Библиографическое описание:

Жадан В. Н. Актуальные вопросы криминологической характеристики экологических преступлений // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 387-393.

В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы на основе анализа законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных, характеризующие элементы структуры криминологической характеристики экологической преступности, а также обращается внимание на повышение эффективности и результативности мер по предупреждению преступлений данной категории.

Ключевые слова: анализ, законодательство и нормативные правовые акты в области охраны окружающей среды, официальные и научные данные, криминологическая характеристика экологической преступности.


В современных условиях охрана природной среды, окружающей человека — это одна из актуальных и глобальных проблем всего мирового сообщества. Влияние человеческой деятельности на природную среду настолько возросло и продолжает стремительно нарастать, что в ряде случаев оно достигает глобального измерения и сопоставимо с общепланетарными масштабами многих естественных процессов, или даже превосходит их. Поэтому мировое сообщество в качестве важнейших составляющих международной (всеобщей) и национальной безопасности отводит и экологической безопасности, которая предусматривает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и окружающей природной среды от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [16].

Естественно, в таких условиях охрана окружающей среды в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) и в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами является самостоятельным видом государственной и общественной природоохранной деятельности.

Так, согласно ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) охрана окружающей среды определяется как «деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий» [15].

В развитие государственной природоохранной деятельности Указом Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [14] 2013 год объявлен годом охраны окружающей среды, что, безусловно, должно благоприятно сказаться на среде обитания и экологии жизнедеятельности граждан России.

В тоже время, с 90-х годов XX века, происходящие в России политические и рыночные реформы, привели к развитию новых экономических отношений, предусматривающих свободу предпринимательства и иной экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Этот процесс оказался достаточно болезненным, повлекшим наряду с другими негативными последствиями большой рост не только экономической и организованной, но и экологической преступности, в том числе появление и новых видов преступлений этой категории.

Согласно ст. 75 Закона об охране окружающей среды определяется, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность [15].

Вопросам анализа законодательных (правовых) аспектов охраны окружающей среды в литературе посвящено немало публикаций [8]. В не меньшей степени изучены криминологическая и юридическая характеристика правонарушений и преступлений в области охраны окружающей среды [9], что ни в коей мере не лишает нас продолжить рассмотрение актуальных вопросов и проблем охраны окружающей среды. Предметом нашего исследования будут некоторые актуальные вопросы криминологической характеристики экологической преступности, так как во многих случаях нарушения предписаний законодательства в области охраны окружающей среды могут содержать признаки уголовно наказуемых деяний (экологических преступлений).

Среди всех видов правонарушений, влияющих на криминогенную ситуацию в России, и в тоже время востребованных в правоприменительной практике являются экологические правонарушения и преступления. При этом экологические правонарушения и преступления являются существенным фактором, представляющим опасность для национальной безопасности РФ.

Закономерны вопросы: какие общественно опасные деяния образуют экологические преступления и их юридическая характеристика, что понимается под экологической преступностью, какова структура криминологической характеристики отдельных видов преступлений, как характеризуются отдельные элементы криминологической характеристики экологической преступности? На многие из вышеуказанных вопросов в законодательстве и других нормативных правовых актах в области охраны окружающей среды РФ даются ответы в виде понятий, соответствующей юридической характеристики, комментарий и рекомендаций. В литературе по многим из указанных вопросов также имеются научные публикации, чего не скажешь в части исследования современных подходов к криминологической характеристики экологической преступности.

Прежде всего, мы должны определиться, а какие общественно опасные деяния подпадают под признаки экологических преступлений?

В Уголовном кодексе РФ [13] (далее — УК) предусматривается специальная глава об ответственности за эти преступные деяния — глава 26 «Экологические преступления». Данная глава включает 17 статей (ст. 246–262 УК), которые предусматривают свыше 30 составов преступлений. К числу экологических преступлений относятся такие общественно опасные деяния, которые посягают на общественную экологическую безопасность, экологический правопорядок и здоровье население, а именно: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); загрязнение атмосферы (ст. 251 УК); загрязнение морской среды (ст. 252 УК); порча земли (ст. 254 УК); незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК); незаконная охота (ст. 258 УК); незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК) и др. [13].

В тоже время, как отмечается в юридической литературе общественно опасные деяния, сопряженные с возможностью причинения вреда окружающей среде и здоровью человека содержатся не только в указанной главе, но и в других главах УК — 24 «Преступления против общественной безопасности» (ст. 215 УК — нарушение правил безопасности на объектах атомной энергии; ст. 220 УК — нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах); 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 237 УК — сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей; ст. 243 УК — уничтожение или повреждение памятников истории и культуры; ст. 245 УК — жестокое обращение с животными); 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» (ст. 358 УК — экоцид) и т. д.

Таким образом, к преступлениям в области охраны окружающей среды следует относить достаточно широкий круг общественно опасных деяний, квалифицируемых по различным статьям Особенной части УК, а уголовно-правой анализ экологических преступлений требует самостоятельного исследования.

Как известно, криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений, индивидуального преступного поведения, но и преступности как массового преступного поведения. Экологические преступления не являются исключением.

Одним из дискуссионных вопросов в криминологической литературе является определение понятия «экологическая преступность». В литературе в отношение преступлений, предусмотренных главой 26 УК используется термин «экологические преступления», а к массовому социально-правовому явлению — «экологическая преступность». Что касается совокупности с иными преступными деяниями, которые предусматриваются в других главах УК (например, в главах 24, 25 и 34, указанных нами выше), то используются термины «преступность в области охраны окружающей среды», «преступность в сфере экологии» и др. Не вдаваясь в научную дискуссию о содержании указанных терминов и понятий преступлений данной категории, а будем исходить из плюрализма в научных подходах.

В юридической литературе дается достаточно много определений понятия «экологическая преступность». Мы предлагаем следующее понятие преступлений данной категории. Экологическая преступностьэто совокупность общественно опасных деяний (действий или бездействий), предусмотренных уголовным законом, посягающих на установленные в России природоохранные отношения, экологическую безопасность общества и причиняющие либо способные причинить вред окружающей среде, человеку, другим правоохраняемым интересам и благам.

Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений, в том числе и экологических преступлений, включает в себя следующие элементы: 1) причины (детерминанты) и условия, способствующие совершению преступлений; 2) состояние рассматриваемого вида преступлений, динамику, удельный вес, структуру, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования и т. д.; 3) криминологическую характеристику личности преступника; 4) меры по предупреждению преступности. Рассмотрим указанные элементы криминологической характеристики экологической преступности.

Криминологическая характеристика экологической преступности представляет комплекс взаимодействующих и взаимосвязанных причин, детерминирующих как отдельные экологические преступления, так и в совокупности с другими преступлениями корыстного, организованного и коррупционного характера, и состоит из разноплановых и многочисленных факторов. Наиболее общие и постоянно действующие причины вытекают из социально-экономических противоречий, присущих общественным отношениям, определяющим современную сущность, характер и динамические особенности взаимодействия человека и природы.

К причинам экологической преступности в России принято относить: неблагоприятную социально-экономическую ситуацию в стране (предусматривающая антиобщественную жизненную установку личности, руководствующаяся принципом — для достижения поставленной личной цели хороши все средства, в том числе и противозаконные; достаточно низкий технический уровень производства во всех сферах (промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т. д.) и высокая изношенность основных фондов; несправедливый характер распределения материальных благ среди населения; высокая степень коррупционности органов государственной и муниципальной власти и др.); несовершенство и непоследовательность в реализации законодательства в области охраны окружающей среды, а в отдельных случаях и противоречия с другим российским законодательством; недостаточно эффективное взаимодействие правоохранительных органов с природоохранными по совместному предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и других экологических правонарушений; слабое информационное обеспечение деятельности правоохранительных и природоохранных органов по организации борьбы с экологическими правонарушениями; достаточно низкую экологическую культуру значительной части населения, многих должностных лиц и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, зачастую невысокий уровень их правосознания; недостаточную материально-финансовую обеспеченность государственной и общественной природоохранной деятельности по предупреждению и пресечению экологических правонарушений; отсутствие эффективного механизма участия общественности в борьбе с экологической преступностью и др. [1, 18–20].

Таким образом, способствующие совершению экологических преступлений причины — это система негативных социальных явлений и процессов, сложившихся в социально-экономическом развитии России и детерминирующих экологическую преступность.

Следующий вопрос, который требует уяснения (как элемент, характеризующий криминологическую характеристику), является состояние, динамика, удельный вес, структура, уровень латентности, тенденции динамики и прогнозирования экологической преступности.

Состояние, динамику, удельный вес, уровень латентности и др. количественные и качественные показатели экологической преступности проанализируем по официальным и научным источникам. Так, в России число зарегистрированных экологических преступлений за 1991 год составляло 3097 преступлений, а за 2003 год — 26097 преступлений. При этом удельный вес экологических преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений вырос с 0,3 % в 1990 году до 0,9 % в 2003 году [2]. В другом источнике указывается, что по сравнению с 1990 годом прирост экологической преступности в России составил в 2006 году 1061,94 %. Анализ ее показателей позволяет прогнозировать рост количества экологических преступлений к 2015 году по сравнению с 1990 годом в 25,8 раза, т. е. 88050 преступлений [4].

Согласно официальной статистике в России за 2012 год всего зарегистрировано 2302,2 тыс. преступлений, в том числе 27,58 тыс. экологических преступлений, удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 1,2 % [6]. В тоже время за 2010 год было зарегистрировано 2628,8 тыс. преступлений, из них — 39,16 тыс. экологических преступлений, удельный вес преступлений данной категории — 1,5 % [10]. Из этих данных следует, что за 2012 год в сравнение с 2010 годом зарегистрировано почти на 12 тыс. меньше экологических преступлений. При этом в последние 5 лет наблюдается тенденция снижения регистрируемых преступлений, как в целом, так и экологических преступлений.

Указанный выше научный прогноз в части возможного увеличения числа экологических преступлений как следует из официальной статистики не подтвердился. Более того данные цифры ни в коей мере не снижают общественную опасность преступлений этой категории и их влияние на экологическую безопасность, и социально-экономическое развитие России.

Общеизвестно, что многие виды преступности, в том числе и экологические преступления, характеризуется высокой латентностью, а поэтому в официальной статистике по экспертным оценкам отражается только одна вторая (или третья) часть совершаемых преступлений данной категории. При этом для экологических преступлений характерна не только высокая скрытая, но и скрываемая часть преступлений этой категории, а общее количество ежегодно возбуждаемых уголовных дел по фактам выявленных преступных деяний в сфере охраны окружающей среды явно не соответствует числу сообщений о них, известных природоохранным и правоохранительным органам.

В настоящее время полная и достоверная информация о совершаемых экологических правонарушениях и преступлениях отсутствует. Что касается официальных данных, имеющихся в природоохранных и правоохранительных органах, то они свидетельствуют о значительном количестве нарушений законодательства в области охраны окружающей среды. Удельный вес экологических преступлений в общей структуре преступности с учетом латентности по экспертным оценкам может составлять не менее 3–5 %.

Анализ правоприменительной практики по экологическим преступлениям, как на федеральном, так и на региональном уровнях свидетельствует, что из всех регистрируемых преступлений данной категории по их количеству от наиболее распространенных к менее выявляемым может быть представлен следующими видами уголовно наказуемых деяний — незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК), незаконная охота (ст. 258 УК) и незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов(ст. 256 УК); уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК); загрязнение вод (ст. 250 УК); порча земли (ст. 254 УК); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК) и т. д. Безусловно, указанные экологические преступления и другие ее виды, а также их количественные и качественные показатели зависят от регионального фактора.

Как было указано нами выше, одним из наиболее распространенных в России экологических преступлений является незаконная рубка лесных насаждений (лесное браконьерство), которое с 90-х годов XX века как преступное посягательство изменилось качественно. При этом незаконные рубки лесных насаждений в значительно большем объеме стали осуществляться организованно, профессионально, как правило, на коррупционной основе с чиновниками региональной власти и с использованием современных заготовительно-транспортных средств.

Незаконная заготовка и нелегальный вывоз лесной древесины из России приняли огромные масштабы, что и предопределило возникновение транснациональных экономических компаний с элементами криминального бизнеса. В свою очередь государства пограничные с Россией, такие как Финляндия, Эстония, Латвия и Китай значительно сократили заготовку собственной лесной древесины, рассчитывая на более дешевое российское сырье, невзирая на его зачастую нелегальное происхождение.

Анализ состояния и динамики нарушений лесного законодательства с начала ХХI века по экспертным оценкам показывает, что объемы незаконной рубки лесных насаждений в России составляют более 30 %, а в некоторых регионах — до 50–70 % от общего количества всей вырубаемой древесины. При этом в отдельных, «лесных» регионах России (например, Северные регионы Европейской части, Сибири, Дальнего Востока и др.) доля незаконной рубки лесных насаждений составляет свыше 50 % в структуре всех экологических преступлений.

Представляют значительную общественную опасность и такие преступные деяния как незаконная охота (браконьерство на зверей и птиц). Браконьерство прямо угрожает существованию краснокнижных зверей и птиц. В это число входят такие звери, как амурский (уссурийский) тигр, леопард, барс, все виды медведей, кабарга, зубр, джейран, тур, марал, архар, снежный баран и др., а также птицы — дальневосточный и черный аист, черный журавль, тундровый лебедь, черный гусь, мраморный чирок, белая куропатка, кавказский тетерев, белая чайка, беркут, степной орел и др. Так, по экспертным оценкам в России браконьерами добывается около 300 белых и свыше 400 бурых медведей, около 30–50 амурских тигров, из которых половина шкур каждый год реализуется через Интернет. Неутешительные цифры по фактам браконьерства имеются и в отношении других редких зверей и птиц, а также диких копытных животных, пушных зверей и пернатой дичи.

Следующим видом браконьерства является незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (водное браконьерство). К водному браконьерству относятся такие преступные деяния: незаконная добыча (вылов) рыбы с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений; рыбы в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях (природных заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, экологических коридорах, памятниках природы и т. д.); незаконная добыча котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих в открытом море или в закрытых зонах и др. Так, по экспертным оценкам рыбное браконьерство соизмеримо с добычей рыбы в промышленных масштабах.

Что касается уничтожения или повреждения лесных насаждений, то по экспертным оценкам ежегодно в России возникает до 20–30 тыс. лесных пожаров, а согласно официальной статистики ежегодно в России огнем охватывается до 2 млн. гектаров лесов в год, а по неофициальной — до 14 млн. гектаров [11]. При этом по данным официальной статистики пожары в год могут уничтожить до 70 млн. кубометров древесины и до 700 тыс. гектаров лесных насаждений. По оценкам, основанным на данных дистанционного зондирования в 2010 г. погибло более 1 млн. гектаров лесов. Реальный ущерб, наносимый лесными пожарами значительно выше [7].

В тоже время по экспертным оценкам определяется, что до 70–80 % из всех лесных пожаров возникает по вине человека. При этом исследованиями установлено, что за нарушение лесного законодательства к уголовной ответственности привлекаются примерно 1 из 400 нарушителей, к административной ответственности — 1 из 40 [3, с. 35].

Эти и другие экологические преступления представляют угрозу национальной безопасности России, как в экологическом, так и в социально-экономическом плане.

Не менее актуальным является вопрос о криминологической характеристике личности преступника. Общепризнано, что личность преступника включает совокупность индивидуальных свойств и качеств, обуславливающих совершение преступления, в котором проявляется антиобщественная направленность его поведения. Характер преступного поведения складывается из совокупности факторов объективного и субъективного уровня, формируя у лица определенные реакции на конкретные жизненные ситуации. В качестве социально-экономических факторов, влияющих на формирование лиц, участвующих в преступных посягательствах в области охраны окружающей среды является падение нравственно-культурного уровня, углубление материально-финансовой дифференциации и достаточно низкого душевого дохода большинства населения, безработица и другие негативные условия, которые создают благоприятную почву для криминализации населения. Так, для экологических преступлений в форме браконьерства наличие значительной армии безработных, появившейся в конце XX века, привела к росту объемов незаконной рубки лесов, незаконной охоты и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (прежде всего нелегальной ловли рыбы). Многие лица, потерявшие законные источники заработка в результате экономических затруднений, идут на совершение этих преступлений как основной источник существования. Более того с ростом безработицы у криминальных организаторов появилась возможность вербовать в свои ряды тех, кто лишился постоянных средств к существованию.

Как свидетельствуют статистические данные около 60 % всех зарегистрированных экологических преступлений совершается группами лиц [12, с. 138]. При этом абсолютное большинство этих преступлений совершается группами лиц по предварительному сговору или организованными группами. Лица, занимающиеся браконьерством, как правило, оснащены современной заготовительной и рыболовецкой техникой, охотничьем оружием, быстроходным транспортом, средствами связи и оповещения, вооружены, имеют коррумпированные связи в исполнительных, правоохранительных и природоохранных органах. Их преступная деятельность носит масштабный характер и связана с нанесением колоссального вреда природе.

По вине лиц, совершающих экологические преступления, погибает или заболевает значительное количество людей (например, в результате ядовитых выбросов на производстве, взрывов боеприпасов, разлива ядовитых и химических веществ, загрязнения атмосферы, водных источников, сельскохозяйственных земель и т. д.), они приводят к резкому ухудшению качества среды обитания; истощению невозобновляемых природных ресурсов: создают риск возникновения крупных техногенных катастроф; делают опасными для потребления продукты питания и т. д.

Нравственно-психологический портрет лиц, совершающих преступления данной категории может быть представлен: 1) злостные преступники, имеющие ярко выраженную корыстно-потребительскую ориентацию; 2) лица с неустойчивой ориентацией и уступают давлению неблагоприятных жизненных ситуаций, например, занимаются браконьерством вследствие материальных затруднений и т. д.; 3) лица, совершающие преступления по неосторожности, характеризуются беспечностью, безответственностью и т. д.

Представляет актуальное и практическое значение вопрос о предупреждении экологических преступлений. В науке криминологии под предупреждением преступности понимается узаконенная деятельность государственных и правоохранительных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан и иных лиц, прямо или косвенно, выполняющих предупредительные функции. При этом предупреждение преступности предполагает осуществление следующих возможных мероприятий — выявление, пресечение и предотвращение преступлений, изобличение и наказание виновных, их ресоциализацию как на общесоциальном, так и на специально-криминологическим уровнях.

К общесоциальным мерам предупреждения экологических преступлений относятся, прежде всего, общие меры предупреждения всех видов преступности, которые с одной стороны направлены на развитие и укрепление высокоорганизованной экономики России, создание и поддержание в обществе атмосферы стабильности, сохранение и создание новых рабочих мест, сокращение безработицы и расширение возможности трудоустройства, в том числе выпускников образовательных учреждений, повышение уровня благосостояния населения, стимулирование доверия населения к власти и готовности поддержать ее усилия по охране законности и правопорядка; с другой стороны, они рассчитаны на поддержку развития образования и культуры в обществе, правового воспитания и культуры населения, сохранение и развитие духовно-нравственного наследия и т. д. К общесоциальным мерам предупреждения экологической преступности относятся: разработка и осуществление государственной экологической политики в экономике, образовании и других сферах; соблюдение международных договоров и соглашений, касающихся вопросов охраны окружающей среды; развитие и совершенствование законодательства и нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экологического благополучия граждан России, гарантии которого предусмотрены в ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [5]. В части совершенствования экологического законодательства требуется принятие ряда законов — о государственной экологической политике, об экологической безопасности и др., внесения необходимых изменений в действующее законодательство, в том числе в Водный, Земельный, Лесной и др. кодексы, а также принятие иных нормативных правовых актов — Указов Президента РФ (примером является Указ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды»), постановлений Правительства РФ, нормативных актов иных федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления в пределах своих компетенций. Достаточно значимыми нормативными актами в области охраны окружающей среды являются утверждаемые федеральными министерствами и ведомствами (например, Ростехнадзором, Госгортехнадзором России, МЧС России, Минобороны России и др.) необходимые инструкции, положения, регламенты и другие нормативные акты по обеспечению экологической безопасности.

К специально-криминологическим мерам предупреждения преступности относится совокупность мер, специально направленных на устранение причин и условий преступности и конкретных средств по предупреждению как общих, так и экологических преступлений. В отличие от общесоциальных мер, они имеют меньший масштаб применения и предусматривают узконаправленную деятельность по предупреждению экологических преступлений в конкретном предприятии (учреждении), в какой-то определенной группе людей или индивидуально.

Для более действенного предупреждения экологических преступлений целесообразно создание новых организационно-методологических форм предупреждения преступлений этой категории (например, выделение экологической криминологии, которая будет специализироваться на исследовании общественных отношений в области охраны окружающей среды; создание специализированных подразделений полиции и экологических судов и т. д.).

В заключение считаем необходимым отметить, что повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должно предусматривать комплексный характер взаимодействия и координации деятельности правоохранительных, природоохранных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан и иных лиц, выполняющих предупредительные функции.

Таким образом, настоящее исследование на основе анализа действующего законодательства и нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды, официальных и научных данных об экологических преступлениях, позволяет более системно подойти к криминологической характеристике экологической преступности, а также обращает внимание на повышение эффективности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению преступлений данной категории.


Литература:

  1. Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Монография. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2008. — 86 с.

  2. Герасимов И. В. Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экологической преступности: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — СПб., 2004. — 18 с.;

  3. Гордиенков А. Д., Колодина Н. В. Незаконная порубка деревьев и кустарников: причины и проблемы привлечения к уголовной ответственности // Экологическое право. — М.: Юрист, 2006. — № 1. — С. 33–36.

  4. Клетнева Е. Г. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: дисс…. канд. юрид. наук. — Казань, 2007. — 260 с.

  5. Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 48 с.

  6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2012 года [Электронный ресурс]. URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427433392/replies.xml?item_no=128843 (дата обращения: 25.03.2013).

  7. Ситуация с лесными пожарами в России [Электронный ресурс]. URL: http://apocalypse-2012.com/miscellaneous/p-blokov.html (дата обращения: 25.03.2013).

  8. См.: Бурмистрова Т. В. Охрана окружающей природной среды: правовые основы и экологические нормы [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawmix.ru/comm/7003 (дата обращения: 25.03.2013); Некоторые проблемы современного законодательства и экологической политики государства в области охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: http://www.budgetrf.ru/ (дата обращения: 25.03.2013); Правовые проблемы охраны окружающей среды [Электронный ресурс]. URL: http://www.izak.ru/node/1132 (дата обращения: 25.03.2013); Проблемы природопользования и охраны окружающей среды в современной России (законодательные аспекты) [Электронный ресурс]. URL: http://www.council.gov.ru/inf_sl/bulletin/item/221/ (дата обращения: 25.03.2013); Скобелева Л. А. Законодательство Российской Федерации и ее субъектов об охране окружающей среды: конституционно-правовой аспект: дисс.... канд. юрид. наук. — Казань, 2005. — 220 с. и др.

  9. См.: Винокуров Ю. Е., Винокуров А. Ю. Обстоятельства, способствующие совершению экологических правонарушений, и основные пути их устранения. — М.: Астра, 2006. — 257 с.; Дубовик О. Л., Жевлаков Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. — М.: ЗАО «Бизнес-школа. Интел-Синтез», 2006. — 384 с.; Жалинский А. Э. Причины экологической преступности. — М., 2008. — 240 с.; Еремкин П. В. Борьба с загрязнением окружающей среды: Криминологические и уголовно-правовые аспекты: автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М., 2006. — 26 с.; Клетнева Е. Г. Экологическая преступность на рубеже ХХ-ХХI веков. — Казань: КЮИ МВД России, 2005. — 72 с. и др.

  10. Справка о состоянии преступности в России за 2010 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.globalitv.ru/show/2542 (дата обращения: 25.03.2013).

  11. Статистика лесных пожаров в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusintec.ru/fire-statistics/58-forest-fires (дата обращения: 25.03.2013).

  12. Сулейманов А. Л. Предупреждение организованной экологической преступности // Преступность в разных ее проявлениях и организованная преступность: Сборник. — М., 2004. — С. 138–142.

  13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 № 312-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

  14. Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/acts/16219 (дата обращения: 25.03.2013).

  15. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21.11.2011 г.№ 331-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2002/01/12/oxranasredy-dok.html (дата обращения: 25.03.2013).

  16. Экологическая безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru/; http://official.academic.ru/29885/ (дата обращения: 25.03.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle