Библиографическое описание:

Хожиева З. У. Решение проблемы идеи гуманизации дидактических отношений между учителем и учащимися в творчестве Хусейна Кошифи // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 620-623.

Данная статья посвящена о значении творчества Хусейна Ваиз Кошифи в гуманизации дидактических отношений. В статье также рассказывается, как можно использовать идеи суфизма в современном образовании.

Ключевые слова: гуманизация, дидактические отношения, классическая педагогика Средних веков Востока, суфизм, тарикат, наставник, Шейх, ученик.


Человек от рождения до самой смерти живёт в окружении разных социальных отношений и именно в результате этих социальных отношений у человека формируется субъективные отношении ко всем сторонам действительности. Отношений к себе и к миру составляет характеристику личности, который является важнее, даже чем таких личных качеств, как, например, характер, темперамент, способность и т. д. В. Н. Мясишев, один из ученых, который впервые внес в науке такого понятия, как «концепция отношений». Так, например, увлеченный «теорией отношений» В. Н. Мясищев определял личность как «ансамбль отношений», он утрачивал перспективу изучить своеобразную и неисполнимую этим «ансамблем» «симфонию» развития личности. [2]

Среди социальных отношений самым древним и постоянным является дидактическое отношение. Потому, как сказал Ибн Сина (Авиценна): «человек со всей своей сущностью всегда стремится к совершенстве». [1, 89] А стремление к совершенству и есть комплексный дидактический процесс, который, конечно же, осуществляется через дидактических отношений.

Сегодня во всем мире учёные ведут серьёзные исследования по созданию новой системы дидактических отношений. Вместе с тем, в сфере образования день за днем растет объем новизны. Конечно же, этот процесс заставляет педагогов, занимающих делом обучения и воспитания, постоянно постараться повышать качеству своей деятельности, а так же требует от них большого труда, профессионализма в высшем уровне и устойчивых личных качеств. Самое главное, сегодня от педагогов требуется гуманистического отношения и к себе, и к своей профессии, и к объекту своей профессии, и к средствам воздействия. В таких сложных условиях нам не помешало, обратиться к богатым опытам наших отцов и дедов, классиков педагогики, подбирать из них самых подходящих для учебно-воспитательной работы. Это требует от нас серьезного, критическо-анализного исследования.

Один из таких классиков Средних веков восточной педагогики является учёный, мыслитель Хусейн Ваиз Кошифи.

Во второй половине XV века в Хорасане собрались вокруг Алишера Наваи многие ученые и мудрецы, среди которых был и Камалиддин Хусейн Ваиз Кошифи. Он родился примерно в 1440 году городе Сабзавор Хорасанского вилаята (области). О его родителей и о его детстве пока нет никаких информации.

Камалиддин Хусейн — это его имя и отчество, Ваиз (арабс. оратор) — прозвище, Кошифи (от арабского — изобретатель) — его литературное прозвище.

В гиратских медресах Хусей Ваиз Кошифи работал мудеррисом (учителем) и учил учеников. А в Хорасане он читал лекции об исламской нравственности, тем и прославился как мастером «вазъ» (речи). Среди народа о нем есть многие легенды.

Вот, например, один из них: «Однажды посланники Хорасанского правителя просили Кошифи читать лекцию в сарайе. Он сказал: «Дайте мне десять дней для подготовки, лишь потом я могу идти читать лекцию». Через десять дней люди правителя опять пришли за Кошифи. А он ничего не сказав, вышел из своего худжра (комнаты) и пошел к большому полю, там, в середине поля росло большое дерево и на нем всегда был много разных птиц. Он подошел к дереву и, когда поднял руку, все птицы улетели. Кошифи обернулся к посланникам правителя и сказал: «Я пока не готов, дайте мне ещё месяц». Через месяц опять пришли люди из сарая. Кошифи опять вышел из комнаты и пошел к тому дереву, на котором всегда сидел много птиц. В этот раз, когда он поднимал руку, все птицы замерли и никуда не улетели. Тогда Кошифи сказал: «Вот, теперь я могу пойти читать лекцию», — и пошел в сарай».

Это свидетельствует о том, что Кошифи действительно был прославленным оратором своего времени, и он очень серьёзно относился к подготовке на лекцию. Он даже написал отдельные трактаты о том, как надо подготовиться к лекциям, какими качествами должен владеть ваиз (оратор). Один из таких произведений Хусейна Кошифи называется «Футувватномаи Султоний», что в переводе означает «Царство молодости». В этом произведение рассказывается об идеях и заветах членов «футувват» (от арабского термин «фатий» означает «молодой парень»). «Футувватномаи Султоний» состоится из введения, 12 глав и заключения. Это произведение Кошифи в медресах Гирата и в других городах средневекового Востока применялось как учебник. В своем произведение автор излагает все, к чему учил его жизнь, а так же об истинных человеческих качествах, как справедливость, честолюбие, добродушие, любовь к своему народу, самое главное, о чем мы и хотим подробно остановиться, об отношениях между учителем-наставником и учеником, которые и по сей день являются очень актуальными.

Тут спрашивается: «Так почему же мы обсуждаем вопрос не о тех, кто работает сегодня в образовательных учреждениях, а именно о тех, кого называем Духовным наставником (о совершенном человеке)?» «Что же общего между понятиями «в тарикате есть потребность к Пиру (Духовному Наставнику)» и «гуманизации дидактических отношений»?».

Дело в том, что в эпохе Восточного Ренессанса этот же суфийский тарикат, его идеи и средством внедрение этих идей в реальной жизни появились и прославились во всем мире такие знаменитые ученые философы, как Абу Хамид ал-Газали, Абул Маджид Мадждуд ибн Адам Санайи, Фарид аддин Аттар, Джалаладдин Мохаммад Руми, Нураддин Абдурахман ибн Низамаддин Ахмад ибн Шамсаддин Джами, Низамаддин Мир Алишер Навои-Фани, Шейх Бахаваддин Мохаммад ибн Бурханаддин Мохаммад ал-Бухари Накшбанд, Сухраварди Мактул, Ибн 'Араби, Ибн ал-Фарид.

Мы поставили перед собой такую задачу: Как можно использовать идеи выше указанных великих ученых и мыслителей при гуманизации дидактических отношений между учителем и учеником? И хотим ответить на этот вопрос на примере произведения Хусейна Кашифи «Футувватномаи Султоний» («Царство молодости»).

Вторая глава произведения называется «Наставник и ученик и вещи относящиеся им». Эта глава состоится из четырех параграфа.

Первого параграфа этой главы автор называет «О том, что в тарикате (духовный путь, высокая ступень обучения) есть потребность к Пиру (Духовному Наставнику)». Само название говорит, что каждый человек, для того, чтобы получить определенные знания, образования в конкретной сфере, быть нужным и полезным для общества человеком, стать поистине счастливым, нуждается учителю, наставнику. Конечно, мы не можем поставить знак уравнения между словом ПИР и УЧИТЕЛЬ. Потому что миллион учителей работающие сегодня в разных образовательных учреждениях не могут претендовать на почётное призвание ПИР, по той простой причины, что Пир (Духовный наставник) — это совершенный человек, преодолевший все ступени духовного пути.

Во втором параграфе этой главы автор рассказывает о том, какие условия поставлены перед Духовным наставником. Духовный наставник (Пир) должен соблюдать 20 правил.

Первое. У претендующего на должность Духовного наставника или Шейха должна быть устойчивая вера и честность.1 Потому что ученик, последивший его, не должен заблуждаться.

Второе. Наставник должен обладать достаточным знанием. Он должен глубоко изучать факр и тарикат.2 Наставник должен уметь ответить на всякий сложный вопрос о тарикате, который возникает у ученика.

Третий. Наставник должен быть устойчивым в своих позициях и строго соблюдать правила тариката, ибо воспитание ученика — самый трудный и самый серьёзный процесс.

Четвёртый. Пусть Наставник будет щедрым и великодушным. Потому что ученик не должен испытывать не достаток пищи и одежды.

Пятый. Наставник не должен бояться разных упрёков и сплетни. Поверив разным сплетням, он не должен отвергать ученика.

Шестой. Пусть Наставник будет нравственно чистым, стыдливым и пусть не смотрит чужым женщинам, чтобы ученик не подозревал его и не думал о нем плохо.

Седьмой. Наставник должен быт благородным и не корыстолюбивым.

Восьмой. Наставник должен заботиться об ученике и должен не пожалеть свою любовь к нему.

Девятый. Наставник должен быть сдержанным и не должен разозлиться от каждого действия ученика.

Десятый. Пусть Наставник будет великодушным и смог бы простить ученика, если он совершит ошибку в пути тариката.

Одиннадцатый. Пусть Наставник будет добронравным, чтобы ученик не стал грубым и неотёсанным.

Двенадцатый. Пусть Наставник будет щедрым и поделится с учеником тем, что у него есть.

Тринадцатый. Наставник своим великодушием должен даровать ученика. Ибо путь в тарикате и есть великодушие.

Четырнадцатый. Наставник должен обладать мастерством воспитания, чтобы хорошо воспитывать ученика.

Пятнадцатый. Пусть Наставник считает своим лозунгом довольствие и поминовение. Он должен не впасть в соблазн.

Шестнадцатый. Пусть Наставник внешне будет солидным, спокойным, выдержанным, чтобы этим ученик уважал его.

Семнадцатый. Наставник должен быть мудрым, он не должен поспешно принять решения.

Восемнадцатый. Он должен сохранять свою честь и этим он долго останется в душе ученика.

Девятнадцатый. Наставник должен быть воспитанным, чтобы ученик всегда относился с уважением к своему Наставнику.

Двадцатый. По началу, Наставник сам должен учиться у совершенного учителя. И потом он должен передать своему ученику все, чему научился у своего Наставника.

Если обратить внимание на вышеуказанные качества, которые должен обладать учитель-наставник, наблюдается, что особое внимание придается к нравственно-духовным качествам Наставника. Ибо стиль воспитания в тарикате отличался тем, что первую очередь сломали гордость ученика средством труда, ученик должен был честно и терпеливо трудиться и служить своему Наставнику. Потому что в Исламе труд тоже считался как молитвой.

Что касается современного молодежи, то они очень мало занимаются физическим трудом. Причины такого отношения к труду, во первых, автоматизация быта; во вторых, излишне занятость молодежь с ненужными информациями и т. д.

Чтобы сравнит точка зрения Хусейна Кошифи об учителе-Наставнике, мы приводим пример из книги И. П. Подласый «Педагогика»: «Человек, вставший за учительский стол, ответственен за всё, всё знает и умеет. Именно ответственность за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты педагогов сегодня — таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа». [3, 230]

В этой статье особое внимание придали на деятельность основного субъекта гуманизации дидактических отношений — учителю. Потому что учитель, как специально подготовленный человек, должен профессионально организовать и свой труд, и труд ученика.


Литература:

  1. История педагогики: (Учебное пособие для студ. вузов) / К.Хошимов, Нишонова С., Имомова М., Хасанов Р.. — Т.: Укитувчи, 1996. — 488 с.

  2. Мясищев Владимир Николаевич — Психология отношений. http://ezolib.ru
  3. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед.вузов: В 2 кн. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –Кн. 1: Общие основы. — 576 с.

  4. Хусейн Ваиз Кошифи. Царство молодости или тарикат молодости. — Т.: изд. народного наследия им. Абдулла Кадыри. 1994. — 112 с.


1 Слова «Пир», «Шейх» означает духовного наставника, совершенного человека. Само слово «Шейх» от арабского в переводе означает «пожилой, зрелый человек».

2 В тарикате прежде всего следует излечить болезненные мыслительные процессы, а страсти трансформировать в нравственное начало. И только тогда, когда мысли станут здоровыми, можно правильно понять Истину. Этот Путь гармонии (Духовный Путь) состоит из духовной нищеты (факр), преданности (ирадат) и постоянного самоотреченного вспоминания Бога (зикр). Осуществляясь таким образом, человек начинает воспринимать Истину такой, как она есть.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle