Библиографическое описание:

Долгова Л. В. Подготовка учащихся к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 555-556.

Нужен или не нужен ЕГЭ? — вопрос, который звучит в последние годы так же актуально и судьбоносно, как вечный шекспировский — быть или не быть. Девчонки в рождественскую ночь гадают не на суженого-ряженого, а на «отменят — не отменят», их родители клянут на чем свет стоит это непонятное для некоторых, но пугающее слово, в научных кругах каждый год что-то добавляют или меняют в содержании заданий, оформлении бланков, времени проведения, в Верховном суде РФ эта тема является предметом разбирательства. И только мы, многотысячная армия российских педагогов, особенно те, чьи учащиеся сдают обязательный ЕГЭ, молча засучиваем рукава задолго до начала официальных сроков и упорно начинаем кропотливую работу по подготовке к государственному экзамену.

Подготовка к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ у меня начинается с окончания 9 класса, а именно после сдачи экзамена по русскому языку ГИА и получения их результатов. Анализируем оценки, вспоминаем сложные задания, которые вызвали затруднения в выполнении или оцененные нулем баллов. Мое участие в комиссии по проверке экзаменационных работ по русскому языку в качестве эксперта также дает богатый материал для анализа характерных ошибок, особенно в части С.

Работа с заданиями части С начинается уже с лета: вместе со списком художественных произведений для прочтения летом дается задание в читательском дневнике записывать не только впечатления от прочитанного, но и пытаться сформулировать увиденные проблемы произведения. Это понадобится нам для составления «банка» иллюстраций из художественных произведений.

Подготовку к государственному экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ по окончании 11 класса плотно и в системе начинаем с 10 класса по частям А и В в нескольких направлениях:

  • реализация государственной программы по русскому языку в 10–11 классах на уроках русского языка. На уроках русского языка работаем по учебному пособию авторов Гольцовой Н. Г., Шамшина И. В., Мищериной М. А., который дополняет, систематизирует, обобщает и углубляет теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и дает возможность повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ;

  • самостоятельное выполнение учащимися различных демоверсий на интернет-сайтах, адреса которых были даны в начале учебного года;

  • основная и непосредственная подготовка проводится на дополнительных занятиях по составленной программе «Подготовка к экзамену по русскому языку», на которых знакомимся с видами заданий ЕГЭ и выполняем практические работы. В 10 классе и первое полугодие в 11 классе пользуемся пособием для подготовки к ЕГЭ автора Цыбулько И. П.: практические задания, где представлены тестовые задания по всем разделам русского языка, начиная с фонетики и заканчивая стилем и культурой речи. Организую подготовку следующим образом: вначале даю теоретический материал по определенному разделу (в пособии этот материал не предоставлен), затем по цепочке или по группам выполняем задания с обязательным комментированием работы. Следующий этап работы — самостоятельное решение тестов, при необходимости помощь оказывает учитель или ученик-консультант, выполненное проверяем, исправляем ошибки, объясняем. Заключительный этап — контрольное решение тестов по вариантам на оценку (выполнять разные формы работы и контроля позволяет пособие, в котором 50–60 заданий).

Во втором полугодии в 11 классе работаем непосредственно с типовыми вариантами экзаменационных заданий 30 вариантов в пособии под ред. Цыбулько И. П.;

  • выполнение контрольных мониторингов по заданию администрации школы и управления образования;

  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Вторая часть подготовки к экзамену — работа над сочинением части С по тем же направлениям. Для этого использую учебно-методическое пособие Н. А. Сениной и А. Г. Нарушевича «Сочинение на ЕГЭ. Русский язык». Курс подготовки к сочинению также рассчитан на два года работы по следующим темам:

10 класс

  1. Проблема текста. Содержание темы: типы проблем; способы выявления проблемы; формулирование проблемы; типовые ошибки при формулировании проблемы, пути их избежания.

  2. Комментарий к проблеме. Содержание темы: виды комментария; типовые конструкции для комментирования проблемы; типичные ошибки при комментировании проблемы.

  3. Авторская позиция. Содержание темы: что такое авторская позиция и как она проявляется в тексте; средства выражения позиции автора; как выражается авторская позиция в художественном тексте; автор и рассказчик; типовые конструкции для выражения авторской позиции; типичные ошибки при формулировании авторской позиции.

11 класс

  1. Аргументация собственной позиции. Содержание темы: схема построения текста-рассуждения; виды аргументов; структура аргумента; типичные ошибки аргументации.

  2. Композиция сочинения. Содержание темы: требование к построению сочинения, основные средства связи между предложениями в тексте; виды и формы вступления; виды заключения.

  3. Речевое оформление сочинения. Содержание темы: типы ошибок; грамматические ошибки; речевые ошибки; логические ошибки; фактические ошибки.

После изучения каждой теоретической темы знакомлю ребят с критериями оценивания каждого вида задания, затем материал закрепляется практическими заданиями, которые выполняются учащимися коллективно, с комментариями, самостоятельно.

Безусловно, сочинения, вернее фрагменты, учащиеся пишут и на уроках русского языка и литературы: сочинения — миниатюры на выявление проблемы, формулировка собственной позиции по отношению к ней; сочинения-рассуждения с обязательным соблюдением требований к построению текста-рассуждения. Так, по литературе темами сочинений, например, были следующие: «Был ли другой выбор у Катерины? (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») в 10 классе, в 11 классе: «Что лучше: истина или сострадание?" (по пьесе М. Горького «На дне»), «Влияют ли обстоятельства на выбор, или человек сам строит свою судьбу?» (по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон» и другие.

Конечно, один вопрос — подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов, сделать все, от нас зависящее, а другой — сама система организации и проведения этих экзаменов. Можно много времени и энергии потерять, перечисляя недостатки данной формы: отсутствие человеческого фактора, сомнительность объективности проверки знаний только по одному выполненному варианту, исключение развития способности к доказательству, когда страдают логические и мыслительные навыки, грамотное письмо и т. д. Таким рассуждениями мы можем что-то изменить? Нет! Повторяю, только потратим время, эмоциональные силы, еще больше загоним себя в угол.

Не лучше все это направить осознание необходимости предлагаемых государством форм итоговой аттестации, на качественную подготовку к ней. А главное, на создание позитивного настроя на предстоящий заключительный и очень ответственный этап школьного обучения: выбор дальнейшего жизненного пути. А благополучие этого выбора создает, и в том числе, форма ЕГЭ, в которой заложена главная идея: результаты ЕГЭ засчитываются при поступлении в вуз, поэтому выпускник школы и будущий студент сдает экзамены только один раз. Эти результаты он может направить в приемные комиссии нескольких вузов, если не совсем определился с выбором. Удобно и то, что не нужно никуда ехать, а результаты можно переслать по почте в тот город, в котором бы хотелось учиться. И это неоспоримые плюсы!



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle