а также на доступ к информации касается именно достоверной информации [20, c. 47–52]. Указание на необходимость достоверности информации сформулирован в различных нормативно-правовых актах (в ряде федеральных законов [21; 22; 23], в Доктрине информационной безопасности [24], Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. [25]).

В соответствии с этим принципом на участников информационного взаимодействия может быть возложена обязанность обеспечить достоверность информации, размещенной в информационных системах [26].

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

Указанный принцип основан на положениях Конституции о неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны (ч. 1 ст. 23) и о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ч. 1 ст. 24).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера; в понятие «частная жизнь» включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если носит непротивоправный характер [26; 27; 28; 29; 30].

Неправомерный доступ и использование информации о частной жизни лица влечет установленную законом ответственность.

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Принцип технологической нейтральности предполагает, что законодательно не может быть установлено преимуществ одной информационной технологии перед другой, что связано с необходимостью эффективности правового регулирования в связи с развитием информационных технологий (при закреплении законодательного приоритета одной технологии над другой, возможно информационное «устаревание» используемой технологии, что снизит эффективность применения конкретных правовых норм). Указанный принцип также закреплен в специальном законодательстве — например, Федеральный закон «Об электронной подписи» в ст. 4 закрепляет, что одним из принципов использования электронной подписи является «возможность использования участниками электронного взаимодействия по своему усмотрению любой информационной технологии и (или) технических средств, позволяющих выполнить требования настоящего Федерального закона применительно к использованию конкретных видов электронных подписей».

Следует иметь ввиду, что в формулировке указанного принципа содержится исключение — федеральным законом может быть установлена обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем.

Литература:

  1. Пахомова В. А. Понятие термина «информация» и его историческое развитие // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 4. С. 59.
  2. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие. Томск: ТПУ, 2009 С. 40.
  3. Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // «Собрание законодательства РФ», 20.02.1995, N 8, ст. 609. — (утратил силу).
  4. Кузнецов П. У. Основы информационного права. М., 2014. С. 40 (см.: Савельев А. И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015. 320 с.).
  5. Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2007 N КАС07–164 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2007, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими пунктов 1.2 и 1.7 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233» // СПС «Консультант Плюс».
  6. Распоряжение Правительства РФ от 30.01.2014 N 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ», 03.02.2014, N 5, ст. 547.
  7. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, N 7, ст. 776
  8. Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6217.
  9. Закон РФ от 25.10.1991 N 1807–1 (ред. от 11.06.2021) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, N 50, ст. 1740.
  10. Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 28.02.2023) «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005, N 23, ст. 2199.
  11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть II), ст. 5351.
  12. Указ Президента РФ от 17.03.2008 N 351 (ред. от 22.05.2015) «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» // Собрание законодательства РФ», 24.03.2008, N 12, ст. 1110.
  13. Приказ Минцифры России от 01.12.2020 N 644 «О плане мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, на 2021–2027 годы» // СПС «Консультант Плюс».
  14. Жарова А. К. Обеспечение информационного суверенитета Российской Федерации // Юрист. 2021. N 11. С. 28–33;
  15. Зорина Е. Г. Информационный суверенитет современного государства и основные инструменты его обеспечения //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2017. Т. 17. Вып. 3. С. 345–348.
  16. Указ Президента РФ от 01.07.1996 N 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.07.1996, N 28, ст. 3356
  17. Указ Президента РФ от 12.04.2021 N 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 19.04.2021, N 16 (Часть I), ст. 2746
  18. Указ Президента РФ от 31.03.2023 N 229 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 03.04.2023, N 14, ст. 2406.
  19. Минбалеев А. В., Петровская О. В. Проблемы реализации принципа достоверности информации в условиях цифровой трансформации // Российский юридический журнал. 2022. N 4. С. 20–28.
  20. Устюжанина Е. В. Принцип достоверности информации: постановка проблемы // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2017. N 4. С. 47–52.
  21. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;
  22. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124–1 (ред. от 29.12.2022) «О средствах массовой информации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 13.02.1992, N 7, ст. 300.
  23. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О рекламе» // Собрание законодательства РФ», 20.03.2006, N 12, ст. 1232.
  24. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
  25. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Собрание законодательства РФ, 15.05.2017, N 20, ст. 2901.
  26. Амелин Р. В. Правовой режим государственных информационных систем: монография / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: ГроссМедиа, 2016. 338 с.
  27. Определение Конституционного Суда РФ от 28.06.2012 N 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна Михаила Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс»;
  28. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 248-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Захаркина Валерия Алексеевича и Захаркиной Ирины Николаевны на нарушение их конституционных прав пунктом «б» части третьей статьи 125 и частью третьей статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
  29. Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2010 N 158-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Усенко Дмитрия Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
  30. Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 644-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Богородицкого Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Закона Российской Федерации «О милиции» // СПС «Консультант Плюс».
Основные термины (генерируются автоматически): информация, указанный принцип, информационная безопасность, Конституция РФ, Российская Федерация, принцип, распространение информации, сведение, частная жизнь, частная жизнь лица.


Похожие статьи

Задать вопрос