Библиографическое описание:

Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.

Как много мы знаем о анималотерапии? Да пожалуй, не так много, как хотелось бы. А что уж и говорить о положительных и отрицательных качествах этого процесса. Давайте попробуем разобраться.

Что же такое анималотерапия? Разделим слово на две части: «animal» — в переводе с латыни означает животное; и «терапия» — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение каких-либо симптомов. Значит анималотерапия это научный метод лечения и профилактики использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи.

Все мы не раз читали, что: «…проблема анималотерапии мало изучена, и исследований в нашей стране недостаточно…поэтому стоит…». Согласитесь — довольно скучно и заурядно? Да, проблема стоит, детей с различными отклонениями предостаточно, но! Мы все знаем, что животные благотворно влияют на человека, исследования ведутся, методика применяется, и вообще процесс не стоит на месте. И особенно актуально на сегодняшний день организовать такую терапию в детских домах для умственно отсталых детей.

Как известно, дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в силу своих заболеваний, а дети, находящиеся в закрытом учреждении, испытывают специфические проблемы.

  1. Ограничение социальных контактов. Проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т. д.

  2. Недоразвитие навыков продуктивного общения. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимулирующие их речь, поощрять любую речь, даже лепетную.

  3. Твердый режим дня. Общение детей со взрослыми в детском доме не предоставляет ребенку самостоятельности, а, наоборот, резко ограничивает ее твердым режимом дня, постоянными указаниями взрослого, что следует делать в тот или иной момент времени, контролем со стороны взрослого, формируя тем самым привычку к «пошаговому» выполнению чужих указаний.

  4. Феномен «мы». В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы». Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим детдомовцам.

  5. Нереализованная потребность в любви. Следствие этого нехватка тактильного ощущения, проблемы нравственного развития. Проявляются они чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.

  6. Деформированная компенсация недостающей любви. У детей нарушено самосознание, поэтому полоролевая идентификация затруднена. Многие дети называют персонал, а порой и друг друга, «мама», не зависимо от пола.

  7. Адаптация к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

Эти проблемы очень актуальны в современных детских домах, но анималотерапия может помочь в преодолении и сглаживании психологической ситуации данных проблем. Но для начала посмотрим, какие функции несет в себе анималотерапия.

С. Д. Деребо и В. А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция.

Взаимодействие с животными может снимать стресс и агрессию, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.

  1. Психотерапевтическая функция.

Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

  1. Реабилитационная функция.

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации. Показательно, что стремление к взаимодействию с миром природы особенно проявляется у людей, подвергнутых тому или иному виду депривации.

  1. Функция удовлетворения потребности в компетентности.

Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.

  1. Функция самореализации.

Как показали исследования психологов А.Маслоу, А. В. Петровского и других, одной из важнейших потребностей человека является потребность в реализации своего внутреннего потенциала, потребность быть значимым для других, представленным в их жизни и в их личности.

Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность. Когда ребенок занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, «вершителя судеб», определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т. п. Ребенок создает «свой мир», мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном «мире».

  1. Функция общения.

Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними — это функция партнеров общения.

Таким образом, анималотерапия затрагивает многие аспекты воспитания детей в детских домах. Но отсюда напрашивается вопрос: «Посредством чего анималотерапия оказывает влияние на эти функции?»

  • Улучшаются коммуникативные функцииза счет того, что во время занятий, ребенок общаются и действуют совместно с педагогом и животным.

  • Повышается уровень самостоятельности, так как ребенок учится ухаживать за животным, играть с ним, воспитывать и управлять. Тем самым он, обучая животное, обучается сам контролировать этот процесс.

  • Улучшения физического, психологического и эмоционального состояния. При работе и играх с животным ребенок испытывает радость, он успокаивается, т. к. рядом есть «друг» которому он может доверять.А подвижные игры тренируют физически. Дети на время занятия отвлекаются на животное и забывают про неприятности, проблемы и разочарования.

  • За счет совместной деятельности, занятия способствуют интеграции детей в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры инвалидности.

  • Посредством занятий происходит развитие трудовых навыков по уходу за животными. Для некоторых людей с ограниченными возможностями, особенно с умственной отсталостью это связано с тем, что данная категория людей может под контролем успешно выполнять работу конюха и эта работа может стать для них профессией, которая станет опорой в будущей самостоятельной жизни и послужит средством их интеграции в жизнь общества.

  • Тренировка навыка общения, снятие негативного фона ребенка. Дети инстинктивно тянутся к животным. Они легко общаются с ними и создают тесные дружеские отношения. Исследования британских ученых доказали, что 90 % детей 7- 8 лет ставят своих животных на одно из первых 10 мест в иерархии значимых отношений, а многие — и на первые 5 мест.

  • Тактильное общение. Большинство животных приятны на ощупь. Дети любят обнимать и гладить их, и это тоже имеет терапевтическую ценность. Это снижает уровень стресса, дает детям возможность выразить свои чувства. Взамен животные ничего не спрашивают и не критикуют.

  • Животные способствуют развитию. Присутствие животных приносит пользу детям. Обладать животным — значит брать на себя ответственность, которая, если человек относится к животному серьезно, позволяет испытывать чувство гордости и значимости. Но помните о возможностях ребенка. Вы не можете ожидать от трехлетнего человечка, что он будет менять кошачий туалет, но вполне можете попросить его налить киске воды.

  • Высокий уровень развития социальных навыков и эмпатии (способности к сопереживанию). Животные выполняют роль доверенных лиц, близких друзей, обеспечивают эмоциональную поддержку и являются ценными компаньонами. Животные — это связь с другим миром. Дети наблюдают за их реакциями, привычками, способами выражения удовольствия, любопытства и злости. Когда у кошки появляются котята, ребенок становится свидетелем основных событий в жизни любого существа; это прекрасная возможность поговорить с ним о жизни, рождении новой жизни и половом развитии.

  • Животные способствуют взаимоотношению в группе, классе, коллективе. Они объединяют детей увлекательными прогулками, обсуждением ухода за питомцем или просто забавными выходками.

Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от ребёнка не требуется никаких дополнительных знаний о животном — его задача, просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины).

Но также и стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. А чтобы добиться высоких результатов нужно подходить к вопросу комплексно, задействую как можно больше специалистов. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания.


Литература:

  1. Деребо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов-на-Дону, 1996.

  2. Кряжева Н. Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. — Академия Развития, Академия и К°, 2000.

  3. Б. Д. Карвасарский. Психотерапевтическая энциклопедия. — Питер, 2000.

  4. Б. Д. Карвасарский. Психотерапия. — Питер, 2007.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle