Библиографическое описание:

Ромахова И. Ю. Доступность информации Web-сайтов для людей с ограниченными возможностями // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 683-685.

Общедоступность информации для всех людей — понятие, получившее распространение в США, Великобритании и Европейском Союзе, благодаря принятию в этих странах законов, требующих равных прав для людей в получении доступа к информации, независимо от физических и когнитивных затруднений, которые они могут испытывать в связи с временными или хроническими нарушениями и болезнями.
Общедоступность, как принцип разработки и поддержки информационных систем, направлена на снятие барьеров и обеспечение доступа к информации каждого человека, пользующегося информационными технологиями.
Такими барьерами могут быть, например:
  1. Ухудшение и нарушения: зрения, слуха, моторики;
  2. Сложности в обучении;
  3. Речевые и когнитивные нарушения;
Эти барьеры могут возникать в результате старения, болезней, или они могут иметь врожденную природу.
Людей с такими нарушениями называют «ограниченными», что само по себе является определенной дискриминацией со стороны «неограниченных» людей. Нелепость этой дискриминации проявляется в том, что любой человек может стать «ограниченным» из-за неожиданной травмы или болезни, или в силу переутомления.
Игнорирование проблем, возникающих при использовании информационных технологий людьми с ограничениями — вопрос не только этического плана.
Упомянутые законы и акты, поддерживающие принципы общедоступности, требуют того, чтобы компании, предоставляющие информационные услуги, предпринимали разумные меры по уменьшению трудностей использования их услуг людьми с ограниченными возможностями. Незаконным признается отказ от предоставления услуг таким людям. Всё это касается в первую очередь публичных web-сайтов, предоставляющих сервис широким массам пользователей. [1]
Забота о людях с ограниченными возможностями и защита их прав на получение доступа к информации — государственные задачи, которые можно отчасти решить установлением законов, требующих соблюдения принципов общедоступности компаниями-разработчиками, работающих над государственными заказами. Например, создание сайтов муниципальных образований, создание информационных систем для государственных служащих и граждан, обращающихся в государственные органы. Подобным образом эту проблему решают в США, где с 1998 года действует 508-ая часть Акта о Реабилитации, подписанная президентом Клинтоном.
Всемирным веб-конструктором (W3C) подготовлены «Рекомендации по обеспечению доступности веб-контента» (Web Content Accessibility Guidelines, WCAG), которые воспринимаются профессиональным сообществом в качестве де-факто стандарта и используются в большинстве стран при разработке собственных законов или рекомендаций. Следование этим рекомендациям упростит работу с сайтом не только пользователям с ограниченными возможностями здоровья, но и пользователям с ограниченными техническими возможностями (низкоскоростной Интернет; отсутствие мыши, как на смартфонах; маленький экран), а также пожилым людям. [2]
Несоблюдение этих стандартов и правил вызывает различные затруднения. Так фотографии и иллюстрации, не содержащие поясняющих надписей, или видео ролики, которые не сопровождаются необходимыми пояснениями, не будут понятны слабовидящим или полностью слепым людям. А недостаток совместимости дизайна web-страниц с программами, которые могут читать вслух их содержание, делает полностью невозможным использование web-сайтов людьми с нарушениями зрения.
Для людей же с нарушениями движений пальцев и рук важным является клавиатурная поддержка функций, так как взаимодействие с такими манипуляторами, как мышка, значительно сложнее, чем использование клавиатуры. При этом используемые сочетания клавиш должны позволять работать одной рукой. Человек с обездвиженной, например, вследствие перелома, рукой будет испытывать серьезные затруднения при необходимости нажать Ctrl+Alt+Del на ноутбуке, у которого клавиши Ctrl и Alt не дублируются в правой части клавиатуры, где располагается кнопка Del. [3]
Для людей с ограничениями или нарушениями слуха будет абсолютно бесполезным аудиозапись, которая не сопровождается текстовой транскрипцией.
У людей с когнитивными нарушениями (например, внимания, памяти и воображения) трудность будет вызывать нестабильность навигационной модели сайта.
Существует множество разработок, облегчающих доступ людям с ограничениями:
  • Дисплеи Брайля, позволяющие читать текст на ощупь;
  • Программы, читающие тексты вслух;
  • Экранные «увеличительные стекла»;
  • Программы распознавания речи, позволяющие управлять компьютером голосом.
Все эти разработки могут быть эффективными, только если разработчики web-ресурсов уделяют внимание и направляют усилия на то, чтобы обеспечить совместимость с этими программами и устройствами. Без должного внимания к проблемам людей с ограничениями разработчики и дизайнеры совершают простые и незначительные с их точки зрения допущения, как, например, установить фиксированный размер шрифта, которые оборачиваются неоправданными затруднениями для слабо видящих людей, оказывающихся лишенными простой возможности увеличить размер шрифта, чтобы облегчить чтение и восприятие текста.
Существует двенадцать основных положений WCAG 2.0, упрощающих работу с сайтом людям с ограниченными возможностями. [4]
  1. Предоставление текстовой версию любого нетекстового контента для его возможного преобразования в альтернативные формы, удобные для различных пользователей (воспринимаемость текстового контента легко можно улучшить: слабовидящим при помощи экранной лупы или увеличения шрифта средствами операционной системы, слепым — при помощи программ компьютерного озвучивания текста или вывода его на Брайлевский дисплей).
  2. Предоставление альтернативной версию медиа-контента, ограниченного по времени (текстовая, аудио-версии видео-ролики, субтитры).
  3. Создание контента, который можно представить в различных видах без потери данных или структуры (например, с более простым макетом страницы, страницу с облегченным дизайном — версия для печати).
  4. Упрощение просмотра и прослушивание контента, отдением важных частей от второстепенных.
  5. Предоставление возможности управления всей функциональностью с клавиатуры.
  6. Предоставление пользователям достаточного времени для ознакомления и работы с контентом. Речь идет о контенте, ограниченном во времени. Например, сменяющиеся кадры спецпредложений или новинок, онлайн-тесты, настольные онлайн-игры с ограничением на время хода и т. д.
  7. Отсутствие заведомо опасные для здоровья элементы дизайна (вспышки или слишком частых миганиях страницы или ее элеметов, резкие неожиданные звуки и т. д.).
  8. Предоставление пользователям помощи и поддержки в навигации, поиске контента и в определении их текущего положения на сайте (наличие ссылки типа «см. также подробную информацию о продукте», нескольких способов поиска нужной ему страницы (стандартная навигация, карта сайта, строка поиска) и т. д.).
  9. Создание удобочитаемого и понятного текстового контента (возможность перевести текст на родной язык, расшифровка редких слов, аббревиатуры или специфических значений слов).
  10. Веб-страницы должны отображаться и функционировать предсказуемым образом (например, не должно быть ситуаций когда, пояснение к полю ввода отображается не рядом с ним, а внутри него и др.).
  11. Помощь пользователям избегать ошибок при вводе информации и исправлять их (не должно быть сообщений об ошибках в духе «Ошибка № 355», должно быть понятное описание ошибки).
  12. Обеспечение максимальной совместимости контента с существующими и разрабатываемыми пользовательскими приложениями, включая ассистивные технологии.
Отношение к людям с ограниченными возможностями характеризует нацию, её культурный уровень и ценности. Это отношение зависит от ценности человека и его жизни для общества.
В России зарегистрировано больше 13 миллионов лиц с ограниченными возможностями, то есть 10 % от населения страны. То есть с определенными допущениями можно считать, что каждый десятый посетитель сайтов имеет какие-либо ограничения по здоровью. А если учесть пользователей различных гаджетов, для которых описанные принципы также применимы, а также пожилых людей, их доля в аудитории сайта может вырасти до 30–40 %. Это более чем ощутимая цифра для того, чтобы разработчикам позаботиться о том, чтобы им было удобно читать сайт, писать, делать на нем покупки. [5]
В связи с этим переориентация разработки на общедоступность становится более достижимой, и должна реализовываться через популяризацию и продвижение существующих стандартов общедоступности, а также переоценку процессов разработки с целью их улучшения.
Для российского Интернета первым и очень значительным шагом стала бы оценка и доработка таких востребованных сервисов, как электронная почта (например, mail.ru), поисковые системы (например, yandex.ru), новостные ленты (например, rbc.ru) и т. п. Тенденции, которые обозначат наиболее популярные ресурсы, должны будут изменить отношение к вопросам общедоступности большинства российских интернет-проектов.

Литература:
  1. Политика в области обеспечения доступности Веб-ресурсов: международный опыт [http://www.ifap.ru/library/book461.pdf];
  2. Сатин Д. К. Доступность информации для людей с ограниченными возможностями // Информационная открытость государственных интернет — ресурсов в интересах молодежи. — 2008.–С.33–36.
  3. Адаптация сайта для пользователей с ограниченными возможностями — это не сложно [http://habrahabr.ru/company/netcat/blog/165697/];
  4. Широков В. А. Вопросы разработки, наполнения и сопровождения официальных сайтов муниципальных образований // Практика муниципального управления. — 2011. — № 10;
  5. Павлов И. Ю., Голубева Е. Г., Голубев В. О. Методика мониторинга официальных сайтов органов власти [http://irsi.svobodainfo.org/ru/system/files/Metodika_Monitoring.pdf].


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle