Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 15.03.2024

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Павлова, Е. О. Проблема времени в романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы» / Е. О. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/510/112039/ (дата обращения: 06.05.2024).



В данной статье рассматривается проблема художественного времени и его реализация в романе Эрих Мария Ремарка «Жизнь взаймы». Проанализированы особенности художественного времени и его отражение в образах главных героев. Использованы описательный метод, метод литературоведческого анализа, сравнительный метод. Рассматриваются категории философского и художественного времени.

Ключевые слова: время, художественное время, роман, философское время, потерянное поколение.

Проблема времени как идейно-философская категория изучается в научных трудах множества ученых. Авторы используют время в качестве исторического идентификатора, свидетельства конкретного события и даже в ходе изображения конкретных локаций. М. В. Бочкина в своей работе утверждает, что «на воплощение времени в тексте влияют различные философские, научные и религиозные концепции, картина мира автора и эпохи» [2, с. 15].

Обращая внимание на время как на мифологическую категорию, Ю. Лотман пишет: «Концептуальное пространство и время литературного произведения отображает то историческое пространство и время, в котором протекают изображенные в книге события, а отнюдь не то время и пространство, в котором локализована данная книга как физический объект и в котором она стареет» [3, с. 77].

Значительный вклад в изучение художественного времени ещё в 1967 году внес Д. С. Лихачёв. Ученый обозначил увеличивающееся значение категории времени, анализ которой позволяет расширить и понимание современного мира, и искусство, отражающееся в его реалиях [4].

Таким образом, категория времени является актуальным предметом изучения в рамках исследования художественного произведения, становится определяющим при создании сюжета, композиции, линии повествования. Стоит внести ясность в определение времени в ходе исследования.

Произведения Э. М. Ремарка не только являются отражением исторического времени, в которое жил и творил писатель (годы войны, голод, потерянное поколение, люди без смыла жизни и будущего и др.), но и создают особенный художественный фон для раскрытия особенностей человеческой души. В них контраст между историческим и мифологическим временем определяет особенности художественного повествования.

Историческое время, которое сформировано европейской культурой и несет идею прогресса как движения вперед, является основой для этого контраста. Такое время обладает свойствами линейности, необратимости, независимости от человека и способностью как создавать, так и разрушать человеческую жизнь. Трагизм исторического времени у Э. М. Ремарка определяется данным фактором. В рамках исторического времени жизнь человека имеет начало, конец, и смерть воспринимается как индивидуальное и печальное событие [5].

В рамках настоящей работы рассматриваются философское и художественное время. Данная категория включает в себя поле для действия главных героев, а также события, которые охватывает жизнь персонажей.

Художественное время отражает то, как соотносятся события, а также смысловые, ассоциативные, логические связи между ними. В романе Э. М. Ремарка «Жизнь взаймы» (2015) категория времени обладает целым рядом особенностей:

  1. Читатель знакомится с Европой послевоенного времени. Главная героиня — Лилиан Дюнкерк — проводит в санатории для туберкулезных больных четыре года после завершения войны, и все события разворачиваются в 1948 году. Таким образом, с точки зрения художественной условности, время в романе конкретное и линейное.
  2. Заглавия, обозначающие время и пространство, в книге отсутствуют, однако, графически оформлены (***) переходы от места действия и границ дня и ночи.
  3. С точки зрения зависимости времени и пространства, по М. М. Бахтину, в произведении превалирует авантюрный хронотоп — испытания главной героини в чужом мире, которые она проходит для достижения своих целей, а также авантюрное и биографическое (на протяжении жизни героини) время.
  4. С течением времени меняется жизненная философия Лилиан Дюнкерк. Она возвращается в санаторий, с которого неистово стремилась бежать, там же и завершается её жизнь. Композиция романа таким образом закольцовывается.
  5. Время романа «Жизнь взаймы» является субъективным, поскольку читатель знакомится с сюжетом через призму восприятия главной героини, её мыслей и стремлений, её многочисленных решений и выборов.
  6. По отсылке к внетекстовой реальности, время является открытым, так как историческое время и авторское время повествования совпадают.

Таким образом, художественное время романа «Жизнь взаймы» направлено на раскрытие философии жизни главных героев, их развитие и последствия принятых решений, а также изображение особенностей жизни потерянного поколения.

Время как философская категория раскрывается при помощи концептов «смерть», «счастье», «жизнь». В целом, прослеживается идея потери ценности жизни, и, в то же время, потеря страха смерти и уважения к ней как к одному из значимых переходов души человека. Эти трансформации происходят из-за сложных исторических событий, меняющих судьбы людей и вносящих коррективы в их ежедневную рутину: «Мой отец говорит, что люди потеряли уважение к смерти. И это произошло из-за двух мировых войн». [6, c. 29]

Проблема времени заявляется автором уже с самого заглавия произведения «Жизнь взаймы или у неба любимчиков нет». Жизнь — это время между рождением и смертью, отведенное человеку для самореализации, для совершения ошибок, для счастья и для творчества. Тяжелобольная главная героиня будто берет жизнь взаймы у смерти для того, чтобы испытать настоящее счастье, полноту бытия. И в этом, возможно, заключается тот самый сакральный смысл жизни — уметь радоваться мелочам, получать удовлетворение от земных, мирских проявлений. И противоречие здесь заключается именно в том, что людям, пережившим военное время, становится тяжело, а иногда невозможно обращать внимание на приятные мелочи обыденности.

Особенно остро данная проблема раскрывается в репликах персонажей и символике романа. К примеру, орхидея с гроба Агнес, попавшая в руки Лилиан, и её ярко-негативная реакция свидетельствуют о том, что от смерти не убежишь, «знак из потустороннего мира», который так напугал девушку, уже с самого начала произведения становится символом того, что дни её сочтены, и жестокая болезнь рано или поздно возьмёт своё. Чуть позже Клерфе скажет: «И вот, надев платье мертвеца, чтобы вернуться снова к жизни, я понял, что все, в чем мы считаем себя выше животных — наше счастье, более личное и более многогранное, наши более глубокие знания и более жестокая душа, наша способность к состраданию и даже наше представление о боге, — все это куплено одной ценой: мы познали то, что, по разумению людей, недоступно животным, познали неизбежность смерти» [6, с. 41]. Отношение к жизни и смерти у героев прямо противоположное.

Для Лилиан тоннель, через который она уезжает из санатория, становится символом перерождения, христианской идеей света на конце тоннеля, предрекающего новую жизнь. Героиня ценит каждую минуту, которая дарит ей обыденные, на первый взгляд вещи, такие, как шум дождя. Неизменным остаётся одно — война изменила ход частной жизни и повлияла на каждого человека: «уже никогда я не буду так слита с природой, как теперь, когда я словно лежу в колыбели в объятиях неведомого бога, еще пугливая, как молодая птичка, но уже осознавшая, что все будет длиться лишь миг и что я потеряю этот мир» [6, с. 70].

Таким образом, герои романа «Жизнь взаймы» являются представителями потерянного поколения. Несмотря на то, что данное произведение напрямую не отражает тяжелого военного времени, его герои всё ещё помнят ужасы и безысходность от потери близких и потери своего будущего. Категория времени в их понимании стирается, потому что они сталкиваются с событиями, которые противоречат естественному ходу жизни. А смерть становится для них единственно возможной и логической развязкой в череде безрадостных событий жизни. Не зря Клерфе говорит: «Умер один мой знакомый. … — Для него это, можно сказать, счастье. — Счастье?» [6, с. 23].

Автор противопоставляет отношение ко времени двух молодых людей. Клерфе, будучи автогонщиком, представителем рискованной и опасной профессии, расточительно относится к своей жизни: «Впрочем, может, я тоже причитал бы и ползал, вымаливая у судьбы еще час, еще денек или еще минуту… Так поступали на моих глазах люди, от которых я этого меньше всего ожидал. Никто не знает ничего наперед» [6, с. 36]. Когда человек может самостоятельно управлять своей жизнью, его отношение к её завершению глумливо-самоуверенное.

А Лилиан, поражённая смертельно опасной болезнью, старается дышать полной грудью ровно настолько, насколько ей позволит жизнь: «Мне знакомы лишь оккупация, поиски убежища и холод. Счастье? Как сузилось это беспредельное слово, сиявшее некогда в моих мечтах. Счастьем стали казаться нетопленная комната, кусок хлеба, убежище, любое место, которое не обстреливалось» [6, с. 18]. Они оба — дети военного времени, которое уничтожило будущее многих. В начале романа главная героиня чувствует, что Клерфе и она являются похожими, и у них может быть общее будущее: «Лилиан вдруг поняла, чем они похожи друг на друга. Они оба были люди без будущего. Будущее Клерфэ простиралось до следующих гонок, а ее — до следующего кровотечения» [6, с. 73].

Однако подобное представление разбивается о жестокую жизненную философию Клерфе, который не готов уделять большое количество времени чему-то определённому, который подвержен риску и хождению по острию ножа во всех сферах своей деятельности: «Ее ничто не пугает, — думал Клерфэ. … Она знает, что должна умереть, и свыклась с этой мыслью, как люди свыкаются с морфием, эта мысль преображает для нее весь мир, она не знает страха, её не пугают ни пошлость, ни кощунство». [6, с. 118]

Лилиан застаёт ещё одна несправедливость времени, когда жизнь Клерфе обрывается раньше её: «Время было клейким, как липкая бумага, на которой медленной мучительной смертью умирали мухи» [6, с. 246]. Девушка возвращается в санаторий, и на закате своей жизни понимает: «По-моему, понятие времени весьма растяжимо, Борис. Это я узнала здесь, внизу. Человек, которому предстоит долгая жизнь, не обращает на время никакого; он думает, что впереди у него целая вечность. А когда он потом подводит итоги и подсчитывает, сколько он действительно жил, то оказывается, что всего-то у него было несколько дней или в лучшем случае несколько недель» [6, с. 268].

Данный роман является свидетельством того, что глобальные политические события остро влияют на частную судьбу каждого человека и на отношение ко времени, которое люди перестают ценить и воспринимают как само собой разумеющееся, считая, что они разгадали его значение: «От судьбы никому не уйти, — сказал он нетерпеливо. — И никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живет минутой. Все, что ждет нас после этой минуты, — только надежды и иллюзии» [6, с. 24].

Так, проблема времени является ключевой в романе «Жизнь взаймы». Поступки героев, их реплики, образ жизни отражают закономерности послевоенного времени. Однако, автор говорит о том, что люди плохо усваивают уроки истории, ставя на первое место не саму ценность жизни, а её материальные проявления: «У меня такое чувство, будто я оказалась среди людей, которые собираются жить вечно. Во всяком случае, они так себя ведут. Их настолько занимают деньги, что они забыли о жизни…. А ведь во время войны все люди дали себе клятву, если останутся в живых, не повторять этой ошибки. Но человек быстро все забывает» [6, с. 81].

Финал романа трагичен, в нем отражены традиции стиля Ремарка. Идея конечности жизни и ограниченного количества времени у каждого человека затрагивает не все мировое сообщество, а лишь тех, кого персонально касается беда и сложная жизненная ситуация. Пока человечество не научится ценить мгновения и не поставит в центр моральные и духовные принципы вместо материальных, его будет ждать разрушение и бесконечные драматичные уроки.

Литература:

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по истор. поэтике / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет / М. М. Бахтин. — М., 1975. — С. 234–407.
  2. Бочкина М. В. Время как аксиологическая проблема в современной русской литературе: автореферат дис.... кандидата филологических наук. — М., 2019. — 29 с.
  3. Лотман Ю. М. О мифологическом коде сюжетных текстов// Труды по знаковым системам. Тарту: 1973, № 308. — 274 с.
  4. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Ленинград: Наука, 1967. — 374 с.
  5. Поршнева А. С. К вопросу о специфике художественного времени в романах Э. М. Ремарка / А. С. Поршнева // Слово — текст — смысл: сб. студен. науч. работ / Урал. гос. ун-т, [Филол. фак.]. — Екатеринбург, 2005. — Вып.1. — С. 53–59.
  6. Ремарк Э. М. Жизнь взаймы / [пер. с нем. Л. Черной]. — СПб.: СПбИПТ, 2015. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): время, жизнь, художественное время, историческое время, главная героиня, потерянное поколение, категория времени, проблема времени, военное время, послевоенное время.


Ключевые слова

время, художественное время, роман, потерянное поколение, философское время

Похожие статьи

Задать вопрос