Библиографическое описание:

Жуков А. С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 669-671.

В статье ставится вопрос о двух таких важных элементах текста новостной заметки в СМИ, как хэдлайн и лид; формулируется определение хэдлайна, его отличия от традиционного номинативного заголовка и лида, а также формах представления в новостном тексте.

Ключевые слова: традиционные и интернет-СМИ, жанры новостной журналистики, новостная заметка, лид, хэдлайн, заголовок


Современная новостная журналистика в настоящее время — одна из самых бурно развивающихся сфер средств массовой информации. Это связано прежде всего с огромным потоком новостей, которые публикуются в периодических изданиях, ежедневно выходят в эфир теле-, радиопрограмм, а также в интернете, где новостные ленты представлены не только на сайтах информационных агентств, работающих на массовую интернет-аудиторию, но и в онлайн-версиях традиционных СМИ.

Поэтому огромное значение здесь приобретает правильное структурирование и форма подачи новости, что позволит добиться адекватности информирования аудитории.

В арсенале новостной журналистики насчитывается небольшое количество жанровых форм: заметка-новость (представляет собой ответы на основные шесть вопросов новости, которые образуют лид: Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как?), расширенная заметка (состоящая, как правило, из нескольких блоков: лид, подробности (детализация), бэкграунд (справочная информация, контекст события и т. д.), цитаты от лиц, связанных с новостью и некоторые другие блоки), заметка-анализ события (структурно повторяет расширенную заметку, однако включает некоторые элементы анализа), отчет, новостной репортаж, предметное интервью и некоторые другие. Все они имеют определённую структуру, соответствующую «жёсткому» или «мягкому» типу расположения информации в тексте. Для «жёсткого» типа характерна оперативность, повышенная важность новости (в этом случае в начало материала выносится самое важное, кульминационный момент события, факта, а далее излагается информация по принципу убывания интереса), для «мягкого», напротив важен процесс, подробности, детали события, а не его суть (в этом случае чаще всего используется сюжетно-хронологическое построение новостного текста).

Важное значение, особенно для интернет-СМИ, имеют такие элементы новостного текста как лид и хэдлайн, которые размещаются на главной странице сайта СМИ и представляют своего рода анонс новостной заметки. Эти блоки очень важны для новостных материалов, поскольку позволяют читателям ориентироваться в потоке информации и отделять то, что нужно и интересно на данный момент, от второстепенного или того, что можно пропустить. Такую же функцию они выполняют и в традиционных газете или журнале, так как читатель прежде всего обращает внимание на то, что выделено особым шрифтом или цветом.

Хэдлайн — это заголовок, представляющий собой с точки зрения синтаксиса простое предложение (с подлежащим, сказуемым и второстепенными членами), в котором отражён фокус новости. Данный структурный элемент хорошо «обжился» в интернет-СМИ, где практически заменил собой традиционный заголовок, но, более того, всё чаще и на страницах бумажных изданий мы можем наблюдать такую замену двух-трёхсловного заголовка (номинативного, в отличие от хэдлайна пунктирно отражающего суть новостного материала) хэдайном.

Однако заметим, что многие традиционные (традиционными мы называем издания, выходящие на бумаге) газеты и журналы используют форму заголовочного комплекса, который представляет собой совмещение двух или трёх элементов: названия рубрики, номинативного заголовка и хэдлайна (например, заголовочные комплексы в журнале «Русский репортёр»: рубрика — «Спорт», номинативный заголовок — «Бег с глубоким смыслом» и хэдлайн — «Невзирая на протесты, марафон в Иерусалиме состоялся в третий раз»; или рубрика — «Финансы», номинативный игровой заголовок — «Девушка с рублём» и хэдлайн — «Что должна изменить Эльвира Набиуллина в политике Центробанка»).

Понятия «лид» и «хэдлайн» связаны с известным принципом «перевёрнутой пирамиды», по которому в самом начале новостной заметки предлагается ключевая информация о событии, а далее следует менее важная, а также подробности и/или справочная информация.

Традиционно в лиде содержится вся важная информация о событии. Как правило, он представляет собой ответы на вопросы Что? Кто? Где? Когда? Почему? Как? Иногда к этим добавляются вопросы Откуда стало известно? и Ну и что? (обозначающий ценность информации для целевой аудитории). Это своего рода формула представления информации в новостной заметке.

Расположение ответов на эти вопросы не фиксировано и зависит, во-первых, от того, какой информацией располагает журналист, а, во-вторых, от замысла, видения события самого журналиста.

Однако надо отметить, что часть вопросов из формулы лида «забирает» хэдлайн, который, повторим, представляет собой предикативную единицу, отражающую фокус каждой новости: пример из «Новой газеты»: хэдлайн, выполняющий роль заголовка — «Автокатастрофа в Индонезии унесла жизни 15 человек», лид — «15 человек погибли и еще восемь получили травмы в результате автокатастрофы в центральной части индонезийского острова Ява, сообщает «Интерфакс» со ссылкой агентство ЭФЭ. Водитель грузовика не справился с управлением и врезался в несколько автомобилей. Кроме того, в ДТП пострадали водители нескольких мопедов. По данным полицейских, трагедия произошла из-за того, что в грузовике отказали тормоза».

В приведённом примере хэдлайн даёт ответы на вопросы Что? и Где?, а в лиде сконцентрированы детали и подробности произошедшего события.

Пример из интернет-издания «NEWSru.com»: хэдлайн — «На Красной площади задержали девять активистов «Левого фронта» с листовками», лид — «Активисты организовали «прогулку» в поддержку арестованных по уголовному делу о беспорядках на Болотной площади в мае прошлого года. Полиция посчитала это несогласованной акцией, всем задержанным грозят суды». Итак, хэдлайн даёт ответы на часть вопросов лида, в котором затем автор новостной заметки продолжает излагать главную информацию, давая ответы на оставшиеся вопросы. Чаще всего в хэдлайн входят ответы на вопросы Что произошло? и Кто связан с этим событием (фактом)? Хэдлайн — «Неизвестные напали на «Макдональдс» на юге Москвы», лид — «Трое неизвестных напали на закусочную «Макдональдс» на юге столицы. Преступники украли около 200 тысяч рублей, сообщает агентство INTERFAX.RU со ссылкой на источник в полиции. Инцидент произошел в помещении ресторана быстрого питания, расположенного по адресу: ул. Большая Тульская д. 2…» («Новые известия»).

В интернет-версии издания или программы часть новости (хэдлайн) всегда располагается на главной странице или на странице определённой рубрики. Здесь она может быть представлена вместе с лидом или без него. Так, журнал «Русский репортёр» и в журнале, и в интернет-версии представляет и номинативный заголовок, и хэдлайн (заголовок — «Прописке — нет», хэдлайн — «Несогласованная акция против принятия «Закона о прописке»: 15 участников задержаны и находятся в ОВД Якиманка и Китай-город»). Иногда хэдлайн представляет собой не ответы на часть вопросов лида, а вопрос, который привлечёт внимание читателей к материалу (например, в том же «Русском репортёре»: заголовок — «Поле чудес закрывается», хэдлайн — «Зачем правительство Кипра экспроприирует деньги вкладчиков»; заголовок — «Бунт присяжных», хэдлайн — «Чем Верховный суд разгневал двенадцать москвичей»; заголовок — «Концерт для пустоты с оркестром», хэдлайн — «На что способны семь рассерженных женщин из сельской музыкальной школы». В «Новой газете»: заголовок — «Страх и ненависть в Камбодже», хэдлайн — «Чтобы не опасаться возможного уголовного преследования на родине, Сергей Полонский готов стать подданным азиатского королевства? И за что его теперь «ненавидеть»?»).

Важно отметить, что лид не должен повторять хэдлайн, в котором уже дан фокус новости. Лид должен дополнять и фактически продолжать хэдлайн. Например, хэдлайн: «На территории пензенского лесничества создана плантация малины». В нём уже даны ответы на вопросы Что? и Где? В лиде дана некоторая конкретизация: «Плантация малины площадью 3 га создана Кададинским лесничеством в Сосновоборском районе Пензенской области».

Распространённой ошибкой является повторение той информации, которая обозначена в хэдлайне, в лиде.

Например, заголовок: «Оксана Чижова назначена замминистра Минздравсоцразвития Пензенской области». И далее лид: «Оксана Чижова назначена на должность заместителя министра здравоохранения и социального развития Пензенской области. Об этом в своем микроблоге в «Твиттере» сообщил глава ведомства Владимир Стрючков во вторник, 14 августа». Очевидно, что в лиде идёт повторение того, о чём уже было сказано в хэдлайне, поэтому первое предложение лида избыточно.

Пример подобной ошибки из газеты «Новые известия»: хэдлайн — «В Софии избрали нового патриарха Болгарской православной церкви», лид — «Новым предстоятелем Болгарской православной церкви избран митрополит Русенский Неофит. Об этом сообщили представители РПЦ, находящиеся с визитом в Софии». Из интернет-издания «Газета.ру»: хэдлайн — «Полиция: Митрохина удалили с участка в Анапе, так как он не был наблюдателем», лид — «Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин был удален с одного из избирательных участков в Анапе после его закрытия, так как не был записан в качестве наблюдателя на нем, сообщил РИА «Новости» представитель ГУ МВД по Краснодарскому краю».

Иногда в лид включается справочная информация, без которой новость будет непонятной для читателей, не следящих за развитием одного события на протяжении некоторого времени. Например, Пенза, 13 августа 2012. PenzaNews. Уголовное дело, возбужденное в марте 2011 года следственным управлением СК РФ по Пензенской области по оперативным материалам регионального УФСБ по факту злоупотребления главным судебным приставом области Николаем Андреевым должностными полномочиями, передано в суд.

В этом лиде главная новость состоит в том, что уголовное дело по факту злоупотребления главным судебным приставом области Николаем Андреевым должностными полномочиями передано в суд, однако с 2011 года, когда оно было возбуждено, прошло много времени и поэтому было вполне целесообразно дать необходимую для понимания справочную информацию именно в лиде.

Безусловно, лид должен быть шире и объёмнее хэдлайна, поэтому важно отметить то, что хэдлайн должен быть сформулирован коротко, лаконично, но в то же время ёмко и передавать фокус, суть новости. Количество слов в хэдлайне варьируется от 5 до 16–17 (включая предлоги, союзы и частицы), однако оптимальное их количество от 5 до 10 («Участник ДТП открыл стрельбу по сотрудникам ДПС в Махачкале», «Начальнику колонии досталось за Алёхину», «Столичные такси пустят на выделенные полосы», «В камчатской колонии произошла массовая драка заключённых»). В хэдлайнах необходимо по возможности избегать таких синтаксических конструкций, как причастные и деепричастные обороты, вводные слова, придаточные предложения и другие осложняющие элементы предложения.

Таким образом, хэдлайн и лид имеют важное значение и для традиционных газеты или журнала, и особенно важны при структурировании материала на сайте интнернет-СМИ. Новостная заметка, построенная по «жёсткому» типу может иметь четкую структуру, представляющую собой скольжение от главного к второстепенному (по принципу «перевёрнутой пирамиды»). Причём главное, сконцентрированное в хэдлайне и лиде, всегда помещается на главной странице сайта, образуя своего рода информационную ленту новостей, из которой читатель выбирает нужное, интересное на данный момент для него и, переходя на выбранную новость, открывающуюся на новой странице, имеет возможность получить полную, объёмную информацию об этом событии.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle