Библиографическое описание:

Бобер Е. А. Роль ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов, ситуационных задач в становлении профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 530-532.

Образование — это сложный, многоплановый и многоуровневый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия самого студента, педагога, коллектива учреждения среднего профессионального образования. Лишь такое взаимодействие позволяет педагогам эффективно решать задачи обеспечения самоопределения личности, подготовки специалиста, создания условий для его самореализации, становления у него профессиональных ценностных ориентаций, экономического и социального прогресса общества, укрепления и совершенствования правового государства.

Осуществляемые нами направления ориентации образовательного процесса на становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа обуславливают необходимость не только побуждать будущего профессионала к осознанию, совершенствованию и реализации своего профессионального потенциала, профессионального предназначения, но и обогатить содержание образования ценностно-ориентированными текстами, дидактическими материалами, ситуационными задачами, которые направлены на становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе.

Как отмечает В. В. Сериков, учебное задание представляет собой форму, посредством которой преподаватель ставит учебную задачу, а последняя выступает необходимым условием всякого материала, инвариантным моментом обучающей деятельности. В более широком плане, согласно С. Л. Рубинштейну, всякое сознательное человеческое действие представляет собой более или менее сознательное решение определенной задачи, а сама она определяется соотношением цели и условий. На исключительную значимость задачи в учебном процессе указывает В. И. Загвязинский, полагая, что она является той структурой, в которой интегрируются все факторы, определяющие обучение (цели образования, содержание материала, уровень подготовленности обучаемых, методические средства, условия и др.), а ее воплощение в процессуальном плане, в деятельности и во взаимоотношениях субъектов обучения совокупно со средствами и методами осуществления деятельности, является структурной единицей учебного процесса, то есть конкретной учебной ситуацией [4].

В процессе подготовки специалиста особую роль играют практико-ориентированные задания. Специфика таких заданий заключается в том, что они не просто соотносятся с типами профессиональных задач, но и отражают некоторую жизненную проблему, а, следовательно, и некоторую профессиональную ценностную ориентацию. Применение подобных заданий возможно в рамках анализа профессиональных ситуаций и решений ситуационных задач, которые способствуют формированию умений оценить ситуацию, на основе ее принять решение, выполнить адекватные профессиональные действия и осуществить последующий самоконтроль. Такие задания ориентируют студентов медицинского колледжа на осознание требований профессии медицинского работника, личных особенностей специалиста. Указанные методы делают обучение будущих специалистов активным и деятельным [4].

Значение задачи в подготовке специалистов заключается в ее общей характеристике, которую И. А. Зимняя описывает как основное отличие — цель и результат учебной задачи состоят в изменении самого субъекта, а не в изменении того предмета, с которым субъект действует. Автор предлагает ориентировать основные требования к учебным задачам как к обучающим воздействиям. Рассматриваемые ученым требования, в силу их общности, применимы и в профессиональной школе. К числу таких положений относятся: исходное конструирование целостного набора, системы задач; при конструировании системы задач стремится к достижению отдаленных целей; усвоение в ходе решения задач системы средств, необходимых и достаточных для успешного осуществления осваиваемой деятельности, причем эти средства должны выступать продуктом обучения [2].

Выполняемая работа по становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе требует включения в содержание обучения и использования ценностно-ориентированных текстов, связанных с профессиональной деятельностью студентов медицинского колледжа.

Проблема типологии текстов решается учеными различных областей знания. В зависимости от специфики изучения текстов в филологии, культурологии, лингвистике, герменевтике, педагогике, психологии и т. д. существуют различные типологии текстов. Комплексный анализ классификаций текстов проведен в диссертационном исследовании Е. А. Кулькиной На основе анализа специальной литературы, ею были выделены классификации текстов по нескольким основаниям:

  • по характеру знаков, используемых для создания текста (вербальные — невербальные);

  • по способу фиксации знаков текста (устные — письменные);

  • по функциональному стилю (разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный);

  • по сфере профессиональной деятельности, в которой создается текст (медицинские, правовые, технические, психологические, педагогические и т. п.);

  • по характеру языкового материала, представленного в тексте и роли, отводимой автором текста реципиенту (диалогические, монологические, смешанные).

Все названные выше подходы, несмотря на существенные различия, могут быть совокупно названы «текстоцентрическими», поскольку и объектом, и результатом их применения, так или иначе, является текст [3].

Необходимо подчеркнуть, что на основании наличия в учебных текстах трех наиболее общих функций создаваемой у студентов медицинского колледжа ориентировки в окружающем мире — познавательной (когнитивной), инструментальной и эмоционально-ценностной.

Опираясь на исследование Ю. Н. Кулюткина можно провести классификационное деление учебных текстов по их функциональным стилям:

  • предметно-ориентированные, при работе над которыми у студентов медицинского колледжа формируются представления и понятия;

  • инструментально-ориентированные, с помощью таких учебных текстов организуются сами действия студентов медицинского колледжа;

  • ценностно-ориентированные, в процессе работы над содержанием данных текстов у студентов медицинского колледжа складываются личностные отношения (убеждения, взгляды, оценки). Ценности могут быть показаны в них прямо или косвенно, т. е. в ценностно-ориентированных текстах выделяются:

  • непосредственная ценностная ориентация — оценка фактов, событий, поступков отдельных личностей;

  • опосредованная ориентация, когда оценивается не отношение к реальным личностям, событиям, явлениям, а отношение к образам как к чему-то общему, типичному, существенному [3].

Кроме этого, ценностно-ориентированные тексты должны отвечать еще одному важному условию, т. е. быть эмоционально-насыщенными, способными пробуждать в студентах медицинского колледжа переживание разнообразных чувств, эмоций, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В рамках нашего исследования мы предлагаем такие ценностно-ориентированные учебные тексты как «Профессия медицинского работника», «Философия и медицина: общие проблемы и ценности» и др., содержание которых может быть использовано для становления у студентов медицинского колледжа профессиональных ценностных ориентаций: уважение к человеку, его жизни, милосердие, гуманность, общечеловечность, толерантность, мобильность, гибкость, исполнительность, добросовестность.

Включение в образовательный процесс дидактических материалов способствует становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа. К дидактическим материалам мы относим систему упражнений, которую составили преимущественно коммуникативные упражнения, представляющие собой проблемные ситуации, которые предполагают активизацию ценностного сознания студента медицинского колледжа. Каждое упражнение может являться действенным средством взаимодействия преподавателя и студента медицинского колледжа в соответствии с принципами личностно-деятельностного обучения. Так, например, Л. И. Бронзова рассматривает упражнение как «отрезок жизнедеятельности каждого обучаемого, пережитый совместно с другими в каждый данный момент занятия», именно поэтому упражнение можно считать «единицей учебной деятельности, т. е. учебной задачей, основное отличие которой от всяких других заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта [4]. Коммуникативным упражнениям принадлежит особая роль с точки зрения их возможностей актуализировать определенные профессиональные ценностные ориентации, в нашем конкретном случае это уважение к человеку, его жизни, милосердие, гуманность, общечеловечность, толерантность, мобильность, гибкость, исполнительность, добросовестность, честность, уважению к коллегам и пациентам.

Большую роль в работе по становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе занимают ситуационные задачи аналитического характера. Умение анализировать, оценивать ситуацию и на основе этого анализа принимать правильное решение — неотъемлемое качество будущего медицинского работника.

Решение ситуационных задач — один из методов активного обучения, направленных на формирование умений и навыков, развитие творческого мышления, приближение к будущей профессиональной деятельности. Основным дидактическим материалом служит ситуационная задача, которая включает в себя условия (описание ситуации и исходные данные) и вопрос (задание), поставленный перед обучаемым. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия — условия, из которых можно извлечь эти данные.

Метод решения ситуационных задач способствует подготовке необходимых нашему обществу опытных специалистов с хорошей профессиональной подготовкой, а также акцентированию внимания студентов медицинского колледжа на профессиональных ценностных ориентациях, способствующих повышению уровня их профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельностью.

В медицинских учебных заведениях в учебном процессе этот метод обучения получил широкое применение для успешной предварительной подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практических лечебных учреждений [4].

Решая ситуационные задачи, студенты закрепляют теоретические знания и актуализируют свое внимание на профессиональных ценностных ориентациях, так необходимых в будущей профессиональной деятельности: уважение к человеку, его жизни, милосердие, гуманность, общечеловечность, толерантность, мобильность, гибкость, исполнительность, добросовестность, честность, уважению к коллегам и пациентам. Постепенно от простых диагностических задач студенты переходят к проблемным задачам, которые их максимально приближают к условиям будущей работы.

В заключении следует отметить, что осуществляемые нами направления ориентации образовательного процесса на становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа обуславливают необходимость побуждать будущего профессионала к осознанию, совершенствованию и реализации своего профессионального потенциала, профессионального предназначения. На примере ценностно-ориентированных текстов, дидактических материалов и ситуационных задач на практических занятиях нам удается актуализировать внимание студентов медицинского колледжа на профессиональных ценностных ориентациях, так необходимых в будущей профессиональной деятельности.


Литература:

  1. Гаврилов В. Е. Профессиональные ценности и профессиональная адаптация/ В. Е. Гаврилов//Ежегодник РПО, 1995. — Т.2. — Вып.2. — С.272.

  2. Зимняя И. А. Педагогическая психология/И. А. Зимняя. — М., 2000.

  3. Кулькина Е. А. Педагогические условия организации работы студентов с учебными текстами по педагогике: Дисс.канд.пед.наук: 13.00.01. — Омск, 2003–257 с.

  4. Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле/Л. Ф. Пшеничная// Ростов н/Д.: Феникс, — 2002. — 356 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle