Библиографическое описание:

Иванова О. М., Кадменский В. Г., Иванов М. А., Лихоманов М. О. Разработка электронного учебного пособия по естественнонаучным дисциплинам // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 11-13.

Трансформация, происходящая во всех сферах современного общества, привела к существенным изменениям требований к конечным целям образования. Появилась потребность в специалистах, готовых к профессиональному самообучению в течение всей трудовой деятельности. Одним из путей решения данной проблемы является совершенствование процесса организации самостоятельной работы в военном вузе профессионально информационной среде [1, c. 148]. Нашей целью является разработка принципов построения электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам, ориентированного на вовлечение курсантов в режим самостоятельной работы и повышения качества их обучения этим дисциплинам. Функциональными особенностями дидактических материалов электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам должны быть:

  1. конкретное дидактическое назначение, соответствие определенному этапу процесса обучения;

  2. соответствие научному уровню материала тематического плана и программы по дисциплине и его логическому построению;

  3. обеспечение научных и методических связей изложения и воспроизведения теоретического материала;

  4. учет преемственности знаний, использование ранее полученных знаний;

  5. создание условий для решения комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач;

  6. отражение уровня подготовленности иностранных военнослужащих;

  7. наглядность, под которой подразумеваются все возможные варианты воздействия на органы чувств обучаемого. Я. А. Коменский назвал наглядность «золотым правилом дидактики» и требовал, чтобы все представлялось для восприятия чувствами;

  8. учет психологических особенностей обучаемых и национальной культуры.

При разработке электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам следует понимать, что курсант будет работать с текстом как носителем информации и единицей профессиональной коммуникации, а также вербальному обеспечению обучения. Это предполагает не только расширение словарного запаса обучаемых, но и адекватного понимания теоретического материала. Работа с текстами предполагает развитие четырех видов чтения у иностранных военнослужащих: изучающего, ознакомительного, поискового и просмотрового [2, c. 70]. Все эти типы чтения должны быть учтены при разработке электронных пособий по естественнонаучным дисциплинам. Основными характеристиками электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам являются:

  1. логическое разделение учебного материала на тематические главы, наполненные профессионально ориентированным текстовым материалом;

  2. целенаправленный подбор текстов, основанный на принципе максимальной доступности в смысловом и языковом отношении. Это призвано формировать у курсантов систему базовых образов и понятий по естественнонаучным дисциплинам, активизирующих их познавательную деятельность и способствующих восприятию учебного материала на неродном языке;

  3. наличие информативного раздела для дополнительного глоссария базовых понятий и определений по дисциплине, видеофайлов, выполняющих компенсаторную функцию для максимального варьирования работы с учебным электронным пособием с учетом ограниченного знания русского языка.

Отличительные особенности электронного и печатного пособия: слоистая структура учебного материала; краткость и глав, параграфов, подпараграфов; меньший размер страниц; наличие дискретности преподнесения информации; наличие адресации; прерывная последовательность в пределах наименьшей структурной единицы; наличие словаря терминов (в хороших учебных пособиях это присутствует); видеофайлы, банк которых можно пополнять при необходимости. Эти отличительные особенности в организации учебного материала по естественнонаучным дисциплинам обеспечивают дифференцированный подход обучения курсантов в зависимости от уровня их подготовленности. Результатом станет более высокий уровень мотивации обучения и приведет к лучшему и ускоренному восприятию и усвоению программного материала.

В электронном издании требуется разрешить ряд проблем. Размещение и оформление текстового и графического материла должно быть на рабочей поверхности экрана. Размер этой поверхности, использование признака цветности и субъективной реакции пользователей на наличие этих элементов должно учитывать национальную культуру. Необходима ориентация и перемещения пользователя между разделами, графикой и рисунками, страницами, включая овладение различными уровнями материала и перемещение между ними. При размещении информации на поверхности экрана следует обратить внимание на ряд факторов:

  1. гарнитура, кегль и начертание отдельных символов;

  2. учет экранного разрешения;

  3. размещение текста и свободное пространство на поверхности;

  4. виды используемых иллюстраций и графики;

  5. читаемость, логическая структура электронного текста;

  6. классификация фрагментов текста и их креативность;

  7. учет психологических реакций пользователя на электронный материал.

Типографский шрифт печатных изданий отличаются от экранных компьютерных шрифтов. Курсанты, как правило, предпочитают работать Times New Roman, Arial, Courier, Sans Serif. Установлено [3, с. 362], что большинству пользователей предпочтительнее работать с малыми размерами шрифта, позволяющими располагать экранные тексты на экране компьютера компактно. Обучаемый зрительно получает основной объем информации. Текст воспринимается им как монолитное [4, c. 68]. При разработке электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам следует особое внимание обратить на размещение блоков информации на поверхности экрана и их взаимодействие с его контрастностью пространства. Именно число и размещение контрастного пространства на экране способствует нахождению нужного фрагмента материала из общего их экранного множества, восприятию информационного содержания фрагментов текста [5, c.90].

При оформлении пользовательского интерфейса поверхности экрана следует обратить внимание на виды используемой графики и иллюстраций. Иллюстрации и графика при обучении естественнонаучным дисциплинам необходимы, так как графическая форма представления материала характеризуется многократно большим информационным объемом и скоростью восприятия представленного материала. Самостоятельная разработка иллюстраций и графики сложна. Она требует знаний программирования и большого количества времени для ее осуществления. Вследствие этого можно использовать программные продукты известных производителей, например, фирмы «Физикон», или файлы из Internet.

Применение цвета значительно увеличивает информационную насыщенность материала и дает положительный эффект. Цветом выделяются текстовые заголовки, подзаголовки, блоки понятий, графика и иллюстрации, гипертекстовые ссылки, подложка. В нашем пособии подложка текста светло-зеленая, что хорошо воспринимается зрительно. Для цвета текста используем контрастные цвета (желтый, зеленый, белый, красный, синий). Информация располагается на слайде горизонтально, шрифт Arial, для выделения текста используется жирный шрифт, курсив или подчеркивание, рамки, границы, заливки разных цветов, разнообразные стрелки (WordArt). Для интереса презентации пособия используются анимационные возможности. В меньшей степени привлекаемы звуковые эффекты, отвлекающие внимание от содержания информации на слайде. Однако именно звук позволяет лучше воспринимать видеофрагменты.

Психологическая реакция курсанта на электронный материал состоит в субъективной реакции пользователя на оформление текста, его ясность, научность, краткость предложений. Если стиль оформления текста неприятен пользователю, то его производительность при работе с пособием понизится. Культуросообразность пособия должна состоять в том, что в процессе преподнесения материала прикладного характера необходимо, прежде всего, знакомить курсантов с богатством культуры и самобытностью нашего народа, достижениями РФ и их государств в области военной техники (при возможности). Профессиональная ориентированность в данном случае является средством обучения, так как призвана повысить мотивацию курсантов к овладению теоретическими знаниями посредством расширения профессионального кругозора и приобретения навыков целенаправленного использования полученных естественнонаучных знаний. При разработке электронного пособия следует обратить внимание на возможности перемещения по пособию и ориентацию в нем.

Способы ориентации пользователя в электронном пособии:

  1. самораскрывающееся меню. Рубрикация электронного пособия при наличии самораскрывающегося меню содержит большое число уровней в виде глав, параграфов, подпараграфов. Лаконичность разделов электронного пособия не должна влиять на их научность. Каждый раздел при этом содержит исчерпывающую информацию по одному конкретному вопросу;

  2. бегущая строка в форме всплывающей подсказки, содержащей название раздела и выделенной цветом;

  3. колонтитул позволяет контролировать название изучаемой дидактической единицы;

  4. наличие содержания, имеющего гипертекстовые ссылки. Гипертекст — это способ нелинейной подачи текстового материала или графики, при котором существуют каким-либо образом выделяемое, имеющиее привязку к определенным текстовым или графическим фрагментам;

  5. существование гипертекстовых ссылок, позволяющих перемещение внутри электронного пособия.

Рис. 1. Экранный интерфейс титульного листа с самораскрывающимся меню


Рис. 2. Экранный интерфейс с системой поиска и вопросами с гиперссылками


На рис.1, 2 представлены экранные интерфейсы двух частей электронного пособия по дисциплине «Концепции современного естествознания».

Естественнонаучные дисциплины являются базой для специальных дисциплин нашей академии. В разработанных на нашей кафедре электронных учебных пособиях мы стремились к тому, чтобы у курсантов появились понимание явлений и объясняющих их фундаментальных законов естествознания, умение самостоятельно работать, стремление к самообучению. Английский писатель 18 века Джозеф Аддисон писал: «Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела».

По-нашему мнению, предлагаемые принципы построения электронного пособия по естественнонаучным дисциплинам позволят давать теорию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на базовые понятия и законы.


Литература.

    1. Гавришина О. Н., Филатова Е. В. Профессионально ориентированная информационная среда //Высшее образование в России. № 4. 2011. С. 148–151.

    2. Шевцова Г. В., Нарочная Е. Б. Методология иностранного языка для технического университета //Alma mater. № 8. 2011. С. 67–71.

    3. Ясинский В. Б. Слайд-лекция — особенности создания//Тезисы докладов научно-методической школы- семинара по проблеме «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭС» и совещания заведующих кафедрами физики технических ВУЗов России, г. Москва 30 июня — 3 июля 2008г. С. 361–362.

    4. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика. М. Академия, 2003. 480 с.

    5. Козловцева Т. Е., Капранов И. В. Зрительное воображение и визуальное мышление в изучении математики//Alma mater. № 2. 2012. С. 90–92.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle