Библиографическое описание:

Сергиенко И. И. Особенности психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 494-498.

Рассмотрено особенности понятия психологической готовности в психологи, и специфику психологической готовности к появлению ребёнка в молодой супружеской паре.

Ключевые слова: молодая семья, психологическая готовность, родительство.


Consider the features of the concept of psychological readiness in psychology, and the specificity of psychological readiness for a baby to a young couple.

Key words: a young family, psychological readiness, parenting.


Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным назначением, важным состоянием и значимой социально-психологической функцией практически каждого человека. Качество этих проявлений, и их социально-психологические и педагогические последствия имеют большое значение. То, от чего они зависят, и как можно вмешиваться в процесс формирования отцовства, на наш взгляд, представляет собой, прежде всего, социально-психологическую проблему. [5; 270]

Актуальность исследования. Практически каждый мужчина и женщина, достигшие половой зрелости, имеют потенциальную возможность стать родителями. Переход мужчины к состоянию отцовства, а женщины к материнству, т. е. рождения у них первого ребенка — значимое событие в их жизни, прежде всего семейной жизни. Важность этого события часто недооценивается. [12; 144–149] Биологическая способность быть родителями не всегда совпадает с психологической готовностью к выполнению этой роли.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности к появлению ребёнка, членов молодой семьи в научном плане, до сих пор остается открытой. При этом большинство авторов подчеркивают, что родительство является важным условием развития ребенка и личности одного из родителей: по данным исследований, родители влияют на полоролевую идентификацию ребёнка (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.) [10; 455–458]; интеллектуальное развитие (интерес к учебе) (В. Фтенакис, Р. Берне, Б. И. Кочубей) [9; 10–16]; усвоение нравственных норм (О. Б. Чиркова) эмоционально-личностную сферу ребенка (Е. О. Смирнова, BC Собакин, и др.) [14; 284–290], а также его характерологические особенности (Е. П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). [7, 34]. Родительство, в целом, выступает как источник жизненного опыта, необходимого ребенку как потенциальному родителю. Кроме того, переход к родительству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной и женщиной, связанного с проблемой осознания себя отцом или матерью, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. С. Акивис, Р. В., Е. И. Захарова, Ю. В. Евсеенкова и др.) [11; 526–529], [15].

Современное состояние родительства характеризуется следующей тенденцией: прежде всего, отмечается ослабление родительского начала и происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, уже в роли отца и матери.

Во многом развитие личности будущих родителей обуславливает развитие общества (А. Адлер, Ю. Хямяляйнен) [3; 447–448]. По мнению Р. В. Овчаровой, будущее общества — это сегодняшнее состояние отцовства [12; 319–324]. По результатам исследования Е. А. Нестеровой (за 2005 год) только 50 % матерей и 23,6 % отцов отвечают требованиям эффективного родительства. Именно эти данные должны повышаться и в дальнейшем. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену.

Анализ работ, посвященных проблеме родительства, показал, что современный этап этих исследований характеризуется следующими тенденциями:

  • Преобладание исследований материнства и психологической готовности к материнству;

  • Отсутствием системного подхода к трактовке родительства, то есть, его связи с системой семьи и процессам её становления;

  • Неразработанность исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности к появлению ребёнка;

  • Отсутствием моделей и технологий формирования психологической готовности молодежи к отцовству.

Исходя из этого, возникают противоречия, связанные с потребностью в изучении родительства как системы отношений отца и матери с ребенком, возникновение педагогических и психологических факторов, определяющих его формирование, — с одной стороны, и недостаточная разработанность этой проблемы — с другой;

Проблема исследования состоит в выявлении и исследовании компонентов, уровней психологической готовности членов молодой семьи к родительству; определении педагогических и психологических факторов его формирования.

Объектом нашего исследования является психологическая готовность к родительству у мужчин и женщин, а предметом — особенности психологической готовности к родительству в молодой семье.

Цель нашего исследования состоит в обосновании сущности психологической готовности членов молодой семьи к родительству, как системы отношений к появлению ребенка.

Теоретические гипотезы исследования:

  1. Психологическая готовность к родительству — это внутренняя позиция личности, компонентом которой является целостная система отношений будущего отца и матери к появлению ребёнка в семье.

  2. Уровень психологической готовности к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущих родителей.

  3. Родительство является интегральным психологическим образованием личности, содержит ряд компонентов, каждый из которых включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий составляющие.

Задачи исследования:

  1. Изучение основных теоретических подходов к расскрытию феномена родительства и его составляющих.

  2. Исследование структуры родительства как интегрального психологического образования личности.

  3. Эмпирическое исследование компонентов, составляющих психологическую готовность членов молодой семьи к появлению ребёнка.

  4. Обоснование сущности психологической готовности к родительству как системы отношений к появлению ребенка в семье.

Теоретическую основу исследования составили:

  • концепция Р. В. Овчаровой (2003г.) o родительстве как психологическом феномене [13; 320];

  • концепция родительства И.С Кона (2000г.) как социокультурного феномена [11; 26–33];

  • теоретическое моделирование отцовства как интегрального психологического образования личности А. Г. Филипповой [12; 193].

Методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического детерминизма (Б. Г. Ананьев, 1996, Л. С. Выготский, 1984, А. Н. Леонтьев, 1975, Б. Ф. Ломов, 1996, С. Л. Рубинштейн 1989) [14; 56]. [2; 34–39].

  • Проективная методика «Родительское произведение» в модификации В.Столина [10; 65–69];

  • Методика выявления ценностных ориентаций М.Рокича [11; 208–211];

  • Качественный сравнительный анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что современная картина родительства весьма разнообразна, и в нашем исследовании описана в нескольких категориях. С одной стороны наблюдается ситуация кризиса семьи, уменьшение общего вклада, прежде всего отца в процесс воспитания ребенка. С другой стороны, мы обратили внимание на то, что фактически за очень короткое время, картина родительства, в целом, значительно изменилась, также изменения коснулись и социальных представлений о том, как проходит становление и функционирование отношений в семье. Меняются научные и теоретические представления о функциях, которые должен выполнять отец и мать.

Поэтому социальные функции семьи становятся все более актуальными и значимыми в современном мире. Поэтому, лично для нас, станут интересными дальнейшие исследования именно в этой области психологического знания, знания об особенностях и аспектах формирования не только семьи, но и ее непосредственного развития в условиях появления в ней нового члена общества, т. е. ребёнка.

Развитая форма родительства характеризуется относительной надежностью и стабильностью, и реализуется в согласованности представлений супругов o родительстве и комплементарности динамических проявлений этого процесса.

В развитой форме родительство включает [14; 208–219]

  • ценностные ориентации супругов (семейные ценности);

  • родительские установки и ожидания;

  • родительское отношение;

  • родительские чувства;

  • родительские позиции;

  • родительскую ответственность;

  • стиль семейного воспитания.

Родительские установки и ожидания имеют три уровня презентации [5; 26–33]:

  • «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);

  • «мы — родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);

  • «это — наш ребенок» (установки и ожидания относительно ребенка / детей).

Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед собой, ребёнком и перед обществом.

В литературе сущность родительства, как многогранного явления толкуется в нескольких аспектах, а именно рассматривается [11; 219–222]:

  • Как биологический, социокультурный и психологический феномен; интегральное психологическое образование личности (отца и / или матери); надындивидуальным целым («мы-родители»);

  • Социальный институт, который объединяет два других института — материнство и отцовство (в узком смысле);

  • Деятельность родителей по уходу, материальному обеспечению, воспитанию, обучению ребенка;

  • Этап в жизни человека, который начинается с момента зачатия ребенка и не прекращается даже после смерти ребенка;

  • Как бытие, состояние, пребывание человека в положении отца / матери;

  • Субъективное ощущение человека себя отцом / матерью;

  • Кровное родство между родителями и ребенком;

  • Осознание родителями родственной связи с детьми.

Итак, родительство является сложной динамической структурой, в развитой форме включает родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, стиль семейного воспитания. Связь компонентов между собой осуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериями реализации этих компонентов.

Организация эмпирического исследования. Проблема исследования состоит в выявлении и исследовании компонентов, уровней, составляющих структуру психологической готовности молодых пар к родительству; и определении психологических факторов ее формирования.

Экспериментальная работа с молодыми парами осуществлялась в Днепропетровске. Для определения уровня сформированности родительской сферы в период взрослости до рождения ребенка, выборку составили 30 молодых пар, в возрасте 19–27 лет, которые еще не имеют детей(т. е. 30 женщин и 30 мужчин).

Знание степени готовности женщины и мужчины к отцовству, на данном этапе позволили бы своевременно диагностировать нарушения родительского поведения, и возможность в будущем спроектировать способы его коррекции и профилактики.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе были проанализированы результаты исследования «Родительское произведение». На втором этапе были выделены ценности, которые являются основными для будущих матери и отца, с помощью методики ценностных ориентаций М.Рокича.

Во время непосредственного контакта с респондентами, которые принимали участие в нашем исследовании, было установлено, что все респонденты хотят иметь детей. Что касается предполагаемого количества детей, то 65 % опрошенных хотят иметь двоих детей, 35 % — одного ребенка. При этом 75 % респондентов считают для себя возможным родить троих детей, только при благоприятных материально-бытовых условиях. При этом 15 % опрошенных, потенциально готовы к рождению троих детей, и указывают на то, что окружающие относятся безразлично к женщинам, которые имеют трех детей. 20 % из них полагают, что такие женщины вызывают у окружающих удивление и недоумение. Эти данные позволяют сделать вывод, что материально-бытовые условия и отношение общества к многодетным семьям являются значимыми факторами, которые отвечают за психологическую готовность к отцовству.

Хотя с другой стороны, 75 % респондентов указали, что им трудно понять родителей, оставляющих своих детей. 60 % из испытуемых считают, что ребенок будучи объектом заботы и любви, принесет им счастье, укрепит семью. Другие (40 %) респондентов содержание появления ребенка в своей жизни осознают не полностью.

По методике «Родительское произведение» В. Столина, были получены вербальные описания молодыми парами, которые характеризовали их как будущих родителей и их отношение к будущему ребенку. У 5 % произведений исследуемых отсутствовали данные образы, или содержали обособленные характеристики представлений o родительстве. На основе проведенного контент-анализа вербальных текстов каждый индикатор был оценен по 10-балльной шкале в соответствии с возможностью его отнесения к определенной категории (подкатегории). Определены основные категории отношений мужчин / женщин к будущему родительству и их количественные показатели: «Положительное отношение к себе как будущему отцу / матери "(78 %),

«Отношение к будущему ребенку как к субъекту деятельности и общения»(44 %)»,Инфантильное отношение к родительству»(19 %),

«Отрицательное отношение к будущему отцовству»(11 %), «Ориентация на объектное отношение к ребенку» (19 %).

При проведении методики «Ценностные ориентации» М.Рокича, с помощью процедуры ранжирования списка ценностей, мы обнаружили ценности, которые являются для иерархии мотивационной сферы мужчин и женщин главными, то есть играют чрезвычайно важную роль, поскольку выполняют не только побудительную, но и направляющую функции.

Результаты исследования дают основания утверждать, что у мужчин первые позиции занимают следующие ценности:

  1. Терминальные ценности:

(Материально обеспеченная жизнь + Интересная работа; Свобода; Щасливая семейная жизнь).

  1. Инструментальные ценности:

(Самоконтроль; Жизнерадостность; Эффективность в делах; Ответственность).

Следующие результаты исследования дают основания утверждать, что у женщин первые позиции занимают следующие ценности:

  1. Терминальные ценности:

(Любовь; счастливая семейная жизнь; материально обеспеченная жизнь

  1. Инструментальные ценности:

(Самоконтроль; Жизнерадостность; Эффективность в делах; Рационализм)

С помощью этой классификации ценностей у мужчин и женщин, можно сделать вывод, что одной из основных ценностей, преобладающих у респондентов, и объединяющих их, является ценность семейного счастья, если дословно семейная счастливая жизнь. Это позволяет сделать вывод о том, что семейная жизнь является одной из значимых основ, компонентов психологической готовности к появлению ребенка. Ведь за уточнениями самих респондентов, все они видят условием счастливой семейной жизни появление ребенка в семье, что, также несет функцию укрепления брака в целом.

Таким образом, можно предположить, что в структуру родительства должны входить следующие компоненты:

    1. потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;

    2. операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общения с ним;

    3. ценностно-смысловой компонент, который включает отношение родителей к своему ребенку, включающий также экзистенциальные переживания.

Выводы. В данной статье было проведено теоретическое обоснование и эмпирическое исследование психологической готовности к появлению ребёнка в молодой семье. Важной составляющей процесса подготовки молодых пар к будущему родительству является формирование адекватных представлений о будущей семье, как сложного, системно организованного и относительно устойчивого образования, направленного на оптимальную адаптацию к браку и эффективное функционирование в семейной жизни.

Ведущим механизмом формирования представлений о будущем родительстве у мужчин и женщин, является процесс полоролевой идентификации в семье, который проявляется в желании воспроизводить модель родительской семьи в своей будущей семье, при этом формы родительских взаимоотношений становятся эталонными, хотя далеко не всегда такими.

Представление o родительстве характеризуется специфическим содержанием, структурой и уровнем развития. Структура представлений о будущем отцовстве включает: когнитивный (система знаний о семейной жизни), эмоционально — оценочный (отношение к будущей семьи, рождения в семье ребенка и их оценка) и поведенческий (динамика поведения в семье и модели поведения в конфликтных ситуациях в семье) компоненты [3; 544].


Литература:

  1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-447–448 с.

  2. Алешина Ю. Е., Волович A. C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74–82.

  3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1978–270с.

  4. Бодалев, A.A., Столин В. В. Семья в психологической консультации-М.: Педагогика, 1989. -65–69 с.

  5. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дисс.канд. психол. наук. М., 1986. 206–207с.

  6. Гурко Т. А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях. //Социс.- 1997.-№ 1.

  7. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.-208–219с.

  8. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб.: Питер, 2001. -320–321с.

  9. Захарова Е. И. Особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. — 2002. № 1 — С.3–29.

  10. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. — 544с.

  11. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26–33.

  12. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18–27.

  13. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319–324с.

  14. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.

  15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. -34–36с.


Основные термины: психологической готовности, появлению ребёнка, членов молодой семьи, психологической готовности членов, психологической готовности юношей, Формирование психологической готовности, компонентов психологической готовности, сущности психологической готовности, готовности членов молодой, появлению ребенка, Проблема психологической готовности, специфику психологической готовности, понятия психологической готовности, Особенности психологической готовности, формирования психологической готовности, уровни психологической готовности, развития психологической готовности, уровней психологической готовности, особенности психологической готовности, молодой семье

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle