Библиографическое описание:

Долгова Л. В. Подготовка учащихся к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 555-556.

Нужен или не нужен ЕГЭ? — вопрос, который звучит в последние годы так же актуально и судьбоносно, как вечный шекспировский — быть или не быть. Девчонки в рождественскую ночь гадают не на суженого-ряженого, а на «отменят — не отменят», их родители клянут на чем свет стоит это непонятное для некоторых, но пугающее слово, в научных кругах каждый год что-то добавляют или меняют в содержании заданий, оформлении бланков, времени проведения, в Верховном суде РФ эта тема является предметом разбирательства. И только мы, многотысячная армия российских педагогов, особенно те, чьи учащиеся сдают обязательный ЕГЭ, молча засучиваем рукава задолго до начала официальных сроков и упорно начинаем кропотливую работу по подготовке к государственному экзамену.

Подготовка к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ у меня начинается с окончания 9 класса, а именно после сдачи экзамена по русскому языку ГИА и получения их результатов. Анализируем оценки, вспоминаем сложные задания, которые вызвали затруднения в выполнении или оцененные нулем баллов. Мое участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в качестве эксперта также дает богатый материал для анализа характерных ошибок, особенно в части С.

Работа с заданиями части С начинается уже с лета: вместе со списком художественных произведений для прочтения летом дается задание в читательском дневнике записывать не только впечатления от прочитанного, но и пытаться сформулировать увиденные проблемы произведения. Это понадобится нам для составления «банка» иллюстраций из художественных произведений.

Подготовку к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ по окончании 11 класса плотно и в системе начинаем с 10 класса по частям А и В в нескольких направлениях:

  • реализация государственной программы по русскому языку в 10–11 классах на уроках русского языка. На уроках русского языка работаем по учебному пособию авторов Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В., Мищериной М. А., который дополняет, систематизирует, обобщает и углубляет теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и дает возможность повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ;

  • самостоятельное выполнение учащимися различных демоверсий на интернет-сайтах, адреса которых были даны в начале учебного года;

  • основная и непосредственная подготовка проводится на дополнительных занятиях по составленной программе «Подготовка к экзамену по русскому языку», на которых знакомимся с видами заданий ЕГЭ и выполняем практические работы. В 10 классе и первое полугодие в 11 классе пользуемся пособием для подготовки к ЕГЭ автора Цыбулько И. П.: практические задания, где представлены тестовые задания по всем разделам русского языка, начиная с фонетики и заканчивая стилем и культурой речи. Организую подготовку следующим образом: вначале даю теоретический материал по определенному разделу (в пособии этот материал не предоставлен), затем по цепочке или по группам выполняем задания с обязательным комментированием работы. Следующий этап работы — самостоятельное решение тестов, при необходимости помощь оказывает учитель или ученик-консультант, выполненное проверяем, исправляем ошибки, объясняем. Заключительный этап — контрольное решение тестов по вариантам на оценку (выполнять разные формы работы и контроля позволяет пособие, в котором 50–60 заданий).

Во втором полугодии в 11 классе работаем непосредственно с типовыми вариантами экзаменационных заданий 30 вариантов в пособии под ред. Цыбулько И. П.;

  • выполнение контрольных мониторингов по заданию администрации школы и управления образования;

  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Вторая часть подготовки к экзамену — работа над сочинением части С по тем же направлениям. Для этого использую учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Русский язык». Курс подготовки к сочинению также рассчитан на два года работы по следующим темам:

10 класс

  1. Проблема текста. Содержание темы: типы проблем; способы выявления проблемы; формулирование проблемы; типовые ошибки при формулировании проблемы, пути их избежания.

  2. Комментарий к проблеме. Содержание темы: виды комментария; типовые конструкции для комментирования проблемы; типичные ошибки при комментировании проблемы.

  3. Авторская позиция. Содержание темы: что такое авторская позиция и как она проявляется в тексте; средства выражения позиции автора; как выражается авторская позиция в художественном тексте; автор и рассказчик; типовые конструкции для выражения авторской позиции; типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

11 класс

  1. Аргументация собственной позиции. Содержание темы: схема построения текста-рассуждения; виды аргументов; структура аргумента; типичные ошибки аргументации.

  2. Композиция сочинения. Содержание темы: требование к построению сочинения, основные средства связи между предложениями в тексте; виды и формы вступления; виды заключения.

  3. Речевое оформление сочинения. Содержание темы: типы ошибок; грамматические ошибки; речевые ошибки; логические ошибки; фактические ошибки.

После изучения каждой теоретической темы знакомлю ребят с критериями оценивания каждого вида задания, затем материал закрепляется практическими заданиями, которые выполняются учащимися коллективно, с комментариями, самостоятельно.

Безусловно, сочинения, вернее фрагменты, учащиеся пишут и на уроках русского языка и литературы: сочинения — миниатюры на выявление проблемы, формулировка собственной позиции по отношению к ней; сочинения-рассуждения с обязательным соблюдением требований к построению текста-рассуждения. Так, по литературе темами сочинений, например, были следующие: «Был ли другой выбор у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») в 10 классе, в 11 классе: «Что лучше: истина или сострадание?" (по пьесе М. Горького «На дне»), «Влияют ли обстоятельства на выбор, или человек сам строит свою судьбу?» (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» и другие.

Конечно, один вопрос — подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, сделать все, от нас зависящее, а другой — сама система организации и проведения этих экзаменов. Можно много времени и энергии потерять, перечисляя недостатки данной формы: отсутствие человеческого фактора, сомнительность объективности проверки знаний только по одному выполненному варианту, исключение развития способности к доказательству, когда страдают логические и мыслительные навыки, грамотное письмо и т. д. Таким рассуждениями мы можем что-то изменить? Нет! Повторяю, только потратим время, эмоциональные силы, еще больше загоним себя в угол.

Не лучше все это направить осознание необходимости предлагаемых государством форм итоговой аттестации, на качественную подготовку к ней. А главное, на создание позитивного настроя на предстоящий заключительный и очень ответственный этап школьного обучения: выбор дальнейшего жизненного пути. А благополучие этого выбора создает, и в том числе, форма ЕГЭ, в которой заложена главная идея: результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вуз, поэтому выпускник школы и будущий студент сдает экзамены только один раз. Эти результаты он может направить в приемные комиссии нескольких вузов, если не совсем определился с выбором. Удобно и то, что не нужно никуда ехать, а результаты можно переслать по почте в тот город, в котором бы хотелось учиться. И это неоспоримые плюсы!



Основные термины: русскому языку, Содержание темы, государственному экзамену, уроках русского языка, типичные ошибки, русскому языку ГИА, профиля русскому языку, авторская позиция, собственной позиции, типичные ошибки аргументации, авторской позиции, типовые конструкции, формулировании авторской позиции, художественных произведений, решение тестов, ЕГЭ автора Цыбулько, типовые ошибки, разделам русского языка, выражения авторской позиции, вариантами экзаменационных заданий

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle