Векторы модернизации системы дошкольного образования в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (510) март 2024 г.

Дата публикации: 13.03.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Рубленко, Т. В. Векторы модернизации системы дошкольного образования в России / Т. В. Рубленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 11 (510). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/510/111930/ (дата обращения: 27.04.2024).



В последнее время, в условиях обострившейся конкуренции между городами за ресурсы, самостоятельного определения путей собственного развития, возросшей ответственности за благополучие местных жителей, в России встал вопрос о формировании и продвижении необходимого имиджа городов, выбора такой стратегии позиционирования, которая бы выгодно отличала образ одного города от другого.

Ключевые слова : дошкольное образование, реформа, модернизация, цифровые технологии, иностранный язык.

В настоящее время в системе дошкольного образования Российской Федерации назрела необходимость существенной трансформации. В Приказе Министерства просвещения «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» говорится о необходимости применения педагогами дошкольного образования инновационных технологий в своей работе [2]. Однако практика показывает, что дошкольное образование в России по-прежнему строится по устаревшим «советским» традициям. Дошкольная организация обеспечивает в основном уход, питание, безопасность и режимные мероприятия. Собственно образованию, развитию личности ребенка дошкольного возраста внимания уделяется недостаточно.

Между тем, компетентностная модель образования, реализуемая сегодня в российской образовательной практике, требует именно целостного, всестороннего развития личности. В центре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения должен находиться ребенок — не как объект, а как субъект, маленький человек во всем многообразии своих физических и психических проявлений.

В связи с вышизложенным, целесообразным было бы применение в отечественном дошкольном воспитании концепции антропологически ориентированной педагогики. Это направление педагогической теории и практики, в котором центром является человек в динамике его духовного и физического развития.

Антропологически ориентированная педагогика исследует ряд проблем, таких как социализирующая функция воспитания и передача культурных основ от старшего поколения к младшему в рамках образовательного процесса. Антропологический подход может предоставить педагогам дошкольного образования эффективные инструменты как для работы с детьми дошкольного возраста, так и для понимания самих себя и других в современном быстро меняющемся мире.

Антропологическая педагогика базируется на следующих принципах [5]:

  1. Принцип целостности. Антропологический подход означает, что личность ребенка рассматривается во всех проявляниях, и педагогическое воздействие осуществляется с учетом всех его духовных и физических характеристик.
  2. Принцип индивидуального подхода. Каждый ребенок глубоко индивидуален. Кто-то «схватывает на лету» любую новую информацию. Для других детей, напротив, требуется долгое и подробное объяснение. У детей разные способности к запоминанию, пониманию, концентрации. Поэтому к каждому ребенку следует применять отдельные методы и методики, сообразно с его индивидуальными свойствами.
  3. Принцип синергии. Этот принцип означает комплекное воздействие на ребенка различных методов и приемов воспитания. Весь воспитательный процесс — от режимных моментов и до физкультурных занятий, от образовательной деятельности и до творческой работы — должен быть объединен единой целью развития ребенка.
  4. Акмеологический принцип. Акмеология изучает особенности закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность наивысших достижений, наивысшей точки развития личности («акме»).

Как мы уже говорили, антропологическая педагогика рассматривает в первую очередь человеческую личность воспитуемого. Это означает, что педагоги дошкольного образования должны заниматься формированием субъектности детей — целенаправленным проектированием ситуаций, в которых происходит становление самостоятельности.

Для успешной реализации антропологического подхода в дошкольной педагогике требуются технологии, при реализации которых ребенок должен осуществлять самостоятельный осмысленный выбор. В дошкольном возрасте еще рано говорить о том, чтобы ребенок стал субъектом собственного развития. Тем не менее, дети вполне способны к самостоятельным осмысленным действиям, к активному освоению новой информации.

Антрополого-педагогические технологии современного дошкольного образования должны быть основаны на диалогическом общении, на уважительных отношениях между ребенком и педагогом [4].

В данном исследовании мы не можем охватить все разнообразие антропологически ориентированных педагогических технологий. Поэтому мы рассмотрим три самых «отработанных» и широко используемых в настоящее время технологии: игровую, проектную и информационно-коммуникационную технологию (ИКТ).

Игровая технология — самая распространенная и не требующая специфической подготовки, технология воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Однако простота и «привычность» данной технологии не означает,что она должна применяться механически, бесцельно и бездумно. Игра должна рассматриваться как педагогическая технология, в которой сочетаются получение знаний, овладение умениями и навыками, а также личное соперничество, стремление к достижениям и положительные эмоции, получаемые детьми от процесса игры [4].

Метод проектов — также эффективная антропологически ориентированная технология, давно применяемая в дошкольном образовании. Сущность метода проектов — организация деятельности ребенка таким образом, чтобы он работал самостоятельно и в процессе работы получал определенный результат и приобретал новые знания, умения и навыки. Ключевой момент метода проектов в дошкольном образовании — получение ребенком новой информации с помощью собственной активной деятельности, а не с помощью простой «передачи» знания от педагога. Когда ребенок получает знания, прикладывая к этому собственный труд, это ведет к глубокому пониманию ценности полученной информации. Знания, умения и навыки, полученные в процессе решения какой-либо задачи, воспринимаются как действительно нужные и важные. Проектный метод, правильно организованный и реализованный, ведет к тому, что ребенок приходит не только к внешнему результату (овладению новой информацией), но и к внутреннему результату — положительно подкрепленному опыту самостоятельной работы. Они получают ценный опыт — как увидеть большую проблему и разбить ее на более мелкие части, чтобы решить наиболее эффективным образом. На протяжении всего этого процесса у детей есть шанс создать что-то совершенно аутентичное и полностью принадлежащее им самим.

Ребенок под руководством педагога выолняет достаточно сложную (сообразно с его возрастом) работу. После ее завершения он получает удовлетворение и от результатов работы, и от осознания собственной значимости, собственной способности делать что-то сложное и важное. Происходит формирование универсальных компетенций, таких как целеполагание и планирование [5]. Проектные технологии также отлично подходят для развития навыков решения проблем, а также для развития творческих способностей в дошкольном образовании.

Информационно-коммуникационные технологии — это важнейшее направление развития общества и науки. Сегодня невозможно представить себе отрасль человеческой деятельности, которая обходилась бы без применения ИКТ. Современные дошкольники прекрасно знакомы с ИКТ. К сожалению, в основном это знакомство органичено сетевыми играми и просмотром видеороликов. Одним из преимуществ интеграции цифровых технологий в дошкольное образование является то, что это помогает маленьким детям разбираться в компьютерах и основах программирования, что, в свою очередь, позволяет оценить, как все работает. Это достаточно сложный интеллектуальный вызов для детей, но именно он развивает способности в области ИКТ и формирует у них навыки ХХI века.

Обучение основам ИКТ также способствует развитию у детей навыков мышления более высокого порядка. Дети учатся мыслить по-другому — более последовательно и логически.

Применение ИКТ-технологий в дошкольном образовании способствует развитию творческих способностей в дошкольном образовании. Это помогает им экспериментировать и быть уверенными в своих творческих задачах. В целом, ИКТ- технологии — это будущее. Технологический прогресс стремительно развивается с каждым годом, и поэтому, изучая ИКТ-технологии, дети получают чрезвычайно полезные умения и навыки. Сегодня больше предприятий и корпораций полагаются на ИКТ, чем когда-либо прежде. Это дает тем детям, которые учатся ИКТ с раннего детства, преимущество перед теми, кто этого не делает, в будущем, поскольку у них будет больше возможностей для трудоустройства [3].

В целом, знакомство с ИКТ-технологиями — это направление, в котором можно объединить также игровую и проектную технологии. ИКТ дают возможность организовать для детей дошкольного возраста веселые практические игры и занятия, которые заставляют детей поэтапно и целенаправленно работать и соответствующим образом мыслить.

Таким образом, применение антропологической концепции в российском дошкольном образовании представляет собой полезную рекомендацию для педагогов, стремящихся применять в своей работе инновационные методы. Использование антропологически ориентированных технологий в дошкольном образовании сегодня очень важно по нескольким причинам. В число главных из них входит оказание помощи детям в развитии личности, восприятии новых знаний и повышения эффективности обучения. Данные стратегии обучения нацелены на то, что дети не только получат новые знания, но и извлекут личную пользу из своего опыта. Антропологический подход может помочь как детям, так и педагогам в развитии личности.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (в ред. от 17.02.2023 N 26-ФЗ) // Информационно-правовая база «КонсультантПлюс» URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.05.2023).
  2. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  3. Гордиенко Т. П., Шашкова А. В. Использование информационно-коммуникативных технологий в практике работы дошкольного образовательного учреждения. Форум молодых ученых. 2018. № 11 (27). С. 499–508
  4. Носова Л. А., Павлова Т. А. Исследование готовности педагогов дошкольного образования к инновационной деятельности в период модернизации образования в россии. E-Scio, 2019. № 11. С. 36–39
  5. Репринцева Г. А. Совершенствование образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством внедрения принципов педагогики М. Монтессори. Инновации в науке. 2021. № 12. С. 22–29
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, ребенок, антропологический подход, дошкольный возраст, ИКТ, развитие личности, антропологическая педагогика, воспитательный процесс, Россия, собственное развитие.


Похожие статьи

Задать вопрос