Библиографическое описание:

Тангиров Х. Э., Хаитова Н. Ф. Использование электронных средств обучения при изучении курса «Алгебра» // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 34-38.

В данной статье освещены вопросы использования электронных средства обучения на уроках алгебры в средней школе, определена их эффективность.


In this article of use of the electronic means of education in algebra lessons in secondary school, their efficiency is defined.


Информационно-коммуникационные и компьютерные технологии существенно влияют на формирование нового содержания образования, изменение организационных форм и методов обучения, поскольку имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными технологиями: а) новые возможности предъявления и работы с информацией (электронные библиотека, базы данных, поиск по тексту, гипертекст, мультимедиа, моделирование изучаемых процессов и явлений и т. д.); б) возможность виртуального сотрудничества и сотрудничества (участие в совместных проектах, обсуждениях, дистанционных проектов и т. д.).

В 2004–2009 годах Государственная программа развитии школьного образования Республики Узбекистан ставит на повестку дня наряду с укреплением материально — технической базы школ создание электронных учебников, основанных на современных информационных технологиях, и его применение в процессе обучения. Электронные средства обучения (в том числе, электронное учебно-методическое комплекс) даёт возможность повысить качество учебного процесса, облегчить труд учителя, повысить уровень знаний учеников, пользоваться компьютерной техникой в процессе обучения. Учитывая всё это, начали создавать электронные учебники по физике, математике, информатике, основам экономических знаний, географии, родному языку и литературе, узбекскому языку (для русских групп) для общеобразовательных школ. В этом процессе должны принимать участие учитель, психолог, специалист по контролю результатов — анализов (тестолог), дизайнер, веб-мастер, программист.

При решении таких проблем создание электронных средств обучения в определенной мере является направляющим к цели путём. В том числе, этот электронное учебно-методическое комплекс создан по основе учебника алгебры для 8-класса общеобразовательной школы. В нашей статье мы приводим последовательность обучения тем главы «Линейная функция и её график» с использованием созданного электронного учебно-методического комплекса. Чтобы начать пользоваться электронным учебно-методическим комплексом, сначала нужно открыть файл algebra8.exe специально встроенной в папку компьютера. На экране появится следующее:

При этом главная страница электронного учебно-методического комплекса имеет раздел горизонтального меню («Программы», «Госстандарт», «Автора», «Помощь», «Литература», «Выход») и раздел вертикального меню, которая считается основным содержанием (список глав и темы этих глав, которые относятся именно к этим главам).

В строке горизонтальное меню главней страницы при выборе раздела «Программы» появляется список специальных программ.

Если в нём мы выберем один из следующих программ: «Программа решения первостепенного уравнения с одной неизвестной», «Программа изображения точки в плоскости координат», «Программа рисования графика функции y=kx», «Программа рисования графика функции y=kx+b», «Программа решения аналитическим способом систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными», «Программа решения графическим способом систему двух линейных уравнений с двумя неизвестными», «Программа калькулятор», «Программа описания количественных соединений», «Программа единицы измерений», то приступает к работе специальная программа, которая выполняет рисование графиков или подсчётов по выбранной теме.

Например, если выбрать «Программа рисования графика функции y=kx+b»: числу на k и b мы вводим сами, тогда программа сама по введённым нами числам показывает, насколько единиц вверх или вниз, влево или вправо движется прямая линия.

Например, вводим числу k = –1/2 и b = 4, нажимаем кнопку «нарисовать график» и появится следующий график.

А также, программы решения уравнений с одной или двумя неизвестными аналитическим или графическим способом помогают повышению у учеников способности творчески мыслить. Или подходят в выполнении подсчётов программа единиц измерения, программа калькулятор.

Особенно, «Программа единицы измерений» выражает единицы измерения друг с другом длины, массы, объёма, скорости, площадь, температуры. Например, выражает (сравнивает) единицы измерении массы друг с другом, то есть если берётся 1 килограмм, то после нажатия кнопки «Подсчитать» можно узнать, из скольких граммов, каратов, унций, драхм, фунтов, пудов, ливров он состоит.

В меню «Госстандарты» приводятся государственные образовательные стандарты программы по математике в общеобразовательных школах. Также даётся содержание обучения, распределение учебного материала по классам и главам, время проведения контрольных работ, календарный план проведения тем.

Если выбрать из горизонтального меню раздел «Авторы», можно получить сведения об авторах электронного учебно-методического комплекса. При выборе раздела «Помощь» появляется инструкция пользования электронным учебно-методическим комплексом. В разделе «Литература» строки горизонтального меню приводится список использованной в создании электронного учебно-методического комплекса литературы, а кнопка «Выход» помогает выйти из программы.

В следующей строке, внизу — слева вертикальное меню — названия глав приводятся в виде оглавления. После выбора нужной главы, появляется рядом, справа список тем по этой главе. Например, в рисунке выбрана глава, «Линейная функция и её график», рядом появляется 4 темы и список заданий, тестов по этой главе.

Если выбираем тему «Понятие функция», сначала появляется полный текст этой темы, также после нажатия кнопки «тема» появляются материалы темы. В них есть различные анимации, есть возможности объяснить, увидеть изображения, переход в другие программы, пользоваться аудиозаписями.

Перед тем, как дать понятие «функция», рассмотрим задачу. Она решается, и через эти понятия даётся определение понятию «функция». Через решение задач, то есть уделяя внимание на изменение одной суммы во взаимосвязи с другой, вводится понятие «изменяемое количество». Особенно это отчётливо видно при решении второй задачи и, показывая взаимосвязь между изменяемыми количествами, даётся определение понятию «функция». Чтобы было понятнее ученикам, можно показать через программу количественные взаимосвязи. Для этого на программе, взято четырёхугольник и определить его поверхность (S=ab) и периметр (Р=2(a+b)). Если определить сумму а, меняется сумма b, или наоборот. На экране на основе полученных сумм автоматически меняется суммы S и P. Также согласно суммам на экране, меняется рисунок четырёхугольника по длине и ширине, и показывается область поверхности.

Например, взято a=3 и получено S=3b. Проследим, как меняется сумма S, если изменить сумму b. То есть, если b=2 и b=9, тогда появляется сумма S=3b=6 и S=3b=27 и подходящее ей изображение.

В этом, также определяется периметр четырёхугольника и появляется сумма P=2(3+b)=10 и P=2(3+b)=24.

Также, представлены знание, вычитывание и изображения о длине окружности и площади круга, это обеспечивает представление у учеников о количественном соединении и об изменяемых количествах. В изображение даётся изменение сумма R c изменением мер длины и площади круга.

На основе определения функции ученики сознают из чего состоит понятие функции. Здесь же дана история понятия функции, что дает возможности получить дополнительную информацию. Для этого надо нажать с помощью мышки знак «история понятие функции», которая дана в цветных скобках и на экране появляется информация об истории понятии функции. Чтобы ученик понял о функции еще раз объясняется с помощью двигающихся изображении. Для этого как и прежде зачитывается использование нажатием знаке «изображения» с помощью мышки. Тогда на экране появляется двигательные изображения связанные с понятием функции. Это дает возможность представленное о понятие функции, через знак «выйти» возвращается на тему.

После этого ученикам рассказывают о способах функции и знакомит их аналитическими, табличными, графическими способами примеров. В этом используя электронный учебно-методический комплекс, можно увидит несколько примеров с разными способами через знак «примеры способов функции». Это значит что примеры функции дан с помощью формул, таблиц, график и это приводит к быстрому овладение понятий и представлений о ней. Это считается различительным свойством электронных учебных комплексов от учебников.

Для каждого ученика важно чтоб он понял и завладел тему и зрительно и слухом. Так, как электронный учебный комплекс оснащен отдельно голосовым окном темы «Понятие функции» с вспомогательными понятиями (например, в нижнем рисунке показано если нажать на слова «функция» представляется голосовой описания этой слове). Это дает возможность овладеть информаций и зрительно, и вслух.

После полного изучения темы «Понятии функции» во внутреннем меню дано рубрика «упражнения». В нем есть упражнения для закрепления темы и учитель смотря на способности учеников может дать отдельно, индивидуально задавать упражнения. Таким способом, можно сказать в рубрике «упражнения» дает задания ученикам. Под сборнике упражнении в конце экране с нажатием «ответы», выйдет ответы, а также указания по решению этих задач.

После завершения изучения темы, а также решения упражнений для оценивание их знаний в конце занятия можно зайти в страницу «тесты». ля этого как и вначале с помощью мышки выбирается «тесты», и появляется следующее окно. В тесте дано 5 вопросов по теме. Можно изменят тесты, то есть их число и на другие вопросы. После решения теста нажать «смотреть результаты теста» и выходит результаты теста.

В нем указывается процентное усвоение и число правильных и неправильных ответов. Учитель в конце урока оценивает учащихся по результатам тестов, а также по выполненным упражнениям. На основе вышеуказанной последовательности, можно с помощью электронного учебного комплекса преподавать и другие темы данной главы. Это обеспечивает самостоятельное получение знаний учениками, а также позволяет ученикам пропустившим уроки уважительным причинам самостоятельно усвоит данную тему урока. При выборе в вертикальном меню данной главы (каждой главы) с боку появляется список тем в конце, которых находится раздел «тесты и упражнения для главы» и, пользуясь этим разделом, выполнятся упражнения и решаются тесты. В разделе крое упражнений и тестов также имеется контрольная работа, исторические сведения, историческая загадка. На основание выполненных упражнений а также тестов дается оценка тому на сколько хорошо ученик усвоил данную главу. И еще, если мы выберем, раздел интересные задания, то увидим что, в конце списка даны ответы на задания. Ученики, решая эти задания, приучаются к аналитическому мышлению и свободному выражению своей мысли. При выборе в меню, раздела «Ученые математики» у нас появляются сведения о наших великих ученых математиков. Выбрав ученого математика (в виде рисунка или сведения) мы получим доскональные сведения о данном ученом. Благодаря этому ученики получают знания о великих математиках.

Следовательно, если мы воспользуемся электронным учебно-методическим комплексом для проведения урока в восьмом классе по теме «Линейная функция и её график» то можем, увидит, что суда включены многие сведения (а также дополнительные сведения) по школьной программе для алгебры. А это в свою очередь позволяет ученикам овладеет большим знанием по сравнению с учебником. А также учителя тоже могут найти для себя множество удобных возможностей (тесты, анимации, календарные планы, программы) в электронном учебно-методическом комплексе. Это считается методическим пособием не только для учеников, а и для учителей.

Обобщая вышесказанное, хотим, отметит, что пользование электронно-учебным комплексом развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к алгебре, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.


Литература:

  1. Абдукадыров А. А., Тураев Б. З. Роль информационно-коммуникационных и компьютерных технологий в компетентности будущего инженера // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 363–366.

  2. Алимов Ш. А., Холмухамедов А. Р., Мирзаахмедов М. А. Алгебра: Учебник для 8-класса общеобразовательных школ. — Т.: Укитувчи, НМИУ, — 2010. — 224 стр.

  3. Тангиров Х. Э. Методические особенности использования электронных учебных комплексов на уроке математики в школе // Молодой ученый. — Чита: — 2012. — № 5. — С. 510–514.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle