Библиографическое описание:

Пинясова И. А. Бухгалтерская отчетность малых предприятий // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 278-280.

Малый бизнес: от иллюзий к успеху.

Майкл Э. Гербер


Как показывает западная практика, стабильность в экономике страны, прежде всего, зависит от того, насколько развит в стране малый бизнес. В нашей стране проблема развития малого бизнеса остается актуальной по сей день. По прогнозам количество предприятий малого и среднего бизнеса в будущем должно возрастать, однако это крайне сложно из-за сырьевой направленности нашей экономики. Единственным выходом в данной ситуации является создание благоприятного климата для малых предприятий, производственной базы и, несомненно, вливание инвестиций в этот сектор экономики.
Следует отметить, что в последнее время произошли значительные сдвиги в данном направлении, в частности, создание специальных режимов налогообложения для малого бизнеса.
Однако законодательная база является не единственной проблемой в данном вопросе. Наиболее актуальной является проблема кредитования малого бизнеса, его ресурсного обеспечения. Из-за низкой залогоспособности малых предприятий, только 2 % малых фирм получают кредиты в банках. Единственная надежда — международные финансовые организации и иностранные инвесторы.
В этих условиях для инвесторов и кредиторов, как отечественных, так и иностранных, очень важным является информация об имущественном и финансовом положении предприятия. Поэтому правильное формирование показателей бухгалтерской отчетности малых предприятий, ее полнота и достоверность имеют решающее значение для целей развития малого бизнеса. Именно бухгалтерская отчетность организации является источником информации, которая определяет ее позиционирование в среде инвесторов и кредиторов.
Как известно, порядок предоставления отчетности для малого предприятия мало чем отличается от порядка предоставления отчётности любого другого предприятия. Отчётность малых предприятий точно так же должна быть составлена в соответствии с определёнными требованиями, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода. Сдача бухгалтерской и налоговой — отчётности малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии — способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры — это способ получить исчерпывающую и объективную информацию об истинном финансовом положении предприятия.
Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:
  • финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
  • финансовом результате его деятельности;
  • движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой:
  • Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII);
  • Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах. В итоге отчетность за 2012 г. должна включать в себя:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к балансу и отчету о финансовых результатах, к которым относятся отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения.

Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах. [1]

В пояснениях надо указывать, в частности: сведения, относящиеся к учетной политике организации, дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств.

Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).

Пока не утверждены новые федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ранее, в части, не противоречащей новому Закону.

К составлению отчета о финансовых результатах применяются те же правила, что и к составлению отчета и прибылях и убытках, пока не утверждены новые. [2]

Помимо иных заинтересованных пользователей годовая бухгалтерская отчетность подлежит представлению, в том числе, в Налоговую инспекцию. Причем сдавать отчетность за 2012 г. в том, что касается сроков ее представления, следует по новым правилам. В связи с этим представлять отчетность за 2012 г. необходимо:

  • в налоговый орган — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК);

  • в орган государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Таким образом, последний день представления бухгалтерской отчетности за 2012 г. приходится на 1 апреля 2013 г.

Квартальная отчетность в налоговые органы теперь не представляется. Однако в некоторых случаях необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности есть.

Как и прежде, малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

В данном случае нелишним будет вспомнить критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства. Указанные значения прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

  1. Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

  2. Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

  3. Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.

Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений.

Они вправе не представлять приложения и пояснительную записку. В частности, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Например, упрощенная форма Отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства состоит всего из семи строк:

Субъекты малого предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения особенно велика.
В настоящее время ситуацию с развитием малого предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Причины, по которым малый бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории.
Основным документом при проведении анализа служит финансовая отчетность предприятия и самым большим ее недостатком является то, что понять ее, в той форме, в которой она существует сейчас, может только человек, имеющий соответствующую подготовку. Поэтому основной задачей совершенствования отчетности малых предприятий (и не только) является решение задачи о том, чтобы она стала исполнять роль унифицированной информационной системы, которая оценивает и передает финансовую информацию об объекте любому, кому она необходима. Возможно, решением данной проблемы может стать законопроект, который будет опираться на мнения различных пользователей данной отчетности.

Литература:
  1. Специальный выпуск «КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 06.12.2011 N 402-ФЗ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ».
  2. «Отчет о прибылях и убытках уже за 2012 год называется отчетом о финансовых результатах», газета «Налоги», 2012,№ 48
  3. М.Малышева «Бухгалтерская отчетность по «малым» стандартам», «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2013, № 6

  4. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle