Библиографическое описание:

Хомерики Е. А. Европейская система образования в русле глобализации: факторы влияния рыночной экономики // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 500-503.

В статье рассматриваются факторы формирования и управления системой образования в условиях глобализации. Отмечается, что в условиях современного технологического прогресса, широкого внедрения информационных технологий, интеллектуального капитала, растущая профессиональная компетенция кадров обеспечивает выживание и экономический успех любого коллектива. Технологический прогресс общества обеспечивается сейчас благодаря таким основным взаимосвязанным факторам, как новые технологии, бизнес, наука, образование.

Указывается на то, что основной вектор глобализационного измерения развития образования — ее необратимое вхождения в систему рыночных отношений.

Отмечается, что адаптация образования к нынешней рыночной экономике требует особых усилий. Для этого нужно не только справиться с задачей перехода от присущих командно-административной экономике способов мышления и знаний к тем, которые нужны в условиях рыночной экономики, но и адаптировать систему к новой глобальной экономике (экономике знаний).

Ключевые слова: европейское образовательное пространство, рыночные отношения, Болонский процесс.


Современное мировое сообщество стремится создать систему образования, которая отвечала бы вызовам времени, потребностям личности и общества в целом. Одним из рычагов организации этого процесса является интеллект, приобретенный через образование, поэтому насущной задачей для педагогов становится стимулирование интеллектуального развития будущих специалистов. Не случайно экономический рост в развитых странах в значительной мере обеспечивается активным использованием интеллектуального потенциала и научно-технологических инноваций. Сейчас в мире наблюдается устойчивая тенденция к наращиванию масштабов государственной поддержки развития образования, науки и техники, соответственно образовательная и научно-техническая политика России, Украины и других стран постсоветского пространства должна быть адекватной этой тенденции для реализации стратегической цели — вхождение в круг ведущих технологически развитых стран мира.

Обмен информацией, высококвалифицированными специалистами, перспективными научными исследованиями становятся обязательным условием экономического успеха многих стран мира. Особый интерес к вопросам образования в последнее время обусловлен еще и тем, что сейчас образовательные системы переживают период серьезных реформ, от которых напрямую зависит экономическое будущее современного общества.

Одним из направлений привлечения национального человеческого потенциала к расширению глобального бизнеса стала глобализация образования. Характерной чертой мировой тенденции современного развития является растущее влияние информационного и технологического прогресса на социально-экономический рост.

Основной вектор глобализационного измерения развития образования — ее необратимое вхождения в систему рыночных отношений. В современном мире гуманистические ценности претерпевают изменения в новом измерении — экономическом, что порождает ряд важных для культурного бытия, образовательно-педагогического процесса проблем, требует принципиально новых подходов к их решению. Помимо уже привычных измерений общественного бытия — технологического, информационного, экологического, технократического т. д., мы являемся свидетелями наращивания темпов развития этноса экономического, который стал определяющим для современной цивилизации. Так, известный философ и общественный деятель Пауло Фрейре, считает, что глобализация проповедует этику рынка, а не общую человеческую этику. Уверен во враждебной природе капитализма, ученый надеется, что «мир... преобразует себя, отвергая диктатуру рынка, основанной на порочной этике прибыли " [6, с. 17].

Необходимостью прогнозирования рынка труда в евросообществе обусловлена ​​общая политика в сфере профессионального образования, которая направлена ​​на достижение следующих фундаментальных целей: 1) создать условия, гарантирующие адекватную подготовку для всех, 2) организовать условия подготовки специалистов, необходимые для различных секторов экономики; 3) обеспечить условия для гармоничного развития личности и соответствия его требованиям технического прогресса, новых методов производства, социального и экономического развития, 4) обеспечить непрерывность общего и профессионального образования и 5) возможность повышения квалификации и подготовки граждан на всех этапах их карьеры " [3, c. 48].

Более чем через десять лет после лавинообразных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы, системы образования стран региона вновь стоят перед очередными вызовами. Большая часть этих проблем связана с трансформацией отношений между системой образования и социально-экономической средой, которая привела к пересмотру взаимосвязей между образованием и другими сферами государственной политики.

Адаптация образования к нынешней рыночной экономике требует особых усилий. Для этого нужно не только справиться с задачей перехода от присущих командно-административной экономике способов мышления и знаний к тем, которые нужны в условиях рыночной экономики, но и адаптировать систему к новой глобальной экономике (экономике знаний). Серьезной задачей для стран-кандидатов Центральной и Восточной Европы, которые все еще проходят процесс первичной трансформации, есть понимание того, что привносит в жизнь общества экономика знаний и глобализация, а также нахождение конкретных ответов на поставленные перед ними вызовы.

В начале XX в. развитие мирового образовательного процесса происходит довольно высокими темпами. Окончательно сформировались тенденции, свидетельствующие об изменении парадигм высшего образования, о трансформации его социальных функций. Рыночные условия заложили новые требования к специалистам, которых стало более целесообразно готовить по интегрированным программам [1, с.34]

К тому же мировой опыт показывает, что традиционная роль вузов — передача обществу знаний в форме обучения и подготовки специалистов для удовлетворения потребностей экономики — хотя и необходима, но все в большей степени становится явно недостаточной. Современный университет может и должен непосредственно влиять на социально-экономическое развитие, выступать своего рода донором фундаментальных знаний и при этом практически нацеленных инноваций.

Развертыванию демократизации образования как объективной тенденции развития европейских стран в начале XXI века способствуют глобализация, создания единого европейского пространства высшего образования в рамках Болонского процесса, рыночная экономика, в условиях которой растет конкурентная борьба между выпускниками вузов на рынке труда, интенсивное взаимодействие культур и т. п.

Наука должна стать составляющей образования — неотъемлемой частью так называемой «Европы знаний», о которой говорится в документах, сопровождающих Болонский процесс. Возникает новая экономика — экономика знаний. Она создает, распространяет и использует знания для обеспечения своего роста и конкурентоспособности, применяет знания в разнообразной форме в виде высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования [8, с.20.].

Модернизация и адаптация образования к новым рыночным условиям требуют внедрения особой культурной политики, государственной и общественной поддержки, программирования новаций, социальных проектов, экспериментов в комплексе социальных действий [4, c. 498].

Среди главных условий, характеризующих процесс глобализации, являются: 1) привлечение к политическим, экологическим, технологическим и экономическим процессам на земном шаре как можно большего количества людей, 2) формирование концепции так называемого общего достояния земной цивилизации, к которому относятся не только природные богатства, но и научно-технические и культурные достижения человечества, 3) стремительное расширение общего доступа к любого типа информации [5, с. 160].

Усиления глобализационных процессов во всех сферах жизни сразу же поставило перед национальными системами образования потребность осуществления ряда принципиальных новаций. Среди важнейших из них — задача всестороннего содействия полноценной адаптации большинства населения земли к тем новым, вестернистським по своим условиям и ценностями жизни изменениям, которые несет глобализация. Соответственно, перед учебно-воспитательной составляющей мировой системы образования возникает ответственная задача — научить быть гражданином этого нового глобального мира, научить жить и работать в условиях вызовов глобализации рынка, демократии, правового общества, универсальных ценностей культуры и морали. [7, с.27.].

Европейское Экономическое Сообщество разработало общую стратегию программ и мероприятий. Инициативы ЕЭС значительно обогатили и усилили интернационализацию и интеграцию высшего образования. Разнообразные программы способствовали сотрудничеству между образованием и промышленностью, изучению языков Сообщества, созданию в университетах специальных должностей для преподавателей, специализирующихся на проблемах европейской интеграции, поддерживали сотрудничество с вузами Центральной и Восточной Европы.

В условиях современного технологического прогресса, широкого внедрения информационных технологий, использования интеллектуального капитала растущая профессиональная компетентность кадров обеспечивает выживание и экономический успех любого коллектива. А поэтому управление знаниями становится важным инструментом повышения эффективности всех видов деятельности.

Известный специалист в области современного менеджмента П. Друкер утверждает, что образование не подчинено правилам «свободного рынка» и экономическим законам спроса и предложения; не выделяется высоким ценовым чувством, не вписывается в стандартные экономические модели, а поведение задействованных в системе образования лиц не соответствует классическим экономическим теориям. Утверждение, что образование не является объектом «купли-продажи», базируется на следующих факторах:

— За эффективность образования одинаково отвечают как тот, кто обучается, так и тот, кто учит. То есть, качество образования, его ценность создается как одной, так и другой сторонами. Производство и потребление находятся в неразрывном единстве;

  • Результаты образования проявляются не сразу. Разрыв во времени ведет к недооценке труда педагогов. При этом необходимо помнить, что молодежь, которая сейчас получает образование, будет работать и в 2040–2050 годах. А развитие общества за этот период, очевидно, приведет не только к многократной смены поколений техники, но и изменения содержания труда. Оценка результатов деятельности изменится также;

  • Образование — социокультурный институт общества, ответственный за сохранение и передачу культурных ценностей и технологий деятельности от одного поколения к другому;

  • Факторы, определяющие спрос на образование, имеют преимущественно неценовой характер. Они обусловлены стремлением человека к познанию себя и окружающего мира, постоянным ростом интеллектуального потенциала общества;

  • Образование способствует укреплению демократии. Ведь именно она обеспечивает формирование всесторонне и хорошо информированного гражданина, которым трудно манипулировать [2, с.311].

Особенно быстрое развертывание на протяжении последнего десятилетия Болонского процесса тоже имеет свои причины. Мероприятия, связанные с проведением встреч, конференций финансируются не только из государственных фондов, но и поддерживаются многими монопольными производственными кампаниями, промышленными предприятиями, крупными фирмами. Эта щедрость имеет свою глубокую мотивацию: сфера материального производства заинтересована в кадрах с высшим образованием — высококвалифицированной интеллектуальной рабочей силе. Стоимость рабочей силы специалистов с высшим образованием в странах Запада всегда высокая по сравнению с рабочей силой рабочих. На сегодня, кроме того, существует глубокая дифференциация в оплате труда специалистов в зависимости от того, какой учебное заведение они закончили и какой имеют тип диплома. Ожидается, что сближение форм организации учебной деятельности высших учебных заведений в некоторой степени приведет к преодолению их традиционного деления на «престижные» и «непрестижные». Диплом общеевропейского образца обозначает юридическое равенство дипломированных специалистов в правах при приеме на работу и право на равную оплату. Вследствие этого осуществляется выравнивание оплаты интеллектуальной рабочей силы и в целом снижение ее стоимости для предпринимателей.

Европейские высшие учебные заведения приняли на себя задачу и главную роль в создании Европейского пространства высшего образования. Европейские страны стремятся догнать заокеанских партнеров, требует огромных усилий, для того, чтобы ускорить внедрение и развитие новой технологии. Все понимают, что стоит покончить с традиционным для Европы — что свойственно как управленческим, так и рабочим кадрам — сопротивлением новому. Европейские страны должны поставить в центре социально-экономической политики повышения квалификации с целью освоения новой технологии.

Чтобы выйти на траекторию устойчивого экономического развития, построить открытое демократическое общество с европейским уровнем жизни, уже сегодня необходимо аккумулировать творческие, интеллектуальные силы, проявлять одаренную молодежь, способную быстро и конструктивно отвечать на требования времени, и помогать ей овладевать современными знаниями.

Высокие технологии — это не только совокупность знаний, необходимых для внедрения или совершенствования машин и оборудования, но и патенты, лицензии, технические услуги в сфере дизайна, методов управления, маркетинга. Итак, технологический прогресс общества обеспечивается сейчас благодаря таким основным взаимосвязанным факторам, как новые технологии, бизнес, наука, образование. Они фактически играют роль двигателей технологического прогресса.

Качество высшего образования в контексте Болонского процесса является основой создания Европейского пространства высшего образования. Страны, входящие в это пространство, поддерживают дальнейшее развитие гарантий качества на уровне учебных заведений, национальном и европейском уровнях. Они подчеркивают необходимость развития критериев и методологий для общего пользования в области качества образования.

Они также подчеркивают, что, согласно принципам автономии учебных заведений, первичная ответственность за качество высшего образования лежит на каждом отдельном учебном заведении, и таким образом обеспечивается возможность проверки качества системы обучения в национальных рамках.

Страны-участницы Болонского процесса поддерживают участие вузов и студенчества в Болонском процессе и считают, что только активное участие всех партнеров в процессе может обеспечить его долгосрочный успех.

Осознавая, какой вклад авторитетные вузы могут сделать в экономическое и социальное развитие, страны-участницы сходятся на том, что университеты должны иметь право принимать решение относительно своей внутренней организации и управления. Они призывают эти учебные заведения и в дальнейшем внедрять реформы во все сферы своей жизни, отмечают конструктивное участие студенческих союзов в Болонском процессе и подчеркивают необходимость привлечения студенчества к дальнейшим действиям. Студенчество является полноправным партнером в управлении высшим образованием. Поэтому страны-участницы призывают университеты и студенчество к более активному участию в управлении высшим образованием.

Подводя итоги, следует отметить, что экономическими факторами формирования общего европейского пространства является экономическая глобализация и образование глобального рынка. Нарастающая экономическая интеграция создает необходимость в установлении общих европейских институтов. В условиях современного технологического прогресса, широкого внедрения информационных технологий, интеллектуального капитала, растущая профессиональная компетенция кадров обеспечивает выживание и экономический успех любого коллектива. Технологический прогресс общества обеспечивается сейчас благодаря таким основным взаимосвязанным факторам, как новые технологии, бизнес, наука, образование. Они фактически играют роль двигателей технологического прогресса. А потому управления знаниями и человеческим капиталом становится важным инструментом повышения эффективности всех видов деятельности.

Усиления глобализационных процессов во всех сферах жизни поставило перед национальными системами образования потребность осуществления ряда принципиальных новаций. Среди важнейших из них — задача всестороннего содействия полноценной адаптации большинства населения земли к тем новым условиям и ценностям, которые несет глобализация. Соответственно, перед учебно-воспитательной составляющей мировой системы образования возникает ответственная задача — научить быть гражданином этого нового глобального мира, научить жить и работать в условиях вызовов глобализации рынка, демократии, правового общества, всеобщих ценностей культуры и морали.


Литература:

  1. Астахова Е. В. Социологическая характеристика кадрового потенциала высшей школы: украинский вариант / Е. В. Астахова // Инновации в образовании. — 2003. — № 1. — С.27–51.

  2. Донченко А., Романенко Ю. Архетипы социальной жизни и политика. — К:Лыбидь, 2001. — 234 с.

  3. Ларионова М. В. Интеграционные процессы в образовании: Европейский опыт. Статья вторая / М. В. Ларионова // Высшее образование сегодня. № 3, 2006. — С. 15–19.

  4. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). — М.: Политиздат, 1989. –271 с.

  5. Скидин А. Л. Управления образованием: теоретико-методологический анализ социальных технологий / А. Л. Скидин. — Запорожье, ЗГУ, 2000.-223 с.

  6. Фиников Т. В. Законодательство о высшем образовании Польши, России, Украины, Чехии: Ситуация и соображения. — М.: Таксон, 2000. — 346 с.

  7. Фурсова В. В. Социология образования: зарубежные парадигмы и теории/В. В. Фурсова. — Казань, Изд-во Казанского гос.ун-та, 2006.-533 с.

  8. Яковлева А. М. Социальные институты/А. М. Яковлева // Социология. Основы общей теории. /Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. — М.: ИНФРА, 1996.-933 с.



1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle