Библиографическое описание:

Федоров Р. Г. Гостиничный бизнес как составляющая современной индустрии туризма // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 307-311.

Туризм, в современном понимании этого слова, уже давно перестал быть просто путешествием в разные места с целью отдых. Туризм в настоящее время играет важную роль в жизни общества и способствует увеличению продолжительности и улучучшению качества жизни. Ежегодно увеличвается туристский поток, разрабатываеются новые туристские продукты, строятся и реставрируются объекты туристской инфраструктуры, а еще вчера непривликательные регионы и местности, становятся популярными туристскими дестинациями, благодаря грамотному использованию туристского потенциала. Туристская сфера услуг постоянно развивается, развиваются традиционные виды туризма, появляются и набирают популярность новые виды туризма, такие как сельский,экологческий, событийный и другие, вовлекая в туризм все большее количество людей и делая этот вид деятельности более востребованным.

«Туризм обогащает личность, семью, общество и все человечество» — данное выссказывание стало основой информационной кампании ЮНВТО, предпринятой с целью распространения информации о позитивном влиянии туризма на жизни людей, культуру и экономику, и, в целом, на все общество.

Выдяляют множество функций туризма, таких как: оздоровительная, познавательная, просветительная, коммуникабельная, удовлетворение потребностей в смене впечатлений, удовлетворение потребностей в смене места пребывания, предоставление экономических благ и услуг в соответствии с требованиями туриста, способствует рациональному использованию свободного времени людей, способствует увеличению занятости и повышению жизненного уровня местного населения, обогащает социально-экономическую инфраструктуру и межрегиональное сотрудничество стран и народов. Данный список не является исчерпывающим, так постоянно повляющие новые виды туризма несут в себе новые функции.

Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов и создание материальной базы туризма. Туристская индустрия включает в себя множество компонентов и являяется сложным межотраслевым народнохозяйственным комплексом [2, c.30]. Одним из важнейших компонентов туризма является гостиничное хозяйство, так как места размещения являются основой для формирования любого турпродукта практически в любом виде туризма. Гостиничное хозяйство, как неотъемлемый элемент индустрии туризма, не только способствует выполнению вышеперечисленных функций туризма, но и создает предпосылки для их развития и обогащения. Развитие гостиничных предприятий во многом определяет доступность туристского ресурса, что особенно актуально для некоторых категорий населения, таких как люди с ограниченными возможностями, пенсионеры, молодежь, малообеспеченные семьи и т. д. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. п.

Развитие современных видов туризма, приводит к повышению разнообразия коллективных средств размещений, прежде всего, гостиниц, что приводит к появлению различных подходов к структуризации и сегментации гостиничного хозяйства, согласно которым выделяются различные группы средств размещения.

Рис. 1. Средства размещения


На долю всех средств размещений приходится до 65 % лиц, занятых в туристской сфере, и около 68 % всех поступлений от туризма. Появление новых средств размещения значительно повышает привлекательность туристской дестинации и увеличивает поток туристов. От качества сервиса предоставления услуг по размещению зависят такие психологические аспекты туризма, как высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране общая удовлетворенность путешествием.

Как показано на рисунке 1, средства размещения подразделяются на два крупных блока: коллективные и индивидуальные.

Гостиницы обладают своими характерными признаками, такими как:

  • состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум (обычно 5 и более номеров), имеют единое руководство;

  • предоставляют разнообразные гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла;

  • сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием и стандартами страны;

  • не входят в категорию специализированных заведений (лагеря, приюты и т. д.) [2, c.33].

Параллельно с понятием «гостиница» все чаще используется понятие «отель», которым принято называть гостиничное предприятие более высокого уровня, предоставляющее широкий спектр и высокое качество услуг, создающее повышенный комфорт и атмосферу гостеприимства.

Гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, на которую приходится около 6 % мирового ВНП и около 5 % всех налоговых поступлений. Развитие гостиничного бизнеса стимулирует развитие других направлений: транспорта, торговли, строительства, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, сферы услуг и т. д. В среднем, на каждые 10 туристов, проживающих в гостинице, приходится около трех рабочих мест напрямую, и два рабочих места, косвенно связанных с обслуживанием (сотрудники турфирм, транспортных компаний и т. д.). Общемировой гостиничный фонд составляет около 17–18 млн. мест, и данный показатель постоянно растет. Гостиничный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: относительно небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и, соответственно, средний срок окупаемости затрат. За последние 3 года, благодаря увеличивающемуся потоку туристов, мировой гостиничный бизнес переживает настоящий рост — загрузка отелей и стоимость размещения заметно выросли, гостиничные компании расширили свое присутствие по всему миру. Быстрыми темпами растет и российская гостиничная отрасль, которая по мировым меркам является слабо развитой.

На данный момент в России насчитывается 263 тысячи гостиничных номеров. 37 тысяч из них приходятся на Москву, еще 18 тысяч — на Санкт-Петербург, и 208 тысяч приходится на другие регионы России. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80 % формируется реконструированными гостиницами старой советской постройки и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями [4]. Наиболее востребованными являются гостиницы уровня 3 звезды, гостиницы эконом-класса, общежития и гостиницы, попавшие в категорию другие, к которой также относятся мини-отели.

Основную часть рынка составляют потребители из России. Тем не менее, на долю иностранцев приходится чуть более 11 %, что нельзя не учитывать. Так же необходимо заметить, что из всего гостиничного рынка клиенты предпочитают именного гостиницы. Доля рынка гостиниц в сравнении с другими аналогичными средствами размещения составляет около 90 %.

По данным маркетингового агентства «Навигатор», основная доля гостиниц приходится на Приволжский и Южный, традиционно рекреационно-туристические округа. Также большая доля приходится на Центральный и Северо-Западный округа, где наиболее развит деловой и познавательный туризм. Хотя не следует забывать, что основная доля рынка в двух последних округах приходится на центральные города России, Москва и Санкт-Петербург.

Гостиничный бизнес испытывает России в настоящий момент немало проблем: неразвитость гостиничных сетей, нехватка гостиниц средней ценовой категории, нехватка квалифицированных специалистов, недостатки законодательства и т. д. Однако, это постепенно преодолевается, компании развиваются, перенимают опыт у западных партнеров, которые, в свою очередь, приходят на российский рынок, а уровень услуг и удовлетворенность клиентов растут.

Основными сегментами гостиничного сектора являются: сетевые отели, мини-отели, апарт-отели, бутик-отели, хостелы, кондо-отели, ведомственные гостиницы, мотели, гостиницы при аэропортах, сервисные квартиры.

Индустриальный характер гостиничного бизнеса способствует эффективности и развития национальной экономики, поскольку вследствие увеличения популярности хозяйства, растет государственный бюджет; увеличивается занятость населения; повышается уровень жизни местного населения; появляется новый импульс к развитию народных промыслов; возникал благоприятное влияние на остальные отрасли, связанных с созданием готельногосподарських продуктов, происходит развитие социальной и производственной инфраструктуры.

Таблица 1

Туризм в экономике РФ


Среднемировой показатель

РФ 2011

РФ. Ежегодный рост/2022

Доля гостиничного бизнеса в ВНП с сопутствующими отраслями, $млрд.

11,7

24,8

26,6

Доля гостиничного бизнеса в ВНП с сопутствующими отраслями, %

3,3 %

1,4 %

0,9 %

Доходы компаний операторов,$ млрд

-

0,040

0,511

Доходы компаний операторов с учетом поставок и реальных доходов оперируемых гостиниц, $ млрд

-

0,160

2,2


Таблица 2

Доля гостиничного бизнеса в туризме России

Цены расходов

Расходы за визит, euro

Расходы за день, euro

Всего, млн. euro

Доля, %

Предоплата (кроме турпакетов)

12

2,5

68,9

4,4

Размещение

65

13,4

371,7

23,5

Питание

58

11,8

328,3

20,7

Внешний транспорт

10

2,1

57,7

3,6

Магазины

104

21,4

592,9

37,5

Местный транспорт

11

2,3

64,5

4,1

Другие расходы

17

3,5

98,4

6,2

Всего

278

57,0

1582,3

100,0


Из таблицы 2 мы видим, что услуги по размещению составляют значительную часть, около 24 % от всех доходов от туризма. Больше туристы тратят только на покупку товаров в магазинах.

Все чаще можно встретиться с мнением специалистов, что гостиничный бизнес является одним из самых привлекательных и выгодных с точки зрения вложения инвестиции, наряду с бизнесом в сфере Интернет и IT- технологий.

Коллективные средства размещения дифференцируется по уровню качества предоставляемых услуг, который выступает их интегральной характеристикой, определяя требования к площадям, обстановке и оборудованию и т. д. Показатели и характеристики качества выступают основой присуждения определенной категории и определяются каждой системой стандартизации.

В основе разработки данных систем лежат рекомендации ЮНЕТО по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации. В качестве базовых направлений разработки сертификационных требований в ней утверждены условия безопасности и гигиены, круглосуточного сервиса неотложной медицинской помощи, сохранности ценностей, стирки, почтовых услуг.

В таблице 3 представлены основные сертификационные систем гостиниц

Таблица 3

Системы сертификации гостиниц

Система сертификации

Регион использования

Звезды (от 1 до 5),

Франция, Австрия, Венгрия, Египет, Китай, в Россия и ряде других стран

Короны (1 корона=2 звезды)

Великобритания

Классы (туристский класс, стандартный; комфортный; первый; люкс)

Германии

Буквы (А, Б, С, de1uxe)

Греция

Алмазы (от 1 до 5)

США

Разряды/категории (бюджетные гостиницы, гостиницы туристского класса, среднего, первого, а также гостиницы высшей категории; либо категории (от 1 до 4))

Италия, Испания


Как правило, эти системы разработаны либо национальными органами управления, либо гостиничными объединениями. Они могут быть обязательными или добровольными.

В России в основе классификации гостиниц по качеству действует система звезд в добровольной форме, закрепленная Приказом Федерального агентства по туризму РФ в 2005 году «Об утверждении системы классификации гостиниц и другим средств размещения». Обязательной системой сертификации принта только в Сочи, в связи спроведением Олимпиады в 2014 году. В соответствии с этим документом, под средством размещения в общем понимаются помещения, имеющие не менее 5 номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для временного проживания туристов.

Основных назначением или целью структуризации становится выделение класса средств размещения, означающего различную ценовую доступность. В научной и практической литературе при определении такого рода класса или сегмента гостиниц используются различные определения и понятия,которые зачастую дублируют друг друга: высший, средний, низший; бюджетное; экономичное (эконом-класс); средний класс; первоклассные, премиум, фешенебельные гостиницы. Становится очевидным, что основная дифференциация опирается на выделение наиболее общих групп:

  • высшего сегмента, который представлен пятизвездочными гостиницами, которые отличаются высоким и исцерпывающим сервисом, высокими ценами;

  • среднего сегмента, к которому относятся гостиницы от 2 до 4 звезд;

  • низшего сегмента, состоящего из некатегорийных гостиниц, гостиниц 1–2 звезд, отличающихся ограниченным сервисом и относительно низкими ценами размещения [3, c.17].

Однако, в представленных выше определениях зачастую объединяются предприятия указанных сегментов. Так, как правило, к категории бюджетного разрешения относят гостиницы и аналогичные средства размещения среднего и низшего сегмента, а в размещенияэконом-класса нередко включают некоторые четырехзвездочные гостиницы.

Таким образом, гостиничный бизнес является одной из главных составляющих развития как внутреннего, так и внешнего туризма, от качества сервиса услуг которого зависят такие психологические аспекты туризма, как удовлетворенность путешествием и высокая оценка организации пребывания туристов в той или иной стране. Выделяют множество подходов к сегментации и классификации гостиниц, некоторые из которых не полностью характеризуют современный гостиничный рынок либо противоречат друг другу, поэтому для дальнейшего развития гостиничного бизнеса, его новых видов и форм необходимо совершенствование законодательной базы, учитывающий специфику функционирования всех форм гостиничного бизнеса.


Литература:

  1. Ковалев С.Н Вступление в ВТО. Зарубежный опыт [Электронный ресурс] // Интерконсалт [web-сайт]. 01.06.2012. < http://interconsult.su/ (17.12.12)

  2. Лойко О. Т. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007. — 157 с.

  3. Мусакин А. А. Малый отель: С чего начать, как преуспеть: советы владельцам и управляющим / А. Мусакин — СПб.и др.: Питер, 2009. — 317 с.

  4. РБК. Исследования рынков [Электронный ресурс] // РБК [web-сайт]. 18.12.2012. < http://marketing.rbc.ru/articles/18/12/2012/562949985355462.shtml (02.03.13)

  5. Салманова И. П. Особенности формирования и развития социальных гостиниц: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Салманова Ирина Павловна; [Место защиты: Рос. гос. ун-т туризма и сервиса] Москва, 2010–171 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle