Библиографическое описание:

Бобер Е. А. Моделирование процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 527-529.

Эффективность профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа в условиях образовательного процесса целиком и полностью зависит от умения преподавателя моделировать педагогический процесс и создавать благоприятные условия для успешного освоения системы научных знаний, овладения практическими умениями и навыками, становления профессиональных ценностных ориентаций так необходимых в будущей профессиональной деятельности. Мы считаем, что образовательный процесс можно изменить, переконструировать, построив модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе.

Обращение к научным исследованиям показало, что под моделью (от лат.modulus) обычно понимается некий эталон, стандарт, образец, с которым сравнивают реальные объекты [4].

В нашей работе построение модели выступает значимым этапом направлено на достижения общей цели исследования — становлению профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Эффективность становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связывается нами с успешностью реализации предлагаемой модели в образовательном процессе медицинского колледжа.

Моделирование процесса профессиональной подготовки студентов медицинского колледжа — это прогностическое видение будущих результатов. Моделирование — это «один из теоретических методов, который подразумевает построение и изучение моделей каких-либо явлений, процессов, систем», «является эффективным путем исследования сложных систем» [1, с. 21–26].

Анализ литературы по интересующей нас проблеме и исследования в области теории и методики обучения и воспитания, позволили разработать модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, включающую целевой, содержательный, процессуальный и результативно-оценочный компоненты [2,3]. Все элементы модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе связаны между собой и образуют единство и целостность.

Основополагающим компонентом нашей модели является целевой компонент, который предусматривает, что в образовательном процессе у студентов медицинского колледжа будет происходить становление профессиональных ценностных ориентаций.

Следует отметить, что профессиональные ценностные ориентации в структуре личности будущего медицинского работника среднего звена играют важную роль, и в тоже время определяют успешность будущей трудовой деятельности и формируют определенный тип среднего медицинского работника.

Следующий компонент, представленный в нашей модели — это содержательный компонент, который отражает систему принципов и функций, обеспечивающих становление профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. К числу таких принципов, определяющих характер образовательного процесса в соответствии с поставленной нами целью, мы относим следующие: принцип системности, принцип профессиональной направленности образовательного процесса, принцип целостности образовательного процесса, принцип гуманизации.

Важной составляющей содержательного компонента модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются профессиональные ценностные ориентации: уважение к человеку, его жизни, милосердие и сострадание, гуманность, общечеловечность, толерантность, доброжелательность, гибкость, исполнительность, добросовестность. Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа ориентируют их на профессиональное выполнение своей будущей профессиональной деятельности, соблюдение определенных профессиональных обязанностей, а также проясняют сам смысл профессии медицинского работника, определяют ее характер и желаемый результат.

Профессиональные ценностные ориентации студентов медицинского колледжа, так необходимые для выполнения профессиональных обязанностей, не приобретаются ими с рождения. Они могут быть сформированы в процессе организованного обучения в условиях профессионально ориентированной среды. Поэтому в модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе мы включили процессуальный компонент. Процессуальный компонент модели включает педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций, способствующие повышению уровня их профессиональной готовности к будущей профессиональной деятельности. Педагогические условия становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе являются системообразующим компонентом составленной модели:

  • гуманизация образовательного процесса, который предполагает актуализацию ценностного потенциала гуманитарных дисциплин;

  • включение в содержание обучения ценностно-ориентированных текстов и дидактических материалов, ситуационных задач, связанных с профессиональной деятельностью студентов медицинского колледжа, ориентированных на становление профессиональных ценностных ориентаций;

  • вовлечение студентов медицинского колледжа во внеурочную воспитательную деятельность, которая создает необходимость акцентирования внимания на профессиональных ценностных ориентациях и осознании будущей профессиональной деятельности студентов.

Результативно-оценочный компонент, предложенной нами модели характеризует результат процесса становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе. Результативно-оценочный компонент предполагает отслеживание эффективности становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, выяснение причин неудач, что позволяет более осмысленно проектировать дальнейшую деятельность, правильно отбирать содержание обучения.

Графически модель становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе может быть представлена следующим образом (рисунок 1.).

В заключение следует отметить, что логика становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе проявляется в поэтапной организации деятельности педагога, стремящегося реализовать избранную цель описываемой модели. Каждый этап предполагает завершенность решения характерных именно для него задач. Апробация модели становления профессиональных ценностных ориентаций студентов медицинского колледжа в образовательном процессе, а также ее эффективность определяется педагогическими условиями.


Литература:

  1. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность/А. Н. Дахин// Педагогика, 2003. — № 4, С. 21–26.

  2. Педагогика профессионального образования/ Под. ред. В. А. Сластенина. 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008–368 с.

  3. Пшеничная Л. Ф. Педагогика в сестринском деле/Л. Ф. Пшеничная// Ростов н/Д.: Феникс — 2002. — 356 с.

  4. Словарь — справочник по педагогике/ Под. ред. В. А. Межерикова. — М., 2004. — 448 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle