Стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 14.03.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Самонкина, М. Е. Стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий / М. Е. Самонкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 309-312. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111964/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье исследуются стратегии удержания клиентов компаний на рынке медицинских изделий в новых экономических реалиях. Рассматриваются понятие, преимущества стратегии удержания клиентов. Обсуждаются ключевые инструменты удержания клиентов, которые используют компании рынка медицинских изделий, такие, как регулярная коммуникация, рассылки, опросы, клиентоориентированный сервис и поддержка; формы обратной связи, программы лояльности, программы обучения. Определены метрики, которые используют компании рынка медицинских изделий для измерения эффективности удержания клиентов, а также отраслевые барьеры, вызывающие сложности и влияющие на удержание клиентов в текущей экономической ситуации.

Ключевые слова: стратегия удержания клиентов, рынок медицинских изделий, инструменты удержания клиентов.

В настоящее время сдвиг общества в сторону цифровизации повлёк за собой трансформацию моделей поведения и предпочтений потребителей. Не исключением стал и рынок медицинских товаров. Традиционный маркетинговый инструментарий всё больше теряет свое влияние на потребителя, не всегда обеспечивая компаниям необходимый эффект для увеличения и удержания клиентской базы и как следствие увеличения прибыли. Это вынуждает компании изучать новые модели борьбы за внимание клиента и влияния на его потребительское поведение. Актуальным становится внедрение в деятельность компаний на рынке медицинских изделий стратегий удержания клиентов.

Стратегия удержания клиентов — это комплекс инструментов, направленный на удержание клиентов в течение длительного периода времени и формирование их лояльности к компании и к её товарам или услугам. Стратегии удержания клиентов могут быть нацелены как на действующих клиентов, так и на «спящих», которым требуется активация. Основная задача — увеличение прибыли компании, которая достигается путём сокращения затрат на привлечение новых клиентов [1].

Понятие стратегии удержания клиентов включает в себя:

– ручную и автоматизированную коммуникацию (уведомления, письма, обучающие сценарии);

– разработку программы лояльности и управление ей;

– внедрение CRM-системы и работу с ней;

– аналитику и отчётность;

– контроль эффективности удержания своих клиентов при помощи метрик: LTV (пожизненной ценности клиента) и CRR (Customer Retention Rate — коэффициент удержания покупателей);

– использование различных коммуникативных каналов (email, SMS, мессенджеры, push-уведомления, чат-боты, pop-up уведомления);

– проведение NPS-опросов для определения уровня лояльности клиентов.

Мировые исследования показали, что привлечение нового клиента обходится дороже, чем удержание одного, и затраты, связанные с привлечение и удержание клиентов могут повлиять на эффективность бизнеса. Как показывают исследования, проведенные консалтинговым агентством в лице Ф. Райхельда, удержание клиентов на 5 % увеличивает рост прибыли от 25 до 95 %. Вероятность продажи существующему клиенту составляет от 60 до 70 %, а новому — от 5 до 20 %, постоянные клиенты тратят на 33 % больше, чем новые [2]. Важная роль формирования тесных взаимоотношений с клиентом на рынке медицинских изделий подтверждается многочисленными зарубежными исследованиями, в частности опытом китайских поставщиков медицинского оборудования. Здесь представители бизнеса отметили преимущества поддержания и обслуживания своих существующих клиентов перед поиском новых в условиях ужесточения конкуренции, важность развития долгосрочных отношений с клиентами, маркетингового продвижения и формирования лояльности. Эмпирические результаты привели к выводу, что положительное качество отношений влияет на лояльность клиентов [3].

Преимущества стратегий удержания клиентов:

– Сокращение бизнес — расходов, в частности маркетинговых расходов. По данным Bain & Company, привлечение нового клиента обходится как минимум в 5 раз дороже, чем продажа действующему клиенту, при этом вероятность совершения им покупки в 3–14 раз меньше, чем в случае с лояльным клиентом [4].

– Повышение лояльности клиентов. Лояльные клиенты наименее чувствительны к цене и маркетинговым предложениям конкурентов, регулярно совершают покупки, готовы переплачивать, более терпимы к задержке доставки, не отказываясь при этом от сотрудничества в пользу другого поставщика.

– Продажи по рекомендациям/через отзывы. Лояльный клиент может рекомендовать компанию, товары своим партнерам, коллегам, друзьям. В случае если клиент пришел по рекомендации, в его глазах продукт уже имеет кредит доверия [5]. Следует отметить, что многие потенциальные покупатели, перед тем как принять решение о сотрудничестве с компанией и о приобретении товара ищут, о них отзывы. Таким образом, если в поисковой выдаче есть положительные отзывы, это значительно увеличивает доверие потенциальных клиентов и позитивно отражается на продажах компании [6].

В целях определения, какие стратегии удержания клиентов используют компании рынка медицинских изделий, нами был проведен опрос смешанного типа (количественно-качественный) 15 компаний-поставщиков рынка медицинских изделий, в частности медицинского оборудования. Выборка респондентов производилась по сфере деятельности: поставщики медицинских изделий и оборудования, и по должностям: собственники бизнеса, руководители компаний, маркетологи, продакт-менеджеры, руководители и менеджеры отделов продаж. Опрос включал в себя 7 вопросов. Статистическую обработку проводили с использованием Microsoft Excel и методов описательной статистики. Качественную часть опроса обрабатывали методом контент-анализа. Анализ полученного материала показал следующее.

  1. Какие инструменты удержания клиентов используются в Вашей компании? Основные инструменты и частота их упоминаний систематизированы в таблице 1.

Таблица 1

Инструменты удержания клиентов, которые используют компании на рынке медицинских изделий

Конструкт

Частота упоминания, единиц

Скидки

8

Подарки

2

Бонусы

3

Отсрочка платежа

1

Программа лояльности

3

Акции

2

Своевременное и полное исполнение заказов

1

Прогнозирование будущих потребностей

1

Реклама

2

Качественный продукт

1

Расширение ассортимента товара и услуг

1

Рассылки

1

Коммуникации

1

Индивидуальный подход

2

  1. Какие из ниже представленных инструментов применяются в Вашей компании для удержания клиентов? Результаты опроса проиллюстрированы на рис 1.

Распределение ответов респондентов по вопросу: «Какие из ниже представленных инструментов применяются в Вашей компании?»

Рис. 1. Распределение ответов респондентов по вопросу: «Какие из ниже представленных инструментов применяются в Вашей компании?»

  1. Опишите методологию инструмента удержания на конкретном примере. Таким образом, ответы были следующие. От 1 единицы интервью был получен ответ: «Обучающие мероприятия с использованием оборудования и материалов, e-mail-приглашения, накопительная система скидок, промо-акции после мероприятий». 1 единица ответила: «В программах лояльности используем накопительные скидки и бонусы, а в рассылках по почте и мессенджерах анонсы акций, новинок». 1 единица: «Организация посещения заказчиками и потребителями продукции тематических выставок, приглашение представителей производства непосредственно к заказчикам продукции, тематические семинары с участием представителей фирм и компаний (в том числе и зарубежных»). 1 единица: «Промо акции на покупку и на сервисное обслуживание, обучение продукту при покупке». Также среди респондентов (4 единицы) были ответы: в программах лояльности используются скидки постоянным клиентам; обучение персонала продуктам; в рассылках индивидуальные промо-коды, в программах лояльности с заказами увеличивается скидка. 7 единиц упомянули программы лояльности: скидки, подарки, бонусы, обучение продукту, но воздержались от подробного ответа.
  2. Какие метрики эффективности удержания клиентов вы замеряете? Если не используете, то укажите почему?

Основные метрики и частота их упоминаний систематизированы в таблице 2.

Таблица 2

Метрики эффективности удержания клиентов, которые используют компании на рынке медицинских изделий

Конструкт

Частота упоминания, единиц

NPS (индекс лояльности клиентов)

2

CSAT (показатель удовлетворённости клиента)

2

CES (индекс клиентский усилий)

1

CRR (коэффициент удержание клиентов)

4

RPR (коэффициент повторных покупок)

2

Не используем

4

Не требуется

1

В качестве причин, почему не используются те или иные метрики были указаны: отсутствие маркетолога в штате, не до конца изучена система, сложности с расчётами.

  1. В чем для Вас проявляется эффективность удержания клиентов? (таблица 3).

Таблица 3

Проявление эффективности удержания клиентов, по мнению компаний рынка медицинских изделий

Конструкт

Частота упоминаний, единиц

Продажи по рекомендациям

2

Повторные продажи

3

Постоянная база клиентов

3

Рост прибыли

1

  1. Собираете ли вы обратную связь от своих клиентов (проводите ли опросы)? Результаты опроса проиллюстрированы на рис 2.

Распределение ответов респондентов по вопросу: «Собираете ли вы обратную связь от своих клиентов (проводите ли опросы)?»

Рис. 2. Распределение ответов респондентов по вопросу: «Собираете ли вы обратную связь от своих клиентов (проводите ли опросы)?»

  1. Какие отраслевые особенности рынка медицинских изделий и медицинского оборудования вызывают сложности и влияют на удержание клиентов? Среди ответов были следующие: 2 единицы — никакие; 4 единицы — дороговизна продукции; 1 единица — не выявлены особенные сложности, кроме конкуренции, т. к. наблюдается расширение ассортимента отечественного оборудования и его качества; 2 единицы — сложности в доступности товара и запчастей, сложности с обслуживанием; 2 единицы — качество, 3 единицы — затруднились ответить; 1 единица — изменение технологий.

Таким образом, опираясь на полученные данные из академических и практических источников, основными компонентами стратегии удержания клиентов являются: регулярная коммуникация, рассылки (e-mail, мессенджеры, смс), опросы клиентов, клиентоориентированный сервис и поддержка; формы обратной связи (чат-боты, онлайн-чаты), программы лояльности, программы обучения. Представители компаний рынка медицинских изделий отмечают, что на удержание клиентов влияют дороговизна продукта, усиление конкуренции, сложности с доступностью товара, запчастями и с обслуживанием. Как показали исследования, привлечение новых клиентов обходится дороже, чем удержание. В этих реалиях актуальным и эффективным становится внедрение стратегии удержания клиентов, при которой можно снизить затраты на рекламу, удержать многих клиентов и повысить прибыльность бизнеса.

Литература:

  1. Кораблева Е. eSputnik Удержание клиентов. Принципы и инструменты. URL: https://esputnik.com/blog/uderzhanie-klientov-principy-instrumenty
  2. Шадрина С. С. Топ-10 лучших стратегий удержания клиентов, которые увеличивают прибыль // Стратегии бизнеса. 2022. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/top-10-luchshih-strategiy-uderzhaniya-klientov-kotorye-uvelichivayut-pribyl (дата обращения: 18.02.2024).
  3. Lai M. C., Chou F. S., Cheung Y. J. Investigating Relational Selling Behaviors, Relationship Quality, and Customer Loyalty in the Medical Device Industry in Taiwan //International Journal of Business & Information. — 2013. — Т. 8. — №. 1.
  4. Суворова Анастасия Александровна, Кублин Игорь Михайлович, Зубарева Наталья Николаевна, Воронов Александр Александрович Маркетинговые инструменты продвижения продукции на рынке медицинских услуг // Практический маркетинг. 2021. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovye-instrumenty-prodvizheniya-produktsii-na-rynke-meditsinskih-uslug (дата обращения: 17.02.2024).
  5. Bain & Company, Fred Reichheld. Prescription for cutting costs. URL: https://media.bain.com/Images/BB_ Prescription_cutting_costs.pdf
  6. Климович Кристина Ивановна Эффект SERM: анализ влияния управления репутацией на конверсию и продажи // Практический маркетинг. 2023. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effekt-serm-analiz-vliyaniya-upravleniya-reputatsiey-na-konversiyu-i-prodazhi (дата обращения: 27.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): удержание клиентов, программа лояльности, единица, CRR, изделие, клиент, обратная связь, стратегия удержания клиентов, Ваша компания, медицинское оборудование.


Ключевые слова

стратегия удержания клиентов, рынок медицинских изделий, инструменты удержания клиентов

Похожие статьи

Задать вопрос