Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 18.03.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Манкеев, Е. К. Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии / Е. К. Манкеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 240-242. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111949/ (дата обращения: 04.05.2024).



В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Наряду с применением традиционных методик обучения в последнее время возрастает роль LEGO-технологии в образовательном процессе. Это одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.

В данной статье рассматривается эффективность и потенциал использования LEGO-технологии как инновационного метода для развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Мы обсуждаем различные аспекты применения LEGO-конструкторов в образовательной среде, включая совместное строительство проектов, создание головоломок, игры ролевой игры и многие другие методы.

Ключевые слова: педагогика, ребенок, развитие речи, развивающее обучение, LEGO-технологии, коммуникативные навыки, общение, конструирование.

Введение .

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Особенности жизнедеятельности современных людей откладывают не самые хорошие отпечатки на состоянии здоровья подрастающего поколения. Так как в современной жизни больше всего появляются особенности окружения в виде использование гаджетов, интернета, телефона и других технических средств, это не способствует развитию навыков общения у современных детей. Дополняет список причин и высокая занятость родителей. Все это приводит к снижению «живого» общения между детьми и родителями, в результате это ведет к серьезным психологическим проблемам в семье.

Как утверждает статистика, наряду с проявлением акселерации также заметен рост патологий разного происхождения у детей. В первую очередь именно речь показывает состояние психического и интеллектуального развития детей.

Общение с младенчества позволяет ребенку развиваться всесторонне. При эмоциональном общении со взрослыми ребенок познает человеческую речь, налаживает первые контакты с социумом. Так как люди, существо социальное, то для нашего сосуществования очень важно иметь навыки и умения общаться с окружающими, часто от этого зависит и будущий жизненный успех.

Навыки общения не появляются из ниоткуда, этот процесс требует активной работы педагогов, психологов и логопедов. Состояние уровня развития речи предполагает развитие коммуникативных навыков на соответствующем уровне. Практика показывает, что нарушение в речевом развитии формируют ряд комплексов у ребенка, что затрудняет его общение в первую очередь со сверстниками и не позволяет быть активным в процессе подготовки к школе. Развитие коммуникативных навыков предусматривает формирование устной речи, словарного запаса, овладение навыками общения в различных жизненных ситуациях, развитие мелкой моторики рук, развитие навыков работы в команде с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Проблеме развития коммуникативных навыков у детей посвящены многие исследования в педагогике. И следует отметить, что фундаментальной основой является классические работы педагогов, психологов. В частности, вопросы развития речи и обучения Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н. Леонтьева, теории значения игры для развития речи Д. Б. Эльконина. Современная специальная педагогика базируется на исследованиях коммуникативной деятельности М. И. Лисиной, Т. А. Репиной. В работах отечественного педагога К.К. Жамантаевой рассматриваются проблемы развития навыков общения и развитием речи у детей.

Практика показывает, что навыки коммуникации ребенка лежат в основе преемственности перехода от дошкольного к школьному обучению, а также они играют основную роль при достижении успеха в процессе обучения и овладения учебной деятельностью. В связи с этим отмечается особая актуальность в вопросе подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи. Так как состояние речи вызывает беспокойство в развитии коммуникативности ребенка и, несомненно, будет препятствием в овладении учебной деятельности на отлично. Для решения этой проблему необходимо изучить инновационные подходы к развитию коммуникативных навыков в этой возрастной группе. Одним из таких подходов является использование LEGO- технологии.

LEGO–технология — это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Современные педагоги причисляют их к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками «LEGO» дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь собирая другие модели.

LEGO-технологии — это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO. LEGO-технологии может помочь развить коммуникативные навыки так как побуждает детей выражать свои идеи и мысли. Когда дети строят из кубиков, они должны использовать свое воображение и креативность, чтобы придумывать новые захватывающие конструкции. Этот процесс включает в себя много общения, поскольку дети должны объяснять свои идеи другим, просить о помощи, когда они в ней нуждаются, и работать вместе с другими для достижения своих целей. Участвуя в этих дискуссиях, дети могут выучить новые слова и фразы, попрактиковаться в разговорной речи и навык слушать собеседника, а также развить понимание языка. Когда дети строят из кубиков, они часто работают вместе в небольших группах. Это сотрудничество требует хороших коммуникативных и социальных навыков, в том числе чередования, обмена идеями и уважения других. Работая таким образом вместе, дети могут научиться развивать свои социальные навыки, которые могут помочь им во многих сферах жизни. Наконец, LEGO-технологии может помочь детям развить свои эмоциональные навыки. Когда дети строят из кубиков Lego, они часто глубоко погружаются в свои творения. Это участие может помочь детям развить способность сосредотачиваться, проявлять настойчивость и управлять своими эмоциями. Родители и педагоги, которые ищут способы поддержки развития коммуникативных навыков у детей, должны рассмотреть возможность включения LEGO-технологии в свою игровую учебную деятельность.

Для того чтобы развитие речи ребенка посредством LEGO-технологии происходило наиболее эффективно, речь воспитателя должна соответствовать определенным требованиям:

— речь должна быть грамотной, логически выстроенной;

— речь всегда должна быть культурной;

— структура речи должна опираться на возрастные возможности детей;

— содержание речи должно соответствовать индивидуальному развитию детей, их кругозору;

— речь должна быть простой и ясной для понимания;

— темп не должен быть быстрым, громкость должна варьироваться в соответствии с ситуацией;

— речь должна быть эмоциональной и выразительной.

LEGO-технологии значимо в развитии речи ребенка, так как способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматически правильной речи. LEGO-конструкторы позволяют выстраивать проблемное общение с детьми, что в свою очередь стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки дошкольников. LEGO для детей, прежде всего, является средством игровой деятельности. Используя данный материал можно добиться решения многих обучающих задач, в том числе, развития речи. Многие дети используют речь при планировании своей деятельности. Они составляют рассказы, описывают модель, которую хотят построить. Это развивает такие мыслительные процессы как: память, внимание, воображение. Речь является средством самовыражения. Воспитанник усваивает слова, их значения, формы, сочетания, синтаксические конструкции из речи окружающих людей, воспринимая и понимая ее, постоянно связывая языковые формы и их значения, улавливая и обобщая аналогии форм и значений. Поэтому необходима речевая среда и речевая активность самого ребенка От подготовки воспитателя и его непосредственного участия в образовательном процессе с использованием LEGO-технологии во многом зависит успешность развития связной речи. В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Планомерно и целенаправленно осуществляя руководство коммуникативной деятельностью детей, педагог с одной стороны поддерживает их речевую активность, а с другой использует возможности ведущего вида деятельности дошкольников — игры.

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об образовании»
  2. Житнякова, Н. Ю. LEGO в детском саду, или Так много способов учиться [Текст] / Н. Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. — 2016. — № 1. — С. 106–114.
  3. Breen, Bill, and David Robertson. «Brick by Brick: How LEGO Rewrote the Rules of Innovation and Conquered the Global Toy Industry». Crown Business, 2013.
  4. Жукова, Н. С. Формирование устной речи / Н. С. Жукова. — М.: Соц.- полит. журнал, 1994.
  5. Ёлкина, Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2006. — 76с.
  6. Запивахина, Е. М. Социоигровые технологии в работе с дошкольниками [Текст] / Е. М. Запивахина //
  7. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. — ИПЦ «Маска».- 2013.
  8. Кайе, В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет. Методическое пособие. — М: ТЦ Сфера. 2015.
  9. Климова, С. А. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников
  10. Давыдова, Е. В. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством активного конструирования / Е. В. Давыдова. — Текст: электронный // Время знаний: [сайт]. — URL: https://edu-time.ru/pub/108806???history=11&pfid=1&sample=12&ref=1 (дата обращения: 13.03.2024).
  11. Петрова, Е. В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии / Е. В. Петрова. — URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9355/2/04Petrova2.pdf???history=11&pfid=1&sample=12&ref=2 (дата обращения: 13.03.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): LEGO, ребенок, развитие речи, навык, речевая активность, связная речь, образовательный процесс, развивающее обучение, развитие речи ребенка, учебная деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос