Библиографическое описание:

Савосин М. В. Создание системы влияния США // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 457-460.

В результате Второй мировой войны Соединенные Штаты Америки превратились в ведущую страну капиталистического мира. Помимо монополии на ядерное оружие в первые послевоенные годы они обладали неоспоримой экономической гегемонией.

Первостепенной задачей для США в этой ситуации было обустройство стабильной мировой системы государств, соответствовавшей устремлениям США. Первоначальным шагом для этого была подписанная еще 11 августа 1941 г. президентом США Ф. Д. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем Атлантическая хартия — декларация о целях войны против стран фашистской «оси» и принципах послевоенного устройства мира. В ней в частности утверждалось, что США и Великобритания уважают права всех народов на выбор формы правления; будут стремиться обеспечить равный доступ всех стран к торговле и к мировым сырьевым источникам, экономическое сотрудничество между всеми странами, отказ от применения силы всеми странами [3, с. 196].

Провозглашаются весьма демократические принципы международных отношений. Однако, если вдуматься в некоторые положения хартии с точки зрения американских устремлений, то становится очевидным, что:

  1. Принцип равного доступа всех стран к торговле и мировым сырьевым источникам необходим США, прежде всего для проникновения и закрепления на рынках колониальных империй (своего рода новый вариант «доктрины открытых дверей и равных возможностей»).

  2. В совокупности с декларируемым правом народов на выбор формы правления и стремлением к экономическому сотрудничеству это может означать стремление Америки сформировать систему суверенных по форме, а, по сути, экономически и политически зависимых от нее стран.

  3. Отказ от применения силы в международных отношениях требует наличия стран-гарантов, способных обуздать агрессора и во главе этих стран, несомненно, должны оказаться США и Англия, что в случае разногласий с другими странами создаёт опасность противостояния, в том числе и военного, на основании обвинения этих стран в агрессивных намерениях.

Провозглашенные в хартии цели справедливой войны против агрессоров, а также демократического и равноправного послевоенного мироустройства привели к подписанию в Вашингтоне в январе 1942 г. представителями 26 государств-участников войны против стран фашистской «оси» Декларации, являвшейся продолжением хартии.

Хотя большинство стран, подписавших тогда декларацию или позднее присоединившихся к ней, реально в войне со странами «оси» не участвовали (государства Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока) она с одной стороны способствовала объединению антифашистских сил, а с другой помогла формированию в мире представления о США (подпись их представителя была первой), как о лидере капиталистического мира и мира целом и последовательного борца против фашизма и реакции.

В результате Второй мировой войны, когда Германия, Италия и Япония, потерпев поражение, были оккупированы и временно превратились в зависимые страны, а такие державы-победительницы как Англия и особенно Франция были ослаблены войной, на первое место в мире вышли США.

Только Соединенные Штаты Америки в результате войны значительно усилились. Не ведя военных действий на своей территории, избежав разрушений и крупных людских потерь, они далеко обогнали все остальные страны в экономическом и военном отношении. Только Соединенные Штаты имели атомное оружие; их флот и авиация были сильнейшими в мире; объем их промышленного производства был больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых.

США превратились в гигантскую «сверхдержаву», лидера капиталистического мира, претендующего на мировую гегемонию.

Второй «сверхдержавой» стал Советский Союз. Одержав победу, несмотря на колоссальные жертвы и разрушения, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, Советский Союз значительно увеличил свою мощь, влияние и престиж в мире. К концу войны Советский Союз располагал самой крупной в мире сухопутной армией и огромным промышленным потенциалом, превосходящим потенциал любой другой страны, за исключением США. Вооруженные силы СССР находились в ряде стран Центральной и Восточной Европы, в Восточной Германии, в Северной Корее. Советский Союз влиял на положение в странах Восточной Европы и пользовался их полной поддержкой, а также поддержкой Северной Кореи и Китая — самой многонаселенной страны мира.

Советский Союз безоговорочно поддерживали коммунисты и значительная часть мирового общественного мнения, видевшие в СССР не только победителя фашизма, но и страну, прокладывающую путь в будущее, которое они видели в социализме и коммунизме.

Руководство Советского Союза с полным основанием рассчитывало играть значительную роль в международных отношениях, чтобы обеспечить прочный мир и безопасность для себя и своих союзников. В мировой политике возникло жесткое противостояние двух держав.

Поэтому выработка послевоенного курса по отношению к СССР стала одной из центральных задач внешней политики США. В этом они видели главную основу своей безопасности и реализации внешнеполитических планов. В руководящих кругах страны все более брал верх непримиримый антисоветский курс. С особой силой это проявилось уже в марте 1946 г., когда с неозвученного одобрения президента Г. Трумэна и в его присутствии в миссурийском городке Фултон Уинстон Черчилль произнес речь, в которой обвинил Советский Союз в установлении «железного занавеса» и призвал все силы западной демократии, прежде всего США и Британии, направить на борьбу против непомерных амбиций и авантюризма, присущих якобы «Советской России» [6, с. 754–759]. Чтобы оказать давление на СССР, сторонники жесткого курса использовали тогдашнюю монополию США на обладание ядерным оружием. И это при том, что СССР был сильно обескровлен войной и непосредственной опасности для США и их союзников на тот момент не представлял.

Строителей американского мирового порядка не устраивало, что территория СССР и его союзников выпадала из-под их влияния. Сразу же после окончания Второй мировой войны были прекращены поставки в СССР по ленд-лизу.

В 1947 г. была разработана стратегическая линия внешней политики США, рассчитанная на ослабление Советского Союза. Для этого была выдвинута доктрина «сдерживания», предложенная сотрудником государственного департамента Джорджем Кеннаном.

22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в государственный департамент США в Вашингтоне донесение, получившее название «длинной телеграммы», в которой высказал свое отношение к перспективам развития отношений США с Советским Союзом.

Характеризуя политику Советского Союза, Кеннан писал: «Мы имеем здесь дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный модус вивенди, что является желательным и необходимым подрывать внутреннюю гармонию нашего общества, разрушать наш традиционный образ жизни, ликвидировать международное влияние нашего государства (подчеркнуто мною — М.С.), с тем чтобы обеспечить безопасность советской власти…» [2, с. 146].

Подобный вывод основан автором на его анализе советской внешней политики, направленной на официальном уровне на расширение советского влияния в мире и сдерживание или ослабление влияния других [2, с. 143]. На неофициальном уровне «любые советские усилия… будут негативными и деструктивными по своему характеру и будут направлены на подрыв источников силы, которые не подпадают под советский контроль» [2, с. 146].

Единственным ответом на подобные устремления СССР Кеннан считал, не прибегая к «общему военному конфликту», «политику сдерживания» по отношению к Советской власти, так как: «Будучи невосприимчивой к логике разума, она очень чувствительна к логике силы». А, кроме того: «В сравнении с западным миром в целом Советы все еще остаются значительно более слабой силой. Следовательно, их успех будет зависеть от реального уровня сплоченности, твердости и энергичности, которого сможет достичь западный мир» [2, с. 146–147]. По сути дела речь шла о предложении руководству США проводить в отношении СССР политику с позиции силы. Кроме мер военно-политических автор телеграммы предлагает обратить внимание на решение внутренних проблем американского общества, иначе этим «воспользуется Москва», и «разработать и выдвинуть перед другими нациями значительно более позитивную картину того мира, который мы хотели бы видеть, нежели мы выдвигали в прошлом» [2, с. 147–148].

В целом, по утверждению Кеннана США для борьбы с СССР и коммунистическим движением не должны останавливаться перед тем, чтобы брать на себя ответственность за судьбу других стран, укрепляя в них своё влияние. В совокупности с американской моделью мира, которая должна быть выдвинута перед другими странами, это значит, что Америке нужно стать мировым политическим и идеологическим центром, иначе им станет СССР.

Свое оформление указанная политическая линия приобрела 12 марта 1947 г. в обращении президента Трумэна к объединенной сессии конгресса, получившем название «доктрины Трумэна». Оно представляло собой выражение глобальных притязаний США и определяло цели их внешней политики как создание условий жизни, свободных от принуждения, что ассоциировалось с миром демократии Запада, альтернативой которому является коммунистическая система, определяемая как образ жизни, основанный на воле меньшинства, силой навязанного большинству и опирающийся на террор и угнетение [1, с. 101].

Политика Соединенных Штатов должна была быть направлена на поддержку антикоммунистических режимов через экономическую и финансовую помощь, а также, если это необходимо, и через вмешательство «в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций» [1, с. 101].

Выступление обосновывало оказание обширной военной и экономической помощи американским союзникам, прежде всего Греции и Турции. США и их союзники были обеспокоены ситуацией распространения в мире и конкретно в названных странах коммунистических взглядов, что создавало возможность установления там коммунистических режимов, ориентирующихся во внешней и внутренней политике не на Соединенные Штаты, а на Советский Союз.

Помимо финансовой помощи предусматривалось направление в Грецию и Турцию военных и гражданских специалистов для оказания поддержки и для наблюдения за применением финансовой и материальной помощи, а также обучение греческих и турецких специалистов [4, с. 60].

Для оказания срочной поддержки Греции и Турции в борьбе против «коммунистической угрозы» конгресс выделил 400 млн. долларов (к 1950 г. уже около 650 млн. долл.). Более того, в резолюции конгресса есть право президента оказывать помощь странам, которым «угрожает коммунизм». В июне 1947 г. «доктрина Трумэна» была дополнена планом экономической помощи европейским странам, с которым выступил государственный секретарь США генерал Джордж Маршалл. Доказывая необходимость этой помощи, он объяснил, что: «Помимо деморализующего эффекта для мира в целом и возможностей беспорядков, которые возникнут в результате отчаяния бедствующих народов, всем должны быть очевидны последствия для экономики Соединенных Штатов» [4, с. 61]. Таким образом, с помощью плана Маршалла Соединенные Штаты стремились способствовать восстановлению разрушенной войной экономики европейских стран с целью укрепления в них устоев капитализма, подрыва возросшего влияния коммунистов и утверждения политической гегемонии США, в то время как экономическая безопасность Америки была отнюдь не целью, но хорошим аргументом для возможных противников плана внутри страны. Другим важным аспектом обеспечения «безопасности США» лидеры этой страны считали ослабление позиций коммунистических партий, укрепление капитализма и усиление влияния США в Западной Европе.

На осуществление плана Маршалла были затрачены крупные средства: в течение 1948–1952 гг. страны Западной Европы получили около 17 млрд. долл. Программу экономической помощи руководящие круги США стремились дополнить помощью военной, включая обучение военных специалистов и отправку инструкторов, а также заключением военно-политических союзов. Первым из них стал подписанный США и странами Латинской Америки в сентябре 1947 г. Межамериканский договор о взаимной безопасности, но основные свои усилия правительство Трумэна направило на создание под эгидой Соединенных Штатов военно-политического блока в Европе, где соперником американскому влиянию рассматривался, разумеется, СССР. Материальная помощь пострадавшим от войны странам, таким образом, была непосредственно связана с противодействием СССР.

В апреле 1949 г. государственный секретарь США Дин Ачесон и представители ряда стран Западной Европы подписали соглашение о создании Организации Североатлантического договора. Фактически главной целью НАТО стала совместная борьба с социалистическими странами, возглавляемыми СССР.

Создание военного блока было прямым следствием стремления объединить силы «свободного мира», а, кроме того, средством контроля над западноевропейскими союзниками, напуганными во многом мнимой советской угрозой (и над их колониальными владениями). Мнимой, — потому что Советский Союз в это время восстанавливал разрушенную экономику, содействовал становлению союзных режимов в Восточной Европе, Китае и Северной Корее; его руководство не было склонно к авантюрам и в сравнении с западным миром он был значительно более слабой силой, что признавал и идеолог доктрины сдерживания и «политики с позиции силы» Дж. Кеннан. В Западной Европе существовало сильное коммунистическое движение, что рассматривалось как угроза правительствам соответствующих стран.

Очевидно, что национальной безопасности США ни СССР, ни его союзники, ни коммунистическое движение в Западной Европе непосредственной опасности не представляли. Под флагом борьбы с «советской угрозой» Соединенные Штаты не столько стремились «обезопасить» себя и своих союзников ввиду будущего усиления СССР для чего и создавалось НАТО, но и укрепить свое влияние в этих странах, а в перспективе — стать лидером всего мира и подорвать влияние СССР.

С подписанием Североатлантического договора США — самая сильная страна Запада — легально, юридически взяли на себя функции охранителей существующего порядка в государствах Западной Европы и во всех зависящих от них странах. Западноевропейские метрополии еще контролировали в 1949 г. Африку и половину Азии, треть земной суши. Их подчиненная роль в НАТО давала Соединенным Штатам, в перспективе, возможность влияния на обстановку не только в Западной Европе, но и на обширных пространствах бывших колоний западноевропейских союзников [5, с. 115]. В совокупности с влиянием США в Латинской Америке это делало реальным мировое лидерство для них. После окончания Второй мировой войны США стали самой влиятельной в мире державой. Для закрепления своего положения им было необходимо добиться доминирования, определив основного противника и объединив против него под своим началом союзников. В качестве основной угрозы США видели Советский Союз и мировое коммунистическое движение, встречавшие поддержку значительной части общественности, в том числе в западноевропейских странах, что беспокоило их правящие круги и создавало условия лояльного отношения к американскому лидерству в борьбе с коммунизмом. Неподконтрольность СССР и его союзников американскому влиянию лишь усиливала эти настроения. План Маршалла превратил США в морального лидера капиталистического мира, укрепив и их экономику, а НАТО усилило их военно-политическое доминирование, подкреплённое к тому же ядерной монополией. Система мирового влияния была создана, настала пора устранения основного противника.


Литература:

  1. Ди Нольфи Эннио. История международных отношений 1918–1999. Том 2. М.: Логос, 2003.

  2. Кеннан Дж. «Длинная телеграмма»//Международная жизнь. 1990. № 11.

  3. Системная история международных отношений. 1918–2000: В 4 т./Ред. Богатуров А. Д.; Научно-образовательный форум по международным отношениям. — М.: Моск. рабочий, 2000. — Т. 2: Документы 1910–1940-х годов/Сост. Мальгин А. В. — 2000.

  4. Системная история международных отношений. 1918–2000: В 4 т./Ред. Богатуров А. Д.; Научно-образовательный форум по международным отношениям. — М.: Моск. рабочий, 2000. — Т. 4: Документы 1945–2003/Сост. Богатуров А. Д., Мальгин А. В. — 2004.

  5. Уткин А. И. Единственная сверхдержава. М.: Алгоритм, 2003.

  6. Черчилль У. Мировой кризис. Автобиография. Речи. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle