Библиографическое описание:

Друзьянова В. П., Анисимов Е. Е. Альтернативный метод эксплуатации автомобилей в зимний период // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 57-59.

Предлагается альтернативный метод эксплуатации автомобилей в зимний период. Рассмотрен принцип работы электроподогревателя СТАРТ-М отечественного производства. Проведен расчет по определению экономической эффективности использования электроподогревателей в условиях низких температур.

Ключевые слова: двигатель, теплотехнические устройства, электроподогреватель, теплые стоянки, охлаждающая жидкость, экономическая эффективность.


Эксплуатация автомобилей в зимний период требует утепленных стояночных мест, надлежащего дополнительного оборудования и устройств. Все вышеназванное особенно актуально в условиях Якутии, где зимний период составляет 7–8 месяцев. Всем известно, что сооружение и эксплуатация теплых гаражей — весьма затратный процесс.

В настоящее время в г. Якутске 1 час хранения автотранспорта в теплой стоянке стоит минимум 25 руб. В итоге, при пятидневной рабочей смене за месяц набегает 4400 руб., а за семь месяцев финансовые затраты составят 30800 руб., что весьма накладно автовладельцу.

По нашему мнению, альтернативой энерго-финансово-затратным теплым стоянкам может выступить применение современных теплотехнических устройств. Их грамотное использование дает возможность существенно уменьшить затраты на зимнее хранение авто.

На начальном этапе работы нами проведен патентный поиск с целью выявления и подбора оптимальной марки устройства подогрева охлаждающей жидкости в двигателе внутреннего сгорания. В итоге было решено апробировать электроподогреватель охлаждающей жидкости марки «СТАРТ-М» отечественного производства.

Принцип работы электроподогревателя «СТАРТ-М»: Охлаждающая жидкость (тосол, антифриз) нагревается в корпусе подогревателя. Вследствие меньшей плотности нагретая жидкость начинает направленно циркулировать и поступать в рубашку охлаждения двигателя. Место нагретой жидкости занимает более холодная. Так устанавливается естественная термосифонная циркуляция охлаждающей жидкости. Терморегулятор автоматически поддерживает температуру охлаждающей жидкости в заданных пределах, а аварийный термовыключатель предотвращает выход из строя подогревателя при отсутствии в нем охлаждающей жидкости (двойная степень защиты). Время разогрева двигателя зависит от климатических условий (температура, ветер), а также от условий стоянки автомобиля (открытая стоянка, гараж) [1] (см. рис.1).

Рис. 1. Электроподогреватель «СТАРТ-М». 1 — корпус; 2 — шарик клапана; 3 — терморегулятор; 4 — аварийный термовыключатель; 5 — кнопка возврата (включения) термовыключателя.


Проведен сравнительный анализ расходов в трех вариантах: при содержании автомобиля с применением электроподогревателя «СТАРТ-М», работе автомобиля на холостом ходу при заведенном двигателе и при хранении автомобиля в теплой стоянке (см. таблица 1).

Таблица 1

Тип энергоносителя

Расход энергоносителя

Расход в денежном выражении за час, руб.

Расход в денежном выражении (руб.) за время простоя на стоянке

За 1 месяц, руб.

Итого за 7 месяцев, руб.

Электричество

1,5 кВт/час

1,5×3,73*=5,6

5,6×8=44,8

44,8×22=985,6

6899,2

Бензин

0,82л/ч

0,82×37,50**=30,75

30,75×8=246,0

246×22=5412

37 844

Арендуемая теплая стоянка

-

16…25

258=200

200 22=4000

28 000

(*) — установленный тариф потребления электроэнергии в г. Якутске по состоянию на 24.03.2013г.

(**) — цена за 1 литр бензина АИ-92.

Если учесть, что стоимость 1 электроподогревателя на 1 единицу автотранспорта составляет 3500 рублей, плюс стоимость электропроводки и комплектующих в 1500 рублей, то затраты первого года внедрения и эксплуатации составят:

6899,2+3500+1500=11899,2 руб.

Срок окупаемости предлагаемых мероприятий на 1 автотранспорт определяем за счет разности стоимостей энергоносителей по следующей формуле:

Срок = Кз/ΔСсод., лет,

где, Кз — капиталовложения, руб.;

ΔСсод — разность в стоимостей за 7 месяцев.

Расчет производится по двум вариантам решения:

1 вариант: При работе двигателя на холостом ходу за 7 месяцев, если двигатель в сутки работает по 8 часов, согласно нашим расчетам расходы на бензин составят 37 844 руб. С учетом затрат на внедрение и эксплуатацию в 11899,2 руб. срок окупаемости при использовании 1 электроподогревателя составит:

Срок.=11899,2/30944,8=0,39 лет = 4,68 месяца

2 вариант: При хранении автотранспорта в теплой автостоянке за 7 месяцев расходы составят 28 000 руб. Тогда, с учетом затрат на внедрение и эксплуатацию в11899,2 руб. срок окупаемости при использовании 1 электроподогревателя составит:

Срок.=11899,2/21100,8=0,57 лет = 6,84 месяца

Таким образом, эксплуатация автотранспорта с использованием теплотехнических устройств (электроподогревателей охлаждающей жидкости) дает ощутимую экономию и поддерживает эффективную работу двигателя внутреннего сгорания. Дальнейшее техническое решение будет направлено на разработку технологической автоматизированной линии с применением теплотехнических устройств в условиях Якутии.


Литература:

  1. http://www.podogrev.com.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle