Библиографическое описание:

Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 59-61.

В перспективе тенденция увеличения автомобильного парка и интенсивности дорожного движения сохраняется. Увеличивается энергонасыщенность, динамичность автомобиля, для водителя нарастает сложность ориентации в дорожной обстановке, сокращается время принятия решения о востребованном маневре (переставка, обгон, поворот, ускорение, замедление или торможение до полной остановки). В дорожном движении все больше присутствует водителей-любителей с недостаточными квалификацией и опытом, а профессионалы (да и любители со стажем), к сожалению, не всегда строго выполняют регламент ПДД [1 с.3]. Кроме того, следует иметь в виду, что ряд факторов (утомление, заболевание, алкогольная и другие интоксикации, стрессовые воздействия) оказывает на водителя отрицательное влияние, снижая его психофизиологическую надежность. Возросшие требования к водителю вызвали необходимость проведения профилактических мероприятий. На многих автотранспортных предприятиях введены предрейсовые осмотры, в некоторых транспортных организациях осуществляют профессиональный подбор, разрабатывают психофизиологические основы обучения управлению автомобилем, изучают причины ошибочных действий водителей.

Первоначальное обучение водителей в основном проводят автошколы различных ведомств и организаций. Повышение же квалификации водителей ведется непосредственно на автотранспортных предприятиях, где важную роль играют кабинеты по безопасности движения. Использование в указанных целях вспомогательных технических средств заметно повышает эффективность обучения и совершенствование мастерства вождения. Эти средства должны включать не только специальные стенды, позволяющие быстрее овладевать водительскими навыками и совершенствовать их, но также приборы, с помощью которых водитель мог бы периодически проверять и тренировать свои психофизиологические качества, от которых зависит успешность его профессиональной деятельности (скорость восприятия, скорость реакций, переключение, объем, и распределение внимания, оперативные качества мышления и памяти, эмоциональная устойчивость и другие).

Важное значение имеют также технические средства для регистрации таких физиологических параметров, как частоты пульса и дыхания, величины артериального давления и других, которые являются косвенными показателями эмоционального напряжения человека. [2 с. 3].

Применяемые в настоящее время технические средства для проверки и тренировки психофизиологических функций человека можно разделить на четыре группы:

  • контрольно-обучающие;

  • демонстрационные;

  • тренажеры;

  • аппаратура, для исследования психофизиологических функций (рис.1).

Представленная классификация не является жесткой, поскольку технические средства, входящие в какую либо группу, могут иметь двойное назначение [3 с. 52].


Рис. 1. Электронные системы контроля функционального состояния водителя


Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении всей смены. Любое отклонение от оптимального состояния затрудняет процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивает вероятность ошибочных действий водителя. Система поддержания работоспособности водителя VIGITON-непрерывный контроль психофизиологического состояния водителя в пути. Система может устанавливаться на любом транспортном средстве. В ее состав входят: cвето-звуковой индикатор состояния водителя, наручные датчики, встроенные в браслет и перстень, блок взаимодействия с системами автомобиля. Система предупреждает водителя о приближении его состояния к аварийно-опасному, а других участников движения о том, что транспортное средство неуправляемо — включение внешних аварийных световых и звуковых сигналов [4].

Дифференцированную диагностику функционального состояния органов и систем, с получением психологических характеристик водителя перед выходом на линию выполняют на стационарных многофункциональных диагностических комплексах. Комплекс «РОФЭС» внесён в государственный реестр с 1998 года и внедрён в различных ведомствах и службах с 1995 года (рис.2).


Рис. 2. Комплекс многоуровнего анализа функционального состояния водителя «РОФЭС»


Время измерения на комплексе 2–3 минуты. Дружественный интерфейс и автоматизация процесса расчёта оценок позволяет эксплуатировать комплекс специалистам среднего медицинского звена (фельдшер, медсестра). Психологи управления персоналом работают на комплексе, получая психофизиологические оценки [5].

Основные факторы, от которых зависит надежность водителя: пригодность к управлению автомобилем по состоянию здоровья и психологическим качествам, подготовленность и работоспособность (таблица 1).

Таблица 1

Основные факторы надежности и пригодности водителя

Водитель транспортного средства

Факторы надежности и пригодности к управлению транспортным средством

Мероприятия по сохранению высокого уровня надежности

Приборы психофизиологической диагностики и обучения

Пригодность

Медицинское освидетельствование: проверка состояния здоровья и функций органов чувств; Психофизиологическое обследование: восприятия, внимания, адаптации, реакции, эмоциональной устойчивости

Контрольно-обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций

Подготовленность

Формирование навыков управления автомобилем в различных дорожных ситуациях; Психофизиологическая подготовленность: формирование высоких моральных качеств, сохранение достаточной надежности в чрезвычайных условиях управления транспортным средством

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;

Демонстрационные; Тренажеры

Работоспособность

Предупреждение состояний организма, снижающих работоспособность водителей: болезненные состояния, утомление, алкогольное опьянение, стресс

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;


Проверка состояния здоровья, функций органов чувств и изучение психофизиологических особенностей абитуриентов, поступающих в автошколы, имеет важное значение для повышения надежности водителя. Для такого изучения нужны приборы и методы, которые должны обеспечить на должном научном уровне индивидуализированный подход при медицинском освидетельствовании и профессиональном психофизиологическом отборе и подборе водителей. По результатам экспертизы определяется соответствие или не соответствие физических и психофизиологических возможностей требованиям, предъявляемым к профессии водителя транспортного средства.

Подготовленность водителя определяется наличием у него специальных знаний и навыков. Это прежде всего умение безопасно управлять автомобилем, предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и правильно действовать в опасных ситуациях. Такие навыки можно формировать на автомобильных тренажерах. Тренажеры целесообразно оборудовать аппаратурой, регистрирующей движения органами управления, выдерживание заданных параметров, количество ошибок и физиологические функции, что позволит изучать психофизиологические особенности водителя в условиях, близких к реальным.

Работоспособность водителя не стабильна, она повышается в дневное время, особенно в первой половине дня, и понижается ночью. В течение смены работоспособность также меняется. Кроме того, работоспособность понижается при перегрузке информацией, а также при недогрузке информацией. На работоспособность водителя могут отрицательно влиять такие факторы, как: эмоциональное напряжение в результате опасных дорожных ситуаций, дефицит времени при управлении автомобилем, решение очень трудной задачи, болезненное состояние и другие. Поэтому возникает необходимость в постоянном контроле психофизиологических возможностей водителя и систематическом проведении мероприятий по сохранению высокого уровня надежности. [2 c.14]


Литература:

  1. Ходес И. В. Управляемость и активная безопасность автомобиля (водителю, механику, инженеру) / И. В. Ходес.- Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010.- 140 с.

  2. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

  3. Человек — транспортные средства: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

  4. ЗАО «НЕЙРОКОМ» (сайт в интернете neurocom.ru).

  5. Уральское научно-производственное предприятие «Альтаим» (сайт в интернете rofes.ru).


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle