Библиографическое описание:

Еропов И. А. Компьютеризация обучения старшеклассников (рекомендации для родителей) // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 557-558.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Он гласит: «Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно — нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [9]. Крайне важно, семье, родителям принимать самое главное, наипервейшее участие в воспитании школьников — старшеклассников.

На сегодняшний день возникла необходимость изменение точки зрения на воспитательный процесс по следующим причинам: несоответствие традиционно сложившейся системы и технологии воспитания требованиям нынешней жизни, особенностям развития потребностям старшеклассникам. Старшеклассники не всегда согласны мириться с пассивной ролью исполнителей распоряжений, которую им отводят взрослые, хотят самостоятельно решать, что им полезно, что вредно, максимально быстро и просто достигать поставленных целей. Родители, сформировавшиеся на вчерашних идеях и ценностях, не только не могут должным образом направить этот процесс, но иногда мешают становлению личности старшеклассника: воспитательные воздействия, ими предлагаемые, не находят отклика в душах старшеклассниках и не достигают цели. И только несведущему родителю попытки внедрить программирование и компьютеризацию в воспитательный процесс покажутся странными. Теоретически и практически эта проблема давно назрела. Сегодня идея применения компьютеризации для решения некоторых воспитательных проблем достигла уровня практической технологии, и отечественная школа идет в авангарде мировой педагогики. Технология профессионализма, в основе которой точный, прицельный расчет воспитательных воздействий, сочетание самовоспитания с внешним подталкиванием, диагностирование, прогнозирование, проектирование сдвигов на каждом этапе, своевременная поддержка и коррекция хода воспитательного процесса. Технология основывается на некоторых новых для нашей педагогики положениях, играющих принципиальную роль.

Технические возможности компьютера позволяют старшекласснику быть практически полноценным участником жизни. Но, случается, что у старшеклассника размываются границы реального и виртуального мира, и прежде всего это старшеклассники с неокрепшей психикой. Очень больно и страшно, когда старшекласснику компьютер становится заменой родителей, друзей, его настоящей жизни. Причины кроются не в плохом воспитании родителей, а в их отсутствии. Какова же роль родителей? Да практически чуть ли не самая главная! Почувствовать, осознать проблему и вовремя попытаться решить ее. Чувства — это то, чего разработчики компьютеров еще не успели создать. Так хочется донести до родителей — важную мысль о том, что дружба, любовь, добро существуют в реальном мире, а в виртуальном — лишь видимость этих чувств.

Если раньше родители не имели полноценного доступа к компьютерной технике и ресурсам сети Интернет, то в связи с развитием и широким распространением компьютерных технологий, у них появились хорошее средства для прямого контроля за учебным процессом в школе. Этот факт можно рассматривать и как увеличение числа родителей старшеклассников, использующих компьютерные технологии. Очевидно, что, число школьников, у которых, один или оба родителей имеют доступ к информационным ресурсам и сервисам сети Интернет, растет в геометрической прогрессии.

В то же время компьютерные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании старшеклассников.

В первую очередь, использование электронной почты позволяет педагогам оперативно информировать родителей о ходе обучения и воспитания каждого старшеклассника, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобретают возможность сообщать учителю сведения, необходимые для коррекции обучения каждого школьника.

Более сложные средства ИКТ позволяют проводить виртуальные собрания родителей. Использование для этих целей списков рассылки и телеконференций дает возможность проведения массовых мероприятий и массового информирования родителей без их очного собрания и визитов в школу.

Наличие у школы собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни школы, класса, параллели, расписании занятий, о проводимых учебных и внеучебных мероприятиях.

Сайт школы может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения старшеклассника в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию старшеклассников.

Компьютеризация позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать успеваемость своих старшеклассников, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с учителем. Используя средства ИКТ, родители имеют возможность контролировать ход и правильность выполнения старшеклассниками домашних заданий, вне зависимости от изучаемой дисциплины.

Появление мобильных информационных систем, к числу которых следует отнести мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети и мобильной связи, предоставляют родителям дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Во многих школах развивается сервис, в рамках которого родители оперативно информируются школой о ходе и результатах обучения каждого старшеклассника. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения. Во многих случаях оперативность в информировании родителей оказывает решающее влияние на повышение эффективности обучения и воспитания старшеклассников.

Крайне важно, родителям старшеклассников помнить и выполнять как заповедь: лучший пример для старшеклассника — это сами родители, их поведение, взаимоотношения в семье. Будучи дьяволочком никогда не воспитаешь ангелочка. А домашний компьютер, электронная почта, мобильный телефон должны помогать родителям, контролировать, поддерживать и помогать развивать процесс воспитания и обучения детей.

Таким образом, виртуальные контакты родителей со школой и родителей между собой формируют неформальное общение родителей и педагогов, что способствует комплексности и взаимной связи учебных и воспитательных воздействий, реализуемых дома.


Литература:

  1. Акуленко В. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст] / В. Л. Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф., 29–30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во «Тровант», 2004.

  2. Башмаков М. И. Информационная среда обучения / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник. — СПб: Свет, 1997. — 400 с: ил. — Библиогр.: с.391–399.

  3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров: (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько; Рос. акад. наук; Моск. Психолого-соц. Ин-т. — М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т; Воронеж: НПО МОДЭК, 2002.—349 с.- (Б-ка педагога — практика).

  4. Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий / И. В. Гиркин // Информационные технологии. — 1998. — № 6. — С. 44–47.

  5. Локтюшина Е. А. Компьютеры в учебно — воспитательном процессе школы и вуза / Е. А. Локтюшина. — Волгоград, 1996. — 275 с.

  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003. — 267 с.

  7. Роберт И. В. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании / И. В. Роберт // Информатика и образование. — 1997. — № 8. — С. 23–27.

  8. Роберт И. В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт // Информатика и образование.- 1991. — № 4. -С.5–11.

  9. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2013г.

  10. Ширшов Е.В, Чурбанова О. В. Педагогические условия проектирования электронных учебно-методических комплексов: Монография / Е. В. Ширшов, О. В. Чурбанова. — Архангельск: изд-во Архангельского государственного технического университета, 2005 г. — 307 с.




Обсуждение

Социальные комментарии Cackle