Библиографическое описание:

Дятлов М. Н. Приборы психофизиологического обследования водителей // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 59-61.

В перспективе тенденция увеличения автомобильного парка и интенсивности дорожного движения сохраняется. Увеличивается энергонасыщенность, динамичность автомобиля, для водителя нарастает сложность ориентации в дорожной обстановке, сокращается время принятия решения о востребованном маневре (переставка, обгон, поворот, ускорение, замедление или торможение до полной остановки). В дорожном движении все больше присутствует водителей-любителей с недостаточными квалификацией и опытом, а профессионалы (да и любители со стажем), к сожалению, не всегда строго выполняют регламент ПДД [1 с.3]. Кроме того, следует иметь в виду, что ряд факторов (утомление, заболевание, алкогольная и другие интоксикации, стрессовые воздействия) оказывает на водителя отрицательное влияние, снижая его психофизиологическую надежность. Возросшие требования к водителю вызвали необходимость проведения профилактических мероприятий. На многих автотранспортных предприятиях введены предрейсовые осмотры, в некоторых транспортных организациях осуществляют профессиональный подбор, разрабатывают психофизиологические основы обучения управлению автомобилем, изучают причины ошибочных действий водителей.

Первоначальное обучение водителей в основном проводят автошколы различных ведомств и организаций. Повышение же квалификации водителей ведется непосредственно на автотранспортных предприятиях, где важную роль играют кабинеты по безопасности движения. Использование в указанных целях вспомогательных технических средств заметно повышает эффективность обучения и совершенствование мастерства вождения. Эти средства должны включать не только специальные стенды, позволяющие быстрее овладевать водительскими навыками и совершенствовать их, но также приборы, с помощью которых водитель мог бы периодически проверять и тренировать свои психофизиологические качества, от которых зависит успешность его профессиональной деятельности (скорость восприятия, скорость реакций, переключение, объем, и распределение внимания, оперативные качества мышления и памяти, эмоциональная устойчивость и другие).

Важное значение имеют также технические средства для регистрации таких физиологических параметров, как частоты пульса и дыхания, величины артериального давления и других, которые являются косвенными показателями эмоционального напряжения человека. [2 с. 3].

Применяемые в настоящее время технические средства для проверки и тренировки психофизиологических функций человека можно разделить на четыре группы:

  • контрольно-обучающие;

  • демонстрационные;

  • тренажеры;

  • аппаратура, для исследования психофизиологических функций (рис.1).

Представленная классификация не является жесткой, поскольку технические средства, входящие в какую либо группу, могут иметь двойное назначение [3 с. 52].


Рис. 1. Электронные системы контроля функционального состояния водителя


Специфические условия работы водителя требуют от него одинаковой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении всей смены. Любое отклонение от оптимального состояния затрудняет процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивает вероятность ошибочных действий водителя. Система поддержания работоспособности водителя VIGITON-непрерывный контроль психофизиологического состояния водителя в пути. Система может устанавливаться на любом транспортном средстве. В ее состав входят: cвето-звуковой индикатор состояния водителя, наручные датчики, встроенные в браслет и перстень, блок взаимодействия с системами автомобиля. Система предупреждает водителя о приближении его состояния к аварийно-опасному, а других участников движения о том, что транспортное средство неуправляемо — включение внешних аварийных световых и звуковых сигналов [4].

Дифференцированную диагностику функционального состояния органов и систем, с получением психологических характеристик водителя перед выходом на линию выполняют на стационарных многофункциональных диагностических комплексах. Комплекс «РОФЭС» внесён в государственный реестр с 1998 года и внедрён в различных ведомствах и службах с 1995 года (рис.2).


Рис. 2. Комплекс многоуровнего анализа функционального состояния водителя «РОФЭС»


Время измерения на комплексе 2–3 минуты. Дружественный интерфейс и автоматизация процесса расчёта оценок позволяет эксплуатировать комплекс специалистам среднего медицинского звена (фельдшер, медсестра). Психологи управления персоналом работают на комплексе, получая психофизиологические оценки [5].

Основные факторы, от которых зависит надежность водителя: пригодность к управлению автомобилем по состоянию здоровья и психологическим качествам, подготовленность и работоспособность (таблица 1).

Таблица 1

Основные факторы надежности и пригодности водителя

Водитель транспортного средства

Факторы надежности и пригодности к управлению транспортным средством

Мероприятия по сохранению высокого уровня надежности

Приборы психофизиологической диагностики и обучения

Пригодность

Медицинское освидетельствование: проверка состояния здоровья и функций органов чувств; Психофизиологическое обследование: восприятия, внимания, адаптации, реакции, эмоциональной устойчивости

Контрольно-обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций

Подготовленность

Формирование навыков управления автомобилем в различных дорожных ситуациях; Психофизиологическая подготовленность: формирование высоких моральных качеств, сохранение достаточной надежности в чрезвычайных условиях управления транспортным средством

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;

Демонстрационные; Тренажеры

Работоспособность

Предупреждение состояний организма, снижающих работоспособность водителей: болезненные состояния, утомление, алкогольное опьянение, стресс

Контрольно — обучающие; Аппаратура, для исследования психофизиологических функций;


Проверка состояния здоровья, функций органов чувств и изучение психофизиологических особенностей абитуриентов, поступающих в автошколы, имеет важное значение для повышения надежности водителя. Для такого изучения нужны приборы и методы, которые должны обеспечить на должном научном уровне индивидуализированный подход при медицинском освидетельствовании и профессиональном психофизиологическом отборе и подборе водителей. По результатам экспертизы определяется соответствие или не соответствие физических и психофизиологических возможностей требованиям, предъявляемым к профессии водителя транспортного средства.

Подготовленность водителя определяется наличием у него специальных знаний и навыков. Это прежде всего умение безопасно управлять автомобилем, предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и правильно действовать в опасных ситуациях. Такие навыки можно формировать на автомобильных тренажерах. Тренажеры целесообразно оборудовать аппаратурой, регистрирующей движения органами управления, выдерживание заданных параметров, количество ошибок и физиологические функции, что позволит изучать психофизиологические особенности водителя в условиях, близких к реальным.

Работоспособность водителя не стабильна, она повышается в дневное время, особенно в первой половине дня, и понижается ночью. В течение смены работоспособность также меняется. Кроме того, работоспособность понижается при перегрузке информацией, а также при недогрузке информацией. На работоспособность водителя могут отрицательно влиять такие факторы, как: эмоциональное напряжение в результате опасных дорожных ситуаций, дефицит времени при управлении автомобилем, решение очень трудной задачи, болезненное состояние и другие. Поэтому возникает необходимость в постоянном контроле психофизиологических возможностей водителя и систематическом проведении мероприятий по сохранению высокого уровня надежности. [2 c.14]


Литература:

  1. Ходес И. В. Управляемость и активная безопасность автомобиля (водителю, механику, инженеру) / И. В. Ходес.- Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2010.- 140 с.

  2. Приборы и методики психофизиологического обследования водителей автомобилей. Игнатов Н. А., Мишурин В. М., Мушегян Р. Т., Сергеев В. А. — М., Транспорт. 1978. — 88 с., ил.

  3. Человек — транспортные средства: Учебное пособие / А. Г. Петрушин, Ю. Я. Комаров; Волгоград. Гос. Техн. ун-т. — Волгоград, 1996. — 105 с.

  4. ЗАО «НЕЙРОКОМ» (сайт в интернете neurocom.ru).

  5. Уральское научно-производственное предприятие «Альтаим» (сайт в интернете rofes.ru).


Основные термины: состояния водителя, психофизиологического состояния водителя, индикатор состояния водителя, ошибочных действий водителя, водителя отрицательное влияние, работоспособности водителя vigiton-непрерывный, водителя транспортного средства, работоспособность водителя, повышения надежности водителя, психологических характеристик водителя, условия работы водителя, психофизиологические особенности водителя, психофизиологических возможностей водителя, надежность водителя, Подготовленность водителя, пригодности водителя, Работоспособность водителя, управлению автомобилем, ошибочных действий водителей, автотранспортных предприятиях

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle