Библиографическое описание:

Коренецкая И. Н. Феномен отношений взаимопонимания в академической студенческой группе // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 566-570.

В статье рассматривается проблема понимания человека не в привычном когнитивном, а в личностно-ценностном аспекте, выявляются сущностные характеристики и компоненты процесса понимания, предлагается модель педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в академической студенческой группе как со-бытийной общности.

Ключевые слова: понимание человека, отношения взаимопонимания, со-бытийная общность, педагогическое обеспечение.


В условиях социальной нестабильности действия людей и результаты этих действий определяются комплексом многочисленных факторов, среди которых фактор отношений взаимопонимания становится базисным и жизнеопределяющим.

Современные политические, экономические и социальные тенденции в обществе предъявляют высокие требования к новому поколению. Расширение политических контактов между государствами требует от человека не только знания иностранного языка, но и умения взаимодействовать, принимая и понимая ценности представителя иной культуры. В условиях расслоения общества по экономическим и социальным показателям, возросшей дегуманизации, цинизма, переключения интересов из культурно и ценностно значимых областей в сферу досуга и культ потребления человек должен уметь противостоять негативным факторам, конструктивно разрешать моральные проблемы и межличностные конфликты.

Возрождение духовности, развитие гуманистического мировоззрения, формирование ценностных ориентаций человека, становление отношений взаимопонимания приобретает актуальность в системе как общеобразовательных средних учреждений, так и в высшем образовании, и требует обновления его содержания. Педагогическое обеспечение становления отношений взаимопонимания является важной задачей современного образования. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в школы и ВУЗы. Без понимания человека нет его принятия, а без принятия нет и не может быть продуктивного взаимодействия между людьми. Поэтому проблема поиска эффективных механизмов становления отношений взаимопонимания как всеобъемлющего фона и всепронизывающей среды жизнедеятельности становится актуальной в настоящее время. Особенно актуальна проблема отношений взаимопонимания в юношеском коллективе, так как возрастные изменения нередко проявляются во враждебности, конфликтности, насилии, дискриминации, равнодушии, разобщённости, эмоциональных расстройствах, повышенной тревожности, резких колебаниях самооценки.

Различные аспекты проблемы становления отношений взаимопонимания представляют сферу научных интересов ученых в рамках таких дисциплин как философия, психология, педагогика и др.

Сравнительный анализ психолого-педагогической и философской литературы показал, что проблема становления отношений взаимопонимания, а также педагогическое обеспечение данного процесса остаются малоизученными: не определены качественные характеристики коллектива, в котором возможно становление отношений взаимопонимания, не конкретизировано понятие «отношения взаимопонимания», не выявлены условия становления отношений взаимопонимания, не разработана модель педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания.

Рассмотрение понимания человека как педагогического явления вызвало особую трудность. Рефлексия философских постулатов и понимающей психологии В. Дильтея [4] позволила предположить, что пониманию человека возможно учить и научать, создавая условия для развития и «наращивания» духовного опыта человека.

Постижение теории понимания, сложностей его условий — это удел педагога, осознавшего, что воспитание — это создание условий, это правильная организация жизни, бытия как опыта духовной жизни.

Путь к механизмам самопонимания и понимания другого мы выводим по аналогии овладения человеком речью. Он не знает правил орфографии и синтаксиса, но при этом учится говорить правильно.

Стало быть, и понимание человека возможно через организацию деятельности, связанной с отношениями взаимности. В нашей работе особое место мы отводим упражнениям по извлечению смысла, наделению смыслом.

Человеку непросто овладеть постулатами «понять — значит оправдать», «понять — значит принять», «без понимания нет и не может быть взаимодействия людей». В опыте отношений взаимопонимания (понимания себя и другого) субъекту передается состояние. Это не вполне объяснимо, но понятно на уровне переживаний (человека, как музыку, мы понимаем, но не объясняем).

Наиболее результативным и адекватным методологическим подходом к исследованию педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в академической студенческой группе является философско-антропологический подход.

Философско-антропологический подход — это методология, содержащая в своем арсенале методы постижения духовного опыта, обращенного к пониманию человека, а через понимание — к отношениям взаимопонимания.

Педагогическое обеспечение становления отношений взаимопонимания особенно актуально для студентов-первокурсников, так как интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Неблагополучие в отношениях с одногруппниками, отсутствие близких друзей порождает переживания, расценивается студентом как личная драма, приводит к социальной дезадаптации и правонарушениям.

Становление отношений взаимопонимания и формирование студенческого коллектива/ академической группы — два взаимообусловленных процесса: 1) коллектив является условием становления отношений взаимопонимания, и 2) формируя отношения взаимопонимания, педагог формирует коллектив как со-бытийную общность.

В ходе исследования установлено, что не каждый студенческий коллектив является условием для становления отношений взаимопонимания. Для определения качественных характеристик коллектива, которые позволят ему стать таким условием, мы обратились к философской, психологической и педагогической литературе.

В философии коллектив рассматривается как относительно компактная социальная общность, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи.

В психологической науке коллектив представлен как группа, межличностные отношения в которой опосредствованы задачами и целями совместной личностно-значимой для каждого члена сообщества общественно ценной деятельности.

Словарное значение понятия «коллектив», которое использует педагогика, определяется как группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

На основе сопоставительного анализа психологической [1] и педагогической литературы [2; 3; 5; 6; 8; 9] мы определили, что качественными характеристиками коллектива как условия становления отношений взаимопонимания является «со-бытийная общность» [7], в аспекте ценностно-смыслового единства субъектов, и равенство субъектов в воспитательном пространстве студенческого коллектива.

Со-бытийная общность как качественная характеристика академической студенческой группы представляет собой духовное единство субъектов, характеризующееся взаимным принятием, внутренней расположенностью друг к другу, отношениями сотрудничества и сопереживания, основанными на интересе и потребности в другом человеке, в умении его понять и принять.

Проведя анализ становления отношений взаимопонимания в педагогических, психологических и философских исследованиях, мы сделали вывод о том, что особенно эффективным для рассмотрения нашей проблемы является герменевтический подход в философии, в силу того, что теорию и практику интерпретации текста можно перенести на понимание человека [5].

В педагогике словарное значение понятия «понимание» определяется, как: 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванная внешними или внутренними воздействиями специальная составляющая сознания, фиксируемая субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия.

Словарное значение понятия «понимание», представленное в психологии, дано как: 1) процесс постижения чего-либо, понимание значения слова, фразы, результата, предложения и т. д., 2) неуловимый интуитивный процесс, посредством которого человек может постичь глубокий смысл события, понятия, идеи, 3) сочувственная оценка другого человека.

В философии к проблемам понимания обращается герменевтика.

В результате педагогического осмысления правил интерпретации, заявленных герменевтикой, мы дифференцировали понимание и знание человека (знать можно неодушевленное, принадлежащее к неживой природе, например, язык, традиции, но для взаимодействия с конкретным человеком необходимо понимание, извлечение и интерпретация смыслов его слов и поступков), понимание и объяснение (человека нельзя познать и объяснить, его можно понять и описать, объяснение есть подведение под истину, а понимание — подведение под ценность, понять человека — значит принять его).

В ходе исследования выявлено, что понимание человека может быть реализовано путем осмысления, принятия студентом культуры, характерной для того общества, где он живет. Аксиологический подход устанавливает, что культурная среда определяет индивидуальную иерархию ценностей человека. Осмысление, принятие ценностей означает освоение субъектом конвенциональных и трансцендентных ценностей [1], становление ценностных отношений и ценностных ориентаций.

В соответствии с вышесказанным, отношения взаимопонимания в академической студенческой группе представляется возможным определить как встречное понимание (я понимаю тебя — ты понимаешь меня), как процесс и результат поиска и раскрытия смыслов, заложенных в жизненные проявления, что обеспечивает продуктивное взаимодействие членов юношеского коллектива.

Анализ научных исследований по данному аспекту проблемы позволил сформулировать условия становления отношений взаимопонимания в академической студенческой группе: проявление интереса и внимания членами группы друг к другу; извлечение смыслов из жизненных проявлений человека и их интерпретация на основе собственного жизненного опыта, но с учётом ценностей понимаемого; осмысление собственного духовного мира, или самоосмысление; осуществление студентами диалога как равноправного и равнопозиционного доверительного общения, основанного на сопереживании и взаимопринятии; «перенесение-себя-на-место-другого» [4] как способность умозрительно на мгновение перевоплотиться в другого человека; осмысление сходства и различия человеческих индивидуальностей.

Мы определили следующие компоненты становления отношений взаимопонимания: эмоционально-ценностный (понимание человека как ценность, позитивное отношение к проблеме становления взаимопонимания, эмоциональная включенность в процесс становления взаимопонимания), когнитивный (осмысление и принятие знаний о понимании человека), деятельностно-поведенческий (освоение умений реализации условий становления отношений взаимопонимания в коллективе, осуществление понимающего «поступания» [5].

Изучение существующих исследований по проблеме коллектива и становления отношений взаимопонимания позволило конкретизировать педагогическое обеспечение становления отношений взаимопонимания в студенческой группе как специально организованный воспитательный процесс, для которого характерны последовательность этапов и непосредственная обращенность к духовной (ценностному содержанию сознания) и душевной (ценностному содержанию переживаний) сферам человека.

Для оценки эффективности педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания нами используется критерий результата.

Обобщенным критерием результата педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания выступает степень сформированности у человека ценностных ориентаций, определяющих готовность субъекта к пониманию человека. Степень продвижения студентов к освоению эмоционально-ценностного (позитивное отношение к проблеме понимания человека, принятие идеи понимания человека как ценности), когнитивного (знания о понимании человека как ценность), и деятельностно-поведенческого (интерес к человеку, диалог и др. как ценности) компонентов становления отношений взаимопонимания, являются результативным ориентиром и критерием эффективности педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в коллективе. В соответствии с основными компонентами становления отношений взаимопонимания как процесса определены его уровни.

В определении эффективности педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания мы ориентировались на степень достижения студентами высокого уровня понимания человека, который проявляется в принятии проблемы понимания человека как личностно-значимой, эмоциональной включенности в процесс становления отношений взаимопонимания, готовности учиться понимать человека, знании о сущности отношений взаимопонимания, знании условий становления понимания человека в коллективе и их реализация во взаимоотношениях. В соответствии с данным ориентиром были выделены средний и низкий уровни отношений взаимопонимания, отличающиеся друг от друга степенью выраженности данных проявлений.

На основе вышесказанного, нами разработана модель педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в студенческой группе, включающая цель, принципы, этапы, содержание педагогического обеспечения на каждом из этапов (алгоритм действий педагога и проявления в группе) и прогнозируемый результат. При построении модели как технологии деятельности педагога мы исходили из подхода Н. Н. Никитиной [6].

Целью усилий педагога является принятие студентами проблемы отношений взаимопонимания как ценности.

В процессе педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в коллективе педагог руководствуется принципами «воспитывающего понимания» и «понимающего бытия» [5]. Онтологическим основанием обоих принципов является способность к пониманию человека как способ бытия, а теоретическим — понимающая психология. Ее постулат: «человека нельзя познать и объяснить, его можно понять и описать». Для того чтобы придать пониманию воспитывающий характер, педагог должен уметь проявлять уважение, любовь, интерес, сострадание, сопереживание, доверие. Воспитывают не столько конкретные методики, сколько личный пример. Педагог, для которого понимание человека не является ценностью, не сможет создать адекватные условия становления отношений взаимопонимания между студентами. Поэтому принцип понимающего бытия дополняет принцип воспитывающего понимания.

Анализ психолого-педагогических исследований позволил выявить, что в педагогическом обеспечении становления отношений взаимопонимания целесообразно рассматривать следующие этапы: включение студентов в проблему понимания человека, проблематизация процесса становления отношений взаимопонимания, позиционирование субъектами бытийного характера отношений взаимопонимания.

Каждый этап педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в коллективе обусловлен компонентами становления отношений взаимопонимания: эмоционально-ценностным, когнитивным, деятельностно-поведенческим.

На этапе включения задачей педагога является стимулирование возникновения у студентов позитивного отношения и интереса к проблеме становления отношений взаимопонимания через демонстрацию педагогом в процессе открытого общения значимости данного феномена в жизни человека. На этапе проблематизации педагог вместе со студентами обнаруживает противоречия во взаимоотношениях в коллективе, содействует в освоении знаний об отношениях взаимопонимания через расширение и обогащение онтологической базы отношений взаимопонимания студентов посредством совместного поиска, открытия и внесения в коллектив новых ценностей понимающего бытия. На этапе позиционирования педагог актуализирует жизненную позицию студентов как позицию понимающего бытия в процессе развития у субъектов умений, способствующих становлению отношений взаимопонимания, организует деятельность, вводящую в проблемы понимания людей, поддерживает интерес и потребность «быть понятым» и понять другого.

Обобщая результаты проведенной работы, сделаем некоторые выводы и определим направления дальнейшего изучения проблемы.

  1. Проведенный анализ философских, психологических и педагогических исследований позволил определить, что становление отношений взаимопонимания между студентами осуществляется в коллективе, сформированном как со-бытийная общность, что предполагает ценностно-смысловое единство его членов, отношения сотрудничества, сопереживания, основанные на интересе и потребности в другом человеке, в умении его понять и принять.

  2. Исследование проблемы становления отношений взаимопонимания в студенческом коллективе дало возможность конкретизировать данное понятие: отношения взаимопонимания — это встречное понимание (я понимаю тебя, ты понимаешь меня), это процесс и результат поиска и раскрытия смыслов, заложенных в жизненные проявления, что обеспечивает продуктивное взаимодействие членов коллектива.

  3. Теоретическое обоснование получили условия становления отношений взаимопонимания.

  4. Педагогическое обеспечение становления отношений взаимопонимания в студенческом коллективе — это специально организованный процесс, для которого характерны этапность и непосредственная обращенность к духовной и душевной сферам человека.

Изучение источников показало, что область разработки педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания в коллективе остается открытой, что актуализировало разработку авторской модели, предполагающей посредством освоения студентами компонентов становления отношений взаимопонимания осуществить реализацию ее целевой и содержательной составляющих и представить авторское видение возможности осуществления данного процесса в академических студенческих группах.

Проведенное исследование не исчерпывает полностью проблему педагогического обеспечения становления отношений взаимопонимания. Перспективным направлением дальнейших исследований может быть изучение становления понимания в контексте диалога культур, мультикультурализма, интернационализации в системе высшего образования, в рамках компетентностного подхода в образовании (общекультурный блок компетенций), в контексте образования для устойчивого развития.


Литература:

  1. Бабурова, И. В. Климат и ценности группы: педагогический анализ / Учебно-методическое пособие. — Смоленск: СГПУ, 2005. — 208 с.

  2. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности / Науч.ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.

  3. Горшкова, В. В. Межсубъектная педагогика: тенденции развития. — С.-Петербург — Комсомольск-на-Амуре, 2001. — 237 с.

  4. Дильтей, В. Понимающая психология / Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я. и Ждан А. Н. — М.: МГУ, 1980. — 160 с

  5. Лузина, Л. М. Понимание как духовный опыт. — Псков: ПГПИ, 1997. — 168 с.

  6. Никитина, Н. Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления: монография. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 400 с.

  7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.

  8. Соловцова, И. А. Ситуационный подход к организации духовного воспитания школьнико // Духовно-нравственное воспитание: от методологии к педагогической деятельности: Сб. науч. и методич. трудов. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. — С.56–66.

  9. Шустова, И. Ю. Воспитание и развитие субъектности юношества в детско-взрослой общности: монография / Под ред. Н. Л. Селивановой. — Ульяновск: УлГУ, 2009. — 139 с.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle