Библиографическое описание:

Савостьянова И. Л. К вопросу проектирования содержания информационной подготовки бакалавров-экономистов // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 597-599.

Одна из главных задач образования в настоящее время — обеспечение современного качества образования в соответствии с актуальными и перспективным потребностям личности. Качество подготовки специалистов должно соответствовать запросам и тех, кто участвует в образовательном процессе (студенты и преподаватели) и тех, кто не участвует в образовательном процессе, но по значимым причинам заинтересован в его качестве (государство, общество и работодатели). Между тем, общество, определяющее заказ на образовательные результаты, находится в процессе перехода к новому историческому образованию — «информационному обществу». Главной отличительной чертой современного информационного общества является универсальная гибкость. Различные проявления гибкости имеют единую основу — хранение, обработку и распределение информации. Информационное общество порождает и принципиально новый тип экономики — экономика информационного общества обладает такими чертами, как взаимозависимость, регионализация и растущая диверсификация в каждом регионе.

В таких условиях ведущей фигурой организации становится информационно-ориентированный работник, который должен быть готов к постоянному овладению новыми навыками по мере внедрения новых информационных технологий. Рост требований к информационной подготовке будущих экономистов требует от системы ВПО обновления содержания и использования качественно новых педагогических технологий. В целом, в научном сообществе достаточно широко обсуждаются проблемы, состояние и направления развития информационных технологий, возможности их применения в системах образования. Психолого-педагогические аспекты информатизации высшего образования освещены в работах А. А. Кузнецова, А. Г. Кушниренко, В. М. Монахова, И. В. Роберт и др. Вопросы использования информационных технологий в обучении рассматриваются Ю. С. Брановским, A. Л. Денисовой, М. И. Жалдак, А. И. Берг, В. В. Гура, И. Ю. Морозовым, А. Н. Макаровой, В. Г. Разумовским, В. П. Шумилиным и др. Использование и оценка эффективности использования отдельных информационных технологий в образовании находят отражение в исследованиях И. Б. Готской, М. А. Гуриевой, И. В. Роберт, В. А. Рыжова, А. В. Соловова, И. Е. Вострокнутова, С. К. Голубевой, Е. В. Кашириной, Е. А. Локтюшина и др. Значительное количество работ посвящено и вопросам совершенствования информационной подготовки будущих экономистов различными формами и средствами (А. В. Беребердин, Е. Ю. Бобкова, Л. В. Гайдаренко, Л. П. Грищенко, М. Л. Груздева, А. В. Гоферберг, А. А. Евсеева, А. Ю. Оршанский, З. А. Колмакова, Н. А. Мещерякова, Т. Д. Морозовская, Т. В. Плеханова, Е. М. Шевченко, О. М. Чубарян и др.). В своих исследованиях авторы формулируют цели образования, обусловленные социальным заказом, обосновывают отбор содержания, подбирают эффективные и адекватные методы, организационные формы и средства обучения

Однако остается открытым вопрос об учете требований ФГОС ВПО для экономистов в условиях двухуровневой системы подготовки. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения результатом подготовки выпускников является сформированность их общекультурных и профессиональных компетенций. Условием, обеспечивающим решение поставленных целей, является обновление качества образования на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на обретение значимых компетенций в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому компетентностный подход становится эффективной методологией построения современного профессионально-ориентированного образования.

Овладение будущим экономистом информационными компетенциями, (выделяемыми рядом авторов как ключевые), позволят ему овладеть и социальным опытом, и получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В составе компетенций, которые описывают результат обучения, как для бакалавров, так и для магистров, указаны и общекультурные (ОК-12, 13) и профессиональные компетенции (ПК-7, 9, 10, 12), связанные с информационной подготовкой [1].

Разрабатываемые программы и системы обучения студентов должны не только обеспечивать овладение информационными компетенциями, они должны при этом учитывать многообразие информационных потребностей специалистов экономической отрасли адекватно их должностным обязанностям. Ведь перечень направлений, для которых присваивается квалификация «Экономист» весьма обширен. Обширны и разнообразны и требования к профессиональной информационной подготовке, отраженные в профессиографической литературе и квалификационных справочниках профессий и должностей.

Важность овладение информационной компетентностью подготавливаемых экономических кадров фиксируют и проводимые исследования требований работодателей. Так, исследования Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ [2], показывают, что российские работодатели выделяют «базовые компетенции», которыми должен обладать нанимаемый персонал:

  • наличие высшего образования — требование 90 % работодателей;

  • навыки на уровне не ниже уверенного пользователя ПК — 95 %;

  • знания, как минимум, одного иностранного языка — 50 %;

  • наличие опыта работы по специальности — 50 %.

Потребности работодателей и сотрудников всех видов народного хозяйства в изменении информационной подготовки иллюстрируются и результатами анкетирования, которое было проведено нами весной и летом 2012 г. Участниками анкетирования стали сотрудники бухгалтерий, финансовых и планово-экономических отделов организаций и предприятий, имеющих должность «Экономист». Все 100 % опрошенных респондентов считают, что любому профессионалу необходима информационная подготовка и указывают, что предмет(ы) информационного цикла входил в перечень изучаемых в учебном заведении предметов. При этом, отвечая на вопрос «Насколько полезной оказалась учебная информационная подготовка в Вашей профессиональной деятельности?», 80 % респондентов оценили свою информационную подготовку крайне низко.

Более 60 % опрошенных респондентов указали, что им приходилось, уже работая по профессии, проходить дополнительную информационную подготовку. Способы самостоятельного улучшения респондентами своей информационной подготовки иллюстрирует рисунок 1

Рис. 1. Варианты прохождения действующими экономистами самостоятельной информационной подготовки


Ответы респондентов относительно разделов информатики, по которым потребовалась дополнительная подготовка, распределились следующим образом:

  • Дополнительная подготовка не понадобилась по традиционно включаемым в программу информационной подготовки теоретическим разделам информатики.

  • Значительное число респондентов (80 %) были вынуждены обучаться работе со специализированным ПО, расширенными возможностями табличных процессоров (67 %), работе с локальными и глобальными сетями (53 %) и справочно-правовыми системами (53 %).

  • Части опрошенных респондентов (30 %) понадобилась дополнительная подготовка по работе с базами данных и графическими программами.

Таким образом, анализ психолого-педагогических источников и проведенное анкетирование позволил нам выделить следующие противоречия:

  • Между потребностью современного общества в экономистах, успешно реализующих свои профессиональные информационные потребности, и недостаточной профессиональной ориентированностью существующей системы обучения информатике.

  • Между необходимостью создания системы обучения будущих экономистов курсу профессионально-ориентированной информатики и недостаточной теоретико-методической разработанностью этой проблемы.

  • Между потребностью будущих экономистов в подготовке к реальной профессиональной деятельности в процессе обучения информатике и отсутствием необходимой компетентности, реализующей эту потребность.

Между тем, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 «Экономика», с присвоением квалификации (степени) «Бакалавр» не предусмотрены дисциплины информационного цикла. Для решения вопроса формирования и развития указанных информационных компетенций предусмотрена вариативная часть государственных стандартов. Перед вузами, таким образом, стоит задача уточнения содержания образовательных программ информационной подготовки студентов. Разрабатываемые образовательные программы обучения при этом должны не только учитывать многообразие информационных потребностей специалистов экономической отрасли, но и согласоваться с текущими и перспективными интересами личности и общества.


Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») — М.:, 2009.

  2. Шевченко Д. А. Маркетинговый анализ молодежного рынка труда и образования // Практический маркетинг. — 2002, — № 2 (60).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle