Библиографическое описание:

Беляев Д. В. Механизм взаимодействия государства и рынка в процессе привлечения иностранных инвестиций // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 180-186.

Взаимосвязь государства и рынка является основополагающим фактором при привлечении ПИИ в экономику страны-реципиента. Государство и рынок, обладая своими специфическими инструментами, могут оказывать прямое воздействие на приток иностранного капитала в страну.

Ключевые слова: ПИИ, государство, рынок, методы воздействия, государственные и рыночные инструменты, иностранный капитал, развитие.


Выработка механизма привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) представляет собой сложный, длительный по времени процесс, планирования и реализации которого осуществляется в рамках разработанной концепции взаимодействия государства и рынка.

Рыночная хозяйственная система не может существовать и функционировать без государственного регулирования, при отсутствии которого в действие неизбежно вступают стихийные процессы. Важной в рыночном хозяйстве является деятельность государства, направленная на создание благоприятного климата для активизации частной инвестиционной деятельности [11, с.75]. Механизм взаимодействия государства и рынка в процессе привлечения ПИИ частично меняет свой состав и структуру в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др. [12, с. 25–26]. Однако, опираясь на взаимодействие государства и рынка, в процессе привлечения ПИИ, в страну реципиент, необходимо подчеркнуть, что государство обладает правом принуждения в рамках и на основании законов. Этим правом-преимуществом не обладают никакие другие участники процесса по привлечению иностранного капитала в страну, а законные права и возможности других участников процесса устанавливаются государством [12, с. 26; 13, с. 10].

Увеличение притока ПИИ в страны разных типов по уровню экономического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государством и рынком постоянно растет. На наш взгляд, это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов инвестиционной деятельности и усложнением структуры экономики, требующей различных видов инвестиций. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного регулирования на действия большого числа трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат в стране. В зависимости от сложившейся экономической ситуации в стране, система методов и инструментов государства и рынка по регулированию инвестиций, может использоваться в различных вариациях и с разной степенью интенсивности, но всегда их взаимодействие направлено на достижение общего результата — увеличение притока ПИИ и прямого воздействия на развитие реального сектора национальной экономики (рис. 1).

Рис. 1. Воздействие ПИИ на реальный сектор национальной экономики в процессе взаимодействия государства и рынка.

Источник: Составлено автором.


Рост масштабов государственного регулирования инвестиционной деятельности, форм и инструментов такого регулирования в трансформационной экономике непосредственно связан с его эффективностью и качеством. Факторами, определяющими качество и эффективность государственного регулирования инвестиционной деятельности, являются [12, с. 29]:

  • наличие сильной государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной);

  • функционирование эффективной системы государственных институтов.

В зависимости от экономической ситуации система методов и инструментов государственного регулирования инвестиций может использоваться в различных вариациях и с разной степенью интенсивности, в процессе привлечения ПИИ [1]. Выделим, на наш взгляд, базовые инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности (рис. 2, табл. 1, 2).

Рис. 2. Инструменты государственного регулирования в процессе привлечения ПИИ.

Источник: Составлено автором [12, с. 30–31].

Таблица 1

Прямые методы воздействия государства на процесс привлечения ПИИ

Прямые:

Правовые (законодательные)

  1. Разработка, принятие и издание нормативно-правовых и индивидуальных актов.

  2. Заключение договоров.

  3. Принятие государственных программ.

  4. Система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

Административные

  1. Регистрация.

  2. Лицензирование.

  3. Квотирование.

  4. Применение системы санкций и ограничений.

  5. Разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т. д.

  6. Введение административных мер (изъятий ограничительного характера).

  7. Согласительно-разрешительные (распорядительные) процедуры.

  8. Управление государственной собственностью.

Экономические

  1. Земельное регулирование.

  2. Внешнеэкономическое регулирование.

  3. Антимонопольная политика.

  4. Экологическая политика.

Источник: Составлено автором [12, с. 30–31].


Прямые методы регулирования инвестиций оказывают непосредственное воздействие на процесс привлечения ПИИ. Они реализуются через инструменты правового (законодательного) регулирования, административного и экономического влияния. Данные методы вынуждают субъекты инвестиционных отношений применять решение не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Правовая (законодательная) форма играет главенствующую роль. Поэтому одним из важнейших направлений инвестиционной политики является современное, отвечающее всем требованиям экономического развития инвестиционное законодательство, обеспечивающее нормативно-правовое регулирование функционирования и развития инвестиционной деятельности, ведущее к росту инвестиционной привлекательности и притоку ПИИ. Для увеличения притока ПИИ, в прямых методах государственного регулирования инвестиционной деятельности преобладают различные формы финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Например, сюда включаются:

  • совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

  • установление для субъектов инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

  • создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

  • льготы для субъектов инвестиционной деятельности по уплате местных налогов;

  • защита интересов иностранных инвесторов;

  • льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности и др.

Прямые методы регулирования инвестиционной деятельности во всех типах стран применяются тогда, когда общество через свои государственные институты непосредственно воздействует на инвестиционные отношения, оказывая тем самым влияние на формирование равновесия спроса и предложения товаров в обществе, на рынке. В то же время, будучи встроенными в рыночные отношения, они, в известной мере, регулируют структуру цен и издержек, реальную конкурентоспособность отдельных секторов хозяйства, а значит и функцию рынка [12, с. 29–33].

Используя косвенные методы воздействия, государство создает благоприятные условия для притока ПИИ. Государство стремится минимизировать безработицу в стране, установить налоговые льготы, проводить антиинфляционные меры, поддерживать рост производства и др. (табл. 2).

Таблица 2

Косвенные методы воздействия государства на процесс привлечения ПИИ.

Косвенные — экономические:

Активно-структурные

  1. Государственная поддержка.

  • прямая (финансами, активами, гарантиями);

  • косвенная (квотами, тарифами, пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие доходы государства);

  • стимулирующий характер механизма изъятия;

  • инвестиционные скидки;

  • продажа или использование на льготных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

  • включение проектов в ФАИП, ФЦП.

  1. Государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, ФАИП и ФЦП, налоговое кредитование).

  2. Государственное участие: государственные закупки, потребление, защита инвестиций.

  3. Связанное кредитование.

  4. Прямое проектное финансирование.

  5. Управление внешним «активным» и «пассивным» долгом.

Фискально-структурные (инструменты бюджетно-налоговой политики)

  1. Доходные статьи бюджета.

  2. Расходные статьи бюджета.

  3. Специальные налоговые режимы.

  4. Назначение и дифференциация налоговых ставок.

  5. Налоговые льготы.

  6. Освобождение от налогов.

  7. Экспортные и импортные (таможенные) пошлины и сборы.

  8. Дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды.

  9. Амортизационная политика.

Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики)

  1. Регулирование эмиссии и общей денежной массы.

  2. Установление предельных ставок банковского ссудного процента.

  3. Льготные займы.

  4. Операции на рынке ценных бумаг.

  5. Антиинфляционные меры.

  6. Регулирование процентной ставки по операциям Центрального банка.

  7. Рефинансирование коммерческих банков.

  8. Регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков.

  9. Интервенция на рынке иностранной валюты.

Источник: Составлено автором [12, с. 30–31].


Косвенное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется только экономическими средствами. В экономических средствах сочетается использование, как прямых, так и косвенных инструментов управления. Государство, используя экономические интересы и стимулы, оказывает влияние на экономическое поведение субъектов хозяйствования, выступающих в качестве производителей и потребителей. Косвенные методы регулирования инвестиционной деятельности способствуют формированию для всех хозяйствующих субъектов наиболее благоприятных экономических условий в целях увеличения выпуска и повышения качества продукции в соответствии с растущим спросом населения, т. е. государство создает для фирм такую экономическую ситуацию, которая поощряет и подталкивает фирмы к более высоким ступеням конкурентного развития. Одно из важнейших преимуществ косвенных методов воздействия состоит в том, что они не нарушают рыночной ситуации. В то же время им присущ недостаток, заключающийся в определенном временном лаге, который возникает между моментами принятия государственных мер, реакции экономики на них и реальными изменениями в хозяйственных результатах [12, с. 33–35].

Эффективное использование инвестиционных ресурсов требует комплексного применения всех методов государственного регулирования. В развитых и развивающихся странах внимание сконцентрировано в основном на косвенных инструментах государственного регулирования — бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, прогнозирование, планирование и программирование инвестиционного процесса, а в странах с переходной экономикой внимание уделяется в большей степени прямым инструментам, связанным с нормативно-правовой законодательной базой, регулирующей ПИИ. В странах с переходной экономикой качество и эффективность государственного регулирования инвестиционных процессов в значительной мере определяются степенью гибкости институтов регулирования, адаптивностью его методов и инструментов к быстрым изменениям хозяйственных и социальных структур. Это предполагает подвижность структуры и функций регулирующих органов, постоянное варьирование рычагов нормативного, прямого и косвенного экономического регулирования инвестиций на макро-, мезо- и микроуровнях [12, с. 35–36].

Таким образом, вмешательство государства в рыночную экономику помогает решить ряд проблем. Законодательство защищает права производителей и потребителей, обеспечивает право собственности, т. е. представляет собой совокупность законов и нормативных актов по регулированию притока ПИИ и принципам взаимоотношений государства, инвесторов и рынка [9, с. 15]. Государство избавляет рынок от некачественного товара, вводя санкции против деятельности фирм. Уголовное законодательство обеспечивает защиту предпринимателей от преступников. Существующие законы, защищают интеллектуальную собственность. Законодательство противодействует монополии. Государство создает инфраструктуру, тем самым создает обстановку на рынке для большего притока ПИИ и развития предпринимательской деятельности и бизнеса. Например, страны с сильной рыночной экономикой (США, Китай, Германия) стремятся к золотой середине между государственным сектором и естественным рынком. Государства с централизованной экономикой (постсоциалистические страны) своим вмешательством пытаются развить свободный рынок, т. к. без частного интереса на рынке, не может существовать сам рынок, т. е. государство создает нормативно-законодательные рамки, а рынок в них функционирует.

Мы разделяем взгляды Р. С. Гринберга и А. Я. Рубинштейна, что государство выступает в качестве самостоятельного субъекта рынка, преследуя интересы страны и социума в целом. Государство — такой же участник рынка, как и другие его субъекты [2; 3, с. 175, 184]. При рыночной экономике государство функционирует в рыночной среде и непосредственно, напрямую взаимодействует с рынком. Государство играет в регулировании притока ПИИ определяющую роль, которая способна существенным образом влиять на потоки внешних материальных и финансовых ресурсов в страну, увеличивая их или уменьшая [9, с. 17]. Однако осуществление инвестиционной деятельности рассматривается с учетом слагаемых рынка и государства и взаимосвязи между ними [5, с. 142–143]. Отметим, что один из основных принципов участия государства в инвестиционном процессе в рыночной экономике заключается в том, что государство должно дополнять, а не подменять собой рыночную систему, максимально содействуя созданию необходимой правовой, экономической и институциональной среды для повышения активности иностранных инвесторов и надежной защиты вкладываемых средств [4, с. 649–650].

Теперь проанализируем поведение рынка в процессе привлечения иностранного капитала. Рынок обладает своим, отличным от государства, специфическим механизмом, координирующим поведение экономических субъектов — иностранных инвесторов и, способствующим притоку иностранного капитала. Для притока иностранного капитала необходима благоприятная рыночная конъюнктура, т. е. ситуация на рынке, характеризуемая наличием активного, достаточно устойчивого спроса на рыночные товары и услуги, превышением спроса над предложением, повышенной тенденцией динамики цен на наиболее представительные товары и услуги, а также наличием конкуренции [10]. Представим ситуацию на рынке, оказывающую положительное воздействие на приток иностранных инвестиций (табл. 3).

Таблица 3

Показатели воздействия успешно и стабильно функционирующего рынка в процессе привлечения ПИИ

Показатели рынка:

  1. Возможность получения прибыли.

  2. Прозрачность рынка.

  3. Доступность финансовых ресурсов.

  4. Монополистическая или свободная конкуренция.

  5. Конкурентоспособность товаров и услуг.

  6. Сбалансированность цен.

  7. Уровень и структура цен.

  8. Превышение спроса над предложением или их равенство.

  9. Развитая рыночная инфраструктура.

  10. Беспристрастное регулирование, соблюдение законности, равные условия.

  11. Защита от риска.

  12. Доступ к информации и доступ к торговле.

  13. Компетентность профессиональных участников рынка.

  14. Положительная динамика доходов населения.

  15. Увеличение численности потребителей.

  16. Учет привычек, вкусов, традиций и предпочтений потребителей.

  17. Реклама.

Источник: Составлено автором.


Рынок оказывает огромное влияние на развитие производства и является его главным регулятором. Главными инструментами рынка выступают: спрос, предложение, цена и наличие конкуренции. С помощью этих инструментов рынок может, как привлекать иностранных инвесторов, так и отталкивать их.

Спрос на рынке выступает не как спрос отдельного субъекта, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства, т. е. это совокупный спрос домашних хозяйств на потребительские товары и услуги, фирм — на инвестиционные товары и услуги, государственных структур — на приобретаемые государством товары и услуги [7, с. 66]. Если рынок обладает большим потребительским спросом на товары и услуги, то это говорит о возможности для иностранных инвесторов вкладывать деньги (ПИИ) в создание новых производств, с целью производства товаров и оказания услуг, пользующихся популярностью у потребителей.

Наличие предложения на рынке говорит о количестве производителей, а также об отсутствии или наличии барьеров для входа или выхода с рынка, этих рыночных продавцов-производителей. Чем больше численность производителей на рынке, значит, тем легче войти на него — это говорит о свободной или монополистической конкуренции, царящей на рынке, что является благоприятным условием для вступления на рынок иностранного инвестора и создания им конкурентоспособной продукции или услуги.

Уравновешивание спроса и предложения на рынке происходит через механизм ценообразования. Таким образом, динамичная сбалансированность в экономике основывается на системе равновесных цен на товары и услуги. Благодаря системе равновесных цен формируется и поддерживается такая ситуация на рынке при которой возможен приток иностранных инвестиций [6, с. 151; 7, с. 74].

Однако одним из главных критериев рынка для иностранных инвесторов является наличие конкуренции. Конкуренция способствует установлению на рынке определенного порядка, обеспечивающего производство и распределение достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене товаров и услуг [7, с. 88]. Свободная, монополистическая конкуренция означает для инвестора, что, во-первых, на рынке имеется множество покупателей и продавцов. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. В-третьих, высокая мобильность факторов производства. Наконец, в-четвертых, равный и полный доступ всех участников к информации (цены товара). При этом необходимо отметить, что конкуренция, как рыночный регулятор закономерно воздействует на рынке на ряд явлений:

  1. Воздействует на цены, предлагаемые продавцами и покупателями.

  2. Устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка.

  3. Приводит общую рыночную цену на товары и услуги к точке равновесия [7, с. 93].

Именно конкуренция способствует разработке изобретений, внедрения новинок техники и технологии, нахождению более эффективных форм организации труда и производства, способов экономического использования ресурсов, иными словами является движущим фактором развития и внедрения инноваций, что и дают ПИИ. Это доказывает, что именно при рыночной экономике возможна быстрая модернизация реального сектора национальной экономики, чем при плановой экономике. Следовательно, роль конкуренции на рынке очень важна с точки зрения экономического роста и притока иностранных инвестиций. Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законом спроса и предложения [7, с. 95].

Обратим внимание и на такой немаловажный показатель, как рыночная инфраструктура. Цивилизованный рынок предполагает наличие инфраструктуры, обеспечивающей его эффективное функционирование, т. е. свободное движение товаров и услуг на рынке. Для эффективного функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных институтов, специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб, обслуживающих рынок и представляющих саму рыночную инфраструктуру [8, с. 57; 10]. Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности субъектов, ее элементы не навязаны субъектами извне, а порождены самими рыночными отношениями. К основным функциям инфраструктуры рынка относят, во-первых, облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций. Во-вторых, повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности. В-третьих, облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности [8, с. 58]. Все эти перечисленные функции облегчают работу национальных и иностранных инвесторов на рынке и позитивно влияют на приток ПИИ.

Исходя из всего вышесказанного, обратим внимание на то, что в любой стране рыночные инструменты регулирования напрямую взаимодействуют с государственными инструментами регулирования в процессе национальной хозяйственной деятельности и привлечения иностранного капитала, в частности. ПИИ содействуют производству товаров и услуг, тем самым развивая реальный сектор национальной экономики страны-реципиента. Затем эти произведенные товары и услуги попадают на рынок, где они реализуются и доходят до потребителя. Государство создает условия для притока ПИИ, функционирования реального сектора национальной экономики и оказывает прямое воздействие на рынок. Тем самым мы можем утверждать, что процесс привлечения ПИИ связан именно с тесным взаимодействием государства и рынка. Значит, иностранные инвесторы должны ориентироваться на конъюнктуру, структуру рынка и на государственную политику в области ПИИ. Таким образом, чем мощнее и объемнее рынок, яснее и прозрачнее государственная политика именно в области иностранных инвестиций, тем большее количество ПИИ будет поступать в страну, обладающую данными характеристиками.


Литература:

  1. Беляев Д. В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе РФ // Экономика здравоохранения. — М.: Экономздрав, 2011. № 11–12 (159).

  2. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Основания смешанной экономики. — М.: Институт экономики РАН, 2008.

  3. Гринберг Р. С., Рубинштейн А. Я. Экономическая социодинамика. — М.: ИСЭПРЕСС, 2000.

  4. Игонина Л. Л. Инвестиции. — М.: Магистр, 2008.

  5. Караваев Д. С. Государственное регулирование инвестиционных процессов в условиях рыночной экономики. — М.: Наука-Бизнес-Паритет, 2009.

  6. Котуков А. А. Инвестиции. Инвестиционный рынок. Инвестиционный климат: монография. — М.: Современная экономика и право, 2008.

  7. Котуков А. А. Рынок инвестиций: теория, проблемы, практика. — Воронеж.: Институт ИТОУР, 2009.

  8. Маковецкий М. Ю. Теория функционирования рыночной экономики. — Омск.: ОмГУ, 2005.

  9. Наметкин С. А. Государственное регулирование инвестиционной политики. — СПб.: СПбГУЭФ, 2003.

  10. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2006.

  11. Соболева К. А. Теоретические основы формирования инвестиционной политики России по привлечению прямых иностранных инвестиций. — СПб.: Инфо-да, 2006.

  12. Тимирясова А. В. Теоретико-методологические аспекты государственного регулирования инвестиционной деятельности. — Казань: Таглимат, 2004.

  13. Якобсон Л. И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. — М.: Наука, 1995.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle