Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Косолапов, Е. А. Еще раз к вопросу об особенностях зарубежного опыта борьбы с коррупцией (на примере Азербайджанской Республики) / Е. А. Косолапов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111944/ (дата обращения: 28.04.2024).



Автор рассматривает особенности понимания коррупции и коррупционных преступлений в Азербайджане, анализирует положительные стороны подходов к борьбе с коррупцией в этой республике и предлагает учесть позитивный опыт этой страны и предусмотреть ответственность за получение взятки с применением угроз в российском праве.

Ключевые слова: Азербайджан, борьба, зарубежные страны, коррупция, опыт.

В деле совершенствования антикоррупционного законодательства, российскому законодателю необходимо обратить определенное внимание и на удачные новеллы других государств, в том числе и из ближайшего зарубежья. Интересный опыт в данном контексте дает Азербайджан.

Основное коррупционное преступление в уголовном праве Азербайджана — получение и дача взятки. Данные составы в Уголовном кодексе Республики Азербайджан предусмотрены в качестве состава преступлений ст. 311 и 312 УК Азербайджанской республики (далее -УК АР) [9]. В соответствии со ст. 311 УК АР (ч.1.)

«Получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового»

Квалифицированными видами получения взятки является, в том числе и взятка «с применением угроз».

Статья 311 УК АР также содержит примечание, согласно которому «Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, имущества или выгод имущественного характера, превышающие пять тысяч манатов». Это составляет около 266 тысяч рублей по курсу марта 2024 года.

Статья 312 УК АР предусматривает ответственность за «дачу взятки». Согласно п. 1 данной статьи «Дача взятки должностному лицу лично или через посредника наказывается штрафом в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или без такового».

Данная статья содержит примечание, согласно которому «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если дача взятки имела место вследствие угроз со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило соответствующему государственному органу о даче взятки».

В целом, анализ положений данных статей, позволяет прийти к выводу о том, что, несмотря на общее советское прошлое и единый подход к регулированию многих вопросов ответственности за получение взятки, антикоррупционное законодательство Азербайджана имеет существенные отличия от российского более широкое понимание предмета взятки, включающее в себя включение в круг субъектов получения взятки лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях [3, с. 41].

Таким образом, субъектом получения взятки УК Азербайджана признает не только государственных и муниципальных должностных лиц, но и частных управленцев. Объектом взяточничества в уголовном праве Азербайджана являются общественные отношения, обеспечивающие интересы государственной службы, состоящие в осуществлении нормального, законного функционирования [1, с. 87–88].

Предмет взятки — это любые материальные ценности и услуги имущественного характера переданные (оказанные) должностному лицу за совершение служебных действий (бездействия) в интересах дающего. Объективная сторона преступления выражается в совершении деяния только в форме действия. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом

УК АР за взяточничество предусмотрены такие санкции, как лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, штраф с определённым размером и конфискация имущества.

В то же время применение данных санкций имеет весьма ограниченное действие на динамику взяточничества в стране — в частности, в Азербайджане к уголовной ответственности за коррупционные преступления в основном привлекаются чиновники низшего звена.

Расследований случаев отмывания средств и злоупотреблений полномочиями фактически в стране не ведется. Большинство расследований дел коррупционной направленности связаны с фактами мошенничества, присвоения и растрат, получения взяток и злоупотребления должностными полномочиями [6].

За 2019 год в Управление по борьбе с коррупцией поступили 166 материалов о преступлениях, связанных с коррупцией. В 78 % случаев были возбуждены уголовные дела, а по остальным были приняты предупредительные меры. В то же время Управление по борьбе с коррупцией завершило следствие по 100 ранее начатым уголовным делам.

Эти дела, по которым в качестве обвиняемых проходят 200 человек, были направлены в суды. Из данных уголовных дел одно касалось обвинения в даче взятки (один обвиняемый), девять — получения взятки (25 обвиняемых), 39 — мошенничества (79 обвиняемых), 32 — присвоения и растраты (73 обвиняемых). Остальные дела были связаны с иными экономическими преступлениями [7].

Всего в результате совершенных преступлений по указанным делам, по данным управления по борьбе с коррупцией, был нанесен ущерб на сумму 16 млн. 460 тысяч манатов (около 20,3 млн. долларов). При этом в процессе следствия были возвращены 7 млн. 961 тысяча манатов (около 10,2 млн. долларов), или 48,4 процента от общей суммы ущерба.

Для возмещения остальной суммы ущерба ведутся мероприятия по аресту собственности, принадлежащей обвиняемым лицам.

В целом, по мнению экспертов, снижению уровня коррупции и взяточничества в стране способствовало открытие центров ASAN. Услугами этих центров воспользовались 270 тысяч человек, были удовлетворены заявки 98 % обратившихся за помощью граждан.

Центры ASAN созданы осенью 2012 года и действуют по принципу «одного окна». Так, в этих центрах гражданам оказываются услуги по регистрации актов гражданского состояния, выдаче заграничных паспортов и удостоверений личности, водительских удостоверений, регистрации коммерческих юридических лиц и налогоплательщиков, информационных услуг обо всех госуслугах и др. Всего в центрах ASAN оказываются 23 вида услуг, предоставляемых девятью государственными органами [5].

Служба ASAN устранила возможности для взяточничества по целому ряду сфер. «Преимущество этих центров состоит в том, что граждане, приходя в центр ASAN, могут получить сразу несколько услуг различных госорганов, экономя время и не соприкасаясь с чиновниками, что устраняет возможности вымогательства взяток.

В то же время, в Азербайджане к уголовной ответственности по коррупционным преступлениям в основном привлекаются чиновники низшего звена, редко среднего» [8].

Также отметим и тот факт, что в Азербайджане не существует юридических мер обеспечения защиты государственных или частных служащих при сообщении о случаях коррупции в официальные органы [2, с. 135].

При этом служащие государственного и частного секторов часто подвергаются дискриминации и увольнению, если они сообщают о коррупционных правонарушениях, связанных со злоупотреблением служебным положением, взяточничеством и мошенничеством.

В частности, ст. 311 УК Азербайджана говорит о получении взятки с применением угроз. Подобных положений в российском законодательстве нет. Однако, на наш взгляд, это положение необходимо исправить — ведь как справедливо отмечает О. X. Качмазов, «опасность вымогательства состоит не столько в требовании взятки, сколько в тех действиях, которыми подкрепляется его обязательность для взяткодателя» [4, с. 149].

При вымогательстве взятки виновный угрожает исключительно правоохраняемым интересам потерпевшего. Повышенная опасность этого вида получения взятки состоит в дополнительном, травмирующем воздействии на психику человека.

Как нам кажется, уместно, учитывая изученный опыт Азербайджана, заменить используемую Уголовным Кодексом РФ [10] терминологию и предусмотреть ответственность за получение взятки с применением угроз. Такая формулировка, во-первых, исключит необходимость сопоставления взяточничества и вымогательства; во-вторых, более точно будет описывать способ совершаемого деяния; в-третьих, даст возможность рассматривать в качестве квалифицированного состава получение взятки, как под угрозой совершения незаконных действий, так и под угрозой исполнения своего служебного долга. В связи с этим, предлагаем изложить пункт «б» ч. 5 ст. 290 УК РФ в следующей редакции: «с применением угроз».

Литература:

  1. Адилов, Н. А. Сравнительный анализ главных аспектов имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в законодательство Азербайджанской Республики / Н. А. Адилов. — Текст: непосредственный // Евразийская адвокатура. — 2016. — № 6 (25). — С. 87–94.
  2. Алирза, И. К. Некоторые вопросы регламентации ответственности за взяточничество в уголовном законодательстве Азербайджанской Республики, Российской Федерации и Исламской Республики Иран / И. К. Алирза. — Текст: непосредственный // 8 (92). — 2012. — № Право и государство. — С. 135–138.
  3. Егорова, Н. А. Уголовно-правовые меры профилактики коррупции в государствах — участниках СНГ / Н. А. Егорова. — Текст: непосредственный // Вестник Волгоградской академии МВД России. — 2013. — № 1 (24). — С. 41–47.
  4. Качмазов, О. Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву / Науч. Ред.: Рарог А. И. / О. Х. Качмазов. — Владикавказ: Иристон, 2000. — 214 c. — Текст: непосредственный.
  5. Материалы Фонда борьбы с коррупцией в Азербайджане. — Текст: электронный // caspianbarrel.org: [сайт]. — URL: https://caspianbarrel.org/2016/06/borba-s-korruptsiej-v-azerbajdzhane-an/ (дата обращения: 11.03.2024).
  6. Многие чиновники еще не избавились от своих старых привычек и стереотипов. — Текст: электронный // Спутник: [сайт]. — URL: https://az.sputniknews.ru/20181227/azerbaijan-korrupciya-chinovniki-418676834.html (дата обращения: 11.03.2024).
  7. Преступление подкупа иностранного должностного лица и применение соответствующих норм в странах Восточной Европы и Центральной Азии. — Текст: электронный // oecd.org: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/corruption/acn/ACN-Foreign-Bribery-Offence-Enforcement-RUS.pdf (дата обращения: 11.03.2024).
  8. Средняя взятка в Азербайджане составляет 100–200 манатов. — Текст: электронный // regnum.ru: [сайт]. — URL: http://www.regnum.ru/news/economy/1889699.html (дата обращения: 11.03.2024).
  9. Уголовный кодекс Азербайджанской Республики. Утвержден Законом Азербайджанской Республики от 30 декабря 1999 г. № 787– IQ. — Текст: электронный // URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30420353 (дата обращения: 11.03.2024).
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.02.2024) / Текст: непосредственный // Собрание законодательства РФ. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
Основные термины (генерируются автоматически): ASAN, Азербайджан, получение взятки, УК АР, дача взятки, должностное лицо, уголовная ответственность, имущественный характер, лишение свободы, минимальный размер оплаты труда.


Похожие статьи

Задать вопрос