Библиографическое описание:

Криулькин И. В., Шалунов Н. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 570-573.

Современное общество в структуре своих нормативно-правовых и профессионально-педагогических норм поставлено в условия неустанного поиска условий и моделей самореализации и самосовершенствования субъекта культурно-исторической среды. Не исключение и педагог как носитель высших ценностей и норм культуры, предопределяющий продуктивное усвоение ценностей, моделей поведения и преобразования объективной реальности. В таком русле мы будем рассматривать специфику определения педагогических условий самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби в структуре полисистемного подхода, определяющего возможности и результат проводимого исследования.
Полисистемный подход — это методологический подход, где все нюансы и аспекты деятельности, культуры и взаимодействия представляют собой уникальную систему, в различных плоскостях связанную с другими системами или ситуативно дополняющими, регенерирующими жизнеспособность и устойчивость антропологического феномена, определяемого в научном исследовании, раскрывающем тонкости и многофункциональность, поливариантность постановки и решения проблемы, многоплановость и полизадачность исследуемых процессов; синергетически реагирующий на изменения во внутренних и внешних структурах, доказывающих или иллюстрирующих полиструктурное единство и целесообразность в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, объективно и субъектно повышающую сложность отношений, качеств, связей в многомерном пространстве социально-биологического генеза.
Другими словами, полисистемный методологический подход являет в круг научного познания и антропологически обусловленных новообразований множество связанных, гносеологически-реконструируемых, герменевтически-иллюстрируемых и характеризующих исключительно уникальность человека в продуктах его деятельности и общения как иерархию объектно-личностных моделей в практике социальных, межличностных и профессиональных отношений.
Между тем можно отметить, что полисистемность как характеристика процесса предполагает наличие не одной системы принципов, не одной типологии рассматриваемого явления, события, процесса, не одной технологии, системы методов, приемов, форм, условий, системы критериев, показателей, характеристик и прочих фундаментальных измерителей, функционалов, векторов, матриц в профессионально-педагогической деятельности.
Кроме того, полисистемный подход предполагает выявление инвариантных, полимерных образований, реализующих не одно решение в системе ограничений и возможностей полисубъектного пространства с его социальным, профессиональным и личностным базисом представления и отображения объективной реальности в конгломерате единиц антропологического пространства (человека) и его (их) продуктов деятельности и общения. В таком базисе векторных преобразований можно строить системы принципов, методов, варьировать использование технологий, выделять тенденции, закономерности, определять функции и условия формирования рассматриваемого феномена.
Полисистемность как качество и полисистемный подход как вектор исследования и построения преобразований в ракурсе изучаемого явления или феномена, продукта или процесса предполагает, что многообразие отношений, моделей, продуктов, качеств в структуре деятельности и общения педагога как профессионала на протяжении всего периода становления, развития и формирования его уникального потенциала и специфически реконструируемого опыта обеспечивается непрерывностью процесса образования и других тесно связанных категориальных новообразований педагогического и профессионально-педагогического генеза.
Под педагогическими условиями будем понимать совокупность положений, определяющих специфику планирования и организации педагогического или профессионально-педагогического взаимодействия, предопределяющего получение определенного субъектно и социально значимого результата в структуре педагогически изучаемого феномена или явления, раскрывающего возможность повышения качества современного обучения и образования, социализации и адаптации, самосовершенствования и самореализации, воспитания и пр. категорий, непосредственно связанных с педагогическим процессом и педагогическим взаимодействием, на основе которых происходит моделирование и апробация инноваций современной педагогики.
Под самосовершенствованием тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, неустанного, ситуативного развития личности педагога в структуре ведущей деятельности и профессионально-педагогического общения, фасилитирующих включение личности-педагога или преподавателя в систему воспитания, обучения, социализации, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и пр. в согласованном, ступенчатом или концентровом росте качеств личности, ценностей, компетенций и моделей познания, преобразования объективной реальности, предопределяющих и основу деятельности, и ее результат, где специфика игры в регби определяет составную профессионального мастерства регбиста, а уровень знаний и компетенций педагогической науки в согласованном действии со знанием специфики игры в регби — профессионально-педагогическую культуру и профессионализм педагога или тренера-преподавателя.
Под профессионально-педагогической культурой тренера-преподавателя будем понимать результат и уровень сформированности компетенций и мастерства по ретрансляции социального, социально-педагогического и профессионально-педагогического знания в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах и средах как основы и базиса распространения/передачи социального и социально-профессионального опыта, определяющегося в наличии собственных наработок, трудов, высот и достижений в области педагогической науки и практики, где физическая культура и спорт (ФК и С) являются предметной составляющей и вектором выявления противоречий, отражения традиционных способов решения их, а также моделирования и внедрения инноваций в систему ФК и С.
Под ведущей деятельностью тренера-преподавателя по регби мы понимаем научно-методическую работу в осуществлении и поиске оптимальных способов, форм, методов и средств обучения спортсменов-регбистов правилам, тактике игры в регби, где результаты соревнований являются показателем профессионально-педагогического мастерства педагога/тренера преподавателя по регби.
Под самореализацией тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс самостоятельного, ситуативного поиска и осуществления его в оптимальных условиях профессионально-педагогического или педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по регби и спортсменов-регбистов, определяющих и получающих в совместной деятельности и индивидуально свои и групповые наивысшие достижения в игре регби.
Попытаемся выделить педагогические условия самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби:
  1. Соблюдение системы принципов педагогического взаимодействия спортсменов-регбистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий как основы позитивных отношений и модели здоровьесберегающей педагогики.
  2. Создание условий для неустанного поиска собственного «Я» в структуре педагогического взаимодействия и игры, результативность которой является показателем истинности всех звеньев тренировочного процесса.
  3. Формирование потребности в самостоятельности, активности, здоровом образе жизни и культуре самостоятельной работе как интегрированной, полисистемной характеристики сформированной, устойчивой личности, включенной в процессы взаимодействия, самосовершенствования и самореализации.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, высоких спортивных достижений и социальная направленность всех звеньев самопрезентации и рефлексии тренера-преподавателя по регби, самореализации и самосовершенствования в структуре ведущей деятельности тренера-преподавателя по регби.
  5. Обеспечение материально-технической базы СДЮСШОР, СДЮСШ, ДЮСШОР, ДЮСШ и т. д. необходимым уровнем и базой ресурсов материального и учебно-методического актива за счет государственного или негосударственного финансирования.
  6. Регулярное, планомерное участие в соревнованиях команды спортсменов-регбистов и повышение квалификации тренерско-преподавательского состава в структурах ИПК, ФПП и ФПК.
  7. Материальное стимулирование тренера-преподавателя по регби, спортсменов-регбистов и создание условий для позитивных, гуманно-личностных отношений в коллективе педагогов (тренеров-преподавателей) и спортсменов как основы (образца) социальных и социально-профессиональных отношений.
Поясним некоторые понятия выше отраженных педагогических условий самореализации и самосовершенствования тренера-преподавателя по регби.
Система принципов педагогического взаимодействия спортсменов-регбистов и тренера-преподавателя по регби в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий:
I. Принцип научного, целостного, оптимального, гуманно-личностного построения тренировочного процесса и тренировочных занятий в согласованном выборе условий и моделей самосовершенствования и самореализации спортсмена-регбиста:
  • принцип последовательности, системности, систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия тренера-преподавателя и спортсмена-регбиста;
  • принцип прочности, гибкости, вариативности получаемых знаний и опыта в структуре взаимодействия;
  • принцип культуросообразности и природосообразности в определении акмеперспектив спортсмена-регбиста, а также условий и специфики самореализации и самосовершенствования;
  • принцип учета субъектного и многофакторного анализа получаемых результатов и прогнозируемых перспектив в структуре занятий регби и соревновательного периода;
  • принцип рационального сочетания форм, методов и средств педагогического взаимодействия в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий;
  • принцип ценностно-целевых ориентаций в решении определяемых противоречий и проблем самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в коллективе.
II. Принцип определения самостоятельного и коллективного в структуре тренировочного процесса и тренировочных занятий:
  • принцип учета общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП) в построении и реализации модели взаимодействия, самореализации и самосовершенствования;
  • принцип дихотомического начала в определении личностного и коллективного в игре регби;
  • принцип субъектного контроля и объективности средств и форм оценки результатов в структуре взаимодействия и участия в соревнованиях;
  • принцип ситуативного и личностного в реализации моделей формирования культуры самостоятельной работы спортсмена-регбиста;
  • принцип единства целей и ценностей тренера-преподавателя и спортсменов-регбистов команды.
III. Принцип диалектического и синергетического начала в построении тренировок и участия в соревнованиях:
  • принцип единства теории и практики планирования и организации педагогического взаимодействия;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип справедливости трех законов диалектики в структуре занятий регби;
  • принцип синергетической подстройки в системе межличностных отношений в коллективе спортсменов-регбистов;
  • принцип сохранения свободы выбора и ответственности за свой выбор в структуре занятий спортом и досуга.
IV. Принцип непрерывности профессионального образования у спортсмена-регбиста в личностном и мультисредовом определении перспектив самореализации и самосовершенствования:
  • принцип создания и реализации условий для получения качественного образования по индивидуальному учебному плану;
  • принцип циклического обучения, повышения квалификации и расширения кругозора, неустанного повышения общей и профессиональной культуры;
  • принцип конкурентоспособности на рынке образовательных услуг будущего педагога/тренера-преподавателя по регби, включенного в систему непрерывного профессионального обучения, а также построение, уточнение и дополнение элементов в модели самореализации и социализации спорт-наука-искусство.
Под культурой самостоятельной работы тренера-преподавателя по регби будем понимать процесс и результат формирования личности педагога в структуре 4-х уровневой модели: объектного (владение средствами традиционного накопления и поиска информации и получения профессионально-педагогических знаний, методами традиционного обучения), индивидуального (моделирование инновационных средств и методов повышения уровня и качества тренировочного процесса), субъектного (моделирование, апробация и качественное использование авторских, педагогических инноваций в тренировочном процессе), личностного (создание школы и педагогического коллектива, определяющего и развивающего идеи и практики педагога/тренера-преподавателя по регби как основополагающие в собственном профессионально-педагогическом опыте и системе совершенствования) уровней.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. — Новокузнецк: КузГПА, 2010. — 217 с. — [+прил. на CD]. — ISBN 978–5–85117–495–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle