Некоторые проблемы определения правового статуса прокурора в гражданском процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Спиваков, Д. В. Некоторые проблемы определения правового статуса прокурора в гражданском процессе / Д. В. Спиваков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112066/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает некоторые проблемы, связанные с определением правового статуса прокурора как участника гражданского процесса.

Ключевые слова: прокурор, правовой статус прокурора, юридический процесс, заключение прокурора.

Согласно ст. 45 Гражданскому процессуальному кодексу РФ [1] и ст 25.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях [2] прокурор является субъектом юридического процесса, лицом непосредственно наделенном специальными властными полномочиями, реализующими функции Прокуратуры РФ.

Несмотря на то, что полномочия прокурора сегодня значительно расширяются во многих сферах, как отмечают исследователи [7, с 76], в том числе по участию в гражданском и арбитражном процессах, при этом, законодательство о Прокуратуре РФ развивается весьма непоследовательно, а именно, отсутствует единая концепция развития правового статуса прокурора в юридическом процессе, охватывающая потребность современного российского общества в качественном прокурорском надзоре и отвечающую социально-политическим реалиям страны в целом.

В правовой доктрине ведутся острые дискуссии относительно правовой природы деятельности прокурора, и многие исследователи [8, с. 71] говорят о том, что прокурор утрачивает свой первоначальный статус. Именно образовавшаяся теоретическая неопределенность, в том числе в объеме надзорных полномочий прокурора, как в законодательстве, так и на практике, возникающие в связи с этим правоприменительные проблемы свидетельствуют о необходимости проведения комплексного исследования как теоретических, так и практических вопросов деятельности прокурора как субъекта юридического процесса.

Необходимо сформулировать прежде всего общую концепцию правового статуса прокурора в юридическом процессе, так как именно в рамках юридического процесса происходит становление правового статуса прокурора, его полномочий и определяются процедуры реализации данных полномочий в юридической деятельности. Решение данного вопроса позволит определить направления совершенствования системы всех полномочий прокурора в соответствии с потребностями развития современного правового общества.

Актуальность рассматриваемой темы подчеркивается также тем, что во-первых, в Российской Федерации постоянно имеют место дискуссии о месте прокурора в системе субъектов юридического процесса, о его функциях и полномочиях, во-вторых, продолжается процесс обновления действующего процессуального законодательства, в том числе и законодательства о Прокуратуре РФ.

Статус прокурора как участника гражданского судопроизводства уже длительное время остается открытым в науке гражданского процессуального права, при этом сам факт участия фигуры прокурора в судебном процессе следует рассматривать как реализацию одного из важнейших направлений деятельности прокуратуры, которая состоит в обеспечении законности.

Рассмотрим подробнее вопрос о статусе прокурора как участника именно гражданского судопроизводства, отметим, что именно от формы его участия в процессе зависит, в том числе, и тот объем прав и обязанностей которым его наделяет действующее законодательство.

В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [1] предусмотрено всего две формы участия прокурора в гражданском процессе: во-первых, обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, во-вторых, для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом РФ и другими федеральными законами в целях осуществления возложенными на прокурора полномочий на любой стадии судебного процесса.

Первая форма — участие прокурора в судебном процессе в качестве «заявителя» в защиту прав, свобод и интересов выше названных субъектов закреплена в п.1 ст. 45 ГПК РФ. Сразу оговоримся, что сам факт подачи заявления в суд, не предполагает приравнивание прокурора к статусу истца, истцом в любом случае остается лицо, интересы которого он представляет. При анализе данной статьи вызывает вопрос наличия весьма нечеткой формулировки относительно того, в каких случаях прокурор имеет право обратится в суд с «заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов», что конкретно следует рассматривать под «...другими уважительными причинами».

Законодатель в рамках гражданского процесса наделяет прокурора и истца различными по объему правами и обязанностями при этом прокурор, согласно п.2 ст. 45 ГПК РФ [1], пользуется правами истца и несет все его процессуальные обязанности, но не имеет право на заключение мирового соглашения и не несет обязанности по уплате государственных расходов, а право отозвать иск есть только у истца, в случае отказа прокурора от заявления рассмотрение дела судом будет продолжено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ [1] прокурор, равно как и истец, обязан предоставить доказательства по делу на которые он ссылается в заявлении. К тому же сам статус прокурора как «специального субъекта» гражданского судопроизводства никто не отменял, т. е. даже в случае подачи заявления прокурором, он остается самостоятельным участником процесса, что возлагает на него ряд дополнительных обязательств. Так, прокурор обязан «по всем возникающим при рассмотрении дела вопросам занимать аргументированную позицию, активно участвовать в исследовании доказательств, при необходимости инициировать их истребование, а также эффективно использовать иные права лица, участвующего в деле» п. 6 Приказа Генпрокуратуры России от 11 января 2021 г. № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [5].

При этом неисполнение прокурором своих служебных обязанностей в рамках гражданского процесса может привести к дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 41.7 ФЗ «О прокуратуре РФ» «За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры…» [3].

Итак, приходим к выводу, что прокурора следует рассматривать как «специального субъекта» гражданского процесса, а его полномочия состоят в государственном представительстве интересов граждан, неопределенного круга лиц или публично–правовых образований в суде, с целью защиты их прав, свобод и законных интересов.

Вторая форма участия прокурора в судебном процессе — для дачи заключения по делу. Рассмотрим подробнее, какими правами и обязанностями закон наделяет прокурора при этой форме участия. Начнем с того, что цель участия прокурора в деле при даче заключения состоит в выражении позиции по делу, включая выводы по существу рассматриваемых требований и доведения ее до сведения суда. [6, с. 63]

В п. 3 ст. 45 ГПК РФ [1] приведен открытый перечень дел, в которых предусмотрено участие прокурора с целью выражения позиции по делу, при этом в статье прямо не указано, что данная форма участия прокурора является обязательной, а последнее предложение этой статьи гласит «Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела», что дает основание предположить, о неважности для суда мнения прокурора, как позиции публичного органа, по рассматриваемому спору, которое по сути представляет «возможное решение по делу». На сегодняшний день судебные органы даже не обязаны мотивировать свою позицию при несогласии с выводами прокурора.

Одной из главных текущих функций прокуратуры исследователи, считают функцию надзора, т е. рассматривают прокурора как своего рода «представителя» государства, оказывающего суду помощь в разрешении дела, которая реализуется, в том числе через представления заключения по делу [8, с. 74].

Обратимся к ведомственным актам в п. 3 Приказа Генпрокуратуры России от 11 января 2021 г. № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве» [5] сказано, что дача заключения по делу является одной из обязанностей прокурора.

Более того, не так давно ст. 45 ГПК РФ была дополнена п. 4 с целью усиления роли прокурора в вопросах защиты прав и экономических интересов государства, у прокурора появилось право «…по своей инициативе или инициативе суда вступать в дело, рассматриваемое судом, на любой стадии процесса» [4]. Но этого явно недостаточно, ведь как мы уже говорили выше — дача суду заключения по делу мера неэффективная и практически бессмысленная в текущей ситуации.

Таким образом, сегодня в гражданском процессуальном законодательстве существует проблема, связанная с отсутствие единого подхода со стороны законодателя к правовому статусу прокурора, не четкие, а порой и противоречивые нормы, касающиеся положения прокурора в гражданском процессе.

Считаем необходимым совершенствовать гражданское законодательство с целью укрепления роли прокурора в гражданском процессе как субъекта обеспечивающего соблюдение законодательства при рассмотрении гражданских дел в судах. Для этого, во-первых, раскрыть в ст. 45 ГПК РФ понятие «другие уважительные причины», во-вторых, усилить роль «статуса» самого заключения прокурора по делу, для этого необходимо закрепить обязанность суда мотивировать свою позицию в случае несогласия с мнением прокурора. А так же изменить формулировку п.3 ст. 45 ГПК РФ [1] в части отсутствия прокурора в судебном заседании и представить ее следующим образом: «Отсутствие прокурора в судебном заседании является основанием для переноса судебного разбирательства по делу».

Литература:

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 23 октября 2002 г.: одобр. Советом Федерации 30 октября 2002 года
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 года
  3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1-ФЗ
  4. Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 07.10.2022 № 387-ФЗ (последняя редакция)
  5. Приказа Генпрокуратуры России от 11 января 2021 г. № 2 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве».
  6. Артебякина, Н. А. Дача заключения по делу как форма участия прокурора в гражданском судопроизводстве / Н. А. Артебякина. — Текст: непосредственный // юрист. — 2019. — № 2. — С. 62–68.
  7. Бутнева, М. Ю. Причины и правовые последствия расширения полномочий прокурора в гражданском и арбитражном процессах / М. Ю. Бутнева. — Текст: непосредственный // Демидовский юридический журнал. — 2023. — № 13. — С. 74–85.
  8. Михайлова, Е.В., Некоторые проблемы участия прокурора в цивилистическом процессе / Е. В. Михайлова — Текст: непосредственный // Пролог: журнал о праве. — 2023, — № 2. — С. 71–77.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, юридический процесс, гражданский процесс, правовой статус прокурора, дело, прокурор, гражданское судопроизводство, дача заключения, судебный процесс, участие прокурора.


Похожие статьи

Задать вопрос